Татьяна Шутова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа, его традициях.
Задачи:
- познакомить детей с избой крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта;
- развивать речь детей, пополнять словарный запас;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, интерес к русскому фольклору.
Материал и оборудование: печь, ухват, самовар, коромысло, стиральная доска, люлька, сечка, топор.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, мы с вами находимся в русской избе. Она очень похожа на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.
В избе есть разные полезные вещи. (По ходу занятия педагог выступает в роли каждой вещи, подчеркивая голосом ее назначение.)
Ухват:
– Я ухват, я ухват, я кормлю всех подряд: чугун из печки достаю и на стол подаю!
Тут ложка по столу прыг-скок!
– Эх ты, ухват, железные рога да длинная нога! Это правда, что ты еду из печки достаешь да на стол подаешь, только я все равно главнее, все равно нужнее: я кашу и щи прямо в рот несу. Поэтому мне и почета больше: тебя, рогатого, в угол ставят, а меня, красавицу расписную, на стол кладут!
Услышал их самовар и запыхтел:
– Главное место на столе – мое! И правильно: вы хотя людей и кормите, а сами сварить ничего не можете. То ли дело я, самовар, потому и самоваром называюсь: «самовар» – значит, сам варит.
Ложка спрашивает:
– Что же те варишь, самовар?
– Как что? Воду кипячу, всех чаем пою. Вот здесь у меня местечко для щепок или шишек, а здесь – для воды (показывает). Шишки горят – вода кипит. Я самовар, птица-жар!
Кран открывается, чай наливается (показывает! Тут и коромысло заскрипело, заспорило:
– Чая без воды не бывает! По воду ходить – это только со мной. Тут уж я самый главный помощник: хоть и скриплю, а ведра тащу, потому что без воды и чаю не попьешь, и не постираешь.
Услышала их стиральная доска:
– Кто это про стирку говорит? Лучше меня, стиральную доску, послушайте. Это я всю грязь, все пятна с одежды убрать помогаю, своими ребрышками их оттираю. Без меня у всех одежда была бы грязная, некрасивая. Вот какая я нужная и важная! Поэтому хозяйка меня бережет, водицей с мылом моет.
Тут из корытца с капустой голосок зазвенел. Это сечка зазвякала, заспорила:
– Ха-ха-ха! Вот так бережет: грязную одежду об тебя трет! Уж кого берегут, так это меня, сечку. Чистят меня до блеска, и домик у меня отдельный, уютный – в этом корытце. Работа – и чистая, и веселая: я капусту рублю, на зиму заготавливаю (показывает).
Тут топор не выдержал:
– Да разве здесь кто-нибудь, кроме меня, рубить умеет? Вот я – это да, без меня никуда!
Размахнулся, наклонился – пень пополам развалился (показ с бутафорскими топором и поленом).
Тара-тара-тара-ра!
Я колю дрова!
Я колю на чурочки,
Гори, огонь, в печурочке!
Без моей работы, без моих дровишек печь не растопить. В холодной печи не сваришь ни кашу, ни щи, а то и вовсе замерзнешь!
Тут из люльки одеяло показалось.
– Кто замерзает, того одеяло согревает! Я одеяло мягкое, из лоскутков сшито, ватой
подбито. Я тут самое теплое, значит, и самое главное!
Воспитатель. Как вы думаете, какая из этих полезных вещей самая главная (Ответы детей)
Воспитатель. Все они нужные, все важные. Как в хозяйкины руки попадали, в избе и чисто становилось, и весело. Так-то! Сделал дело – гуляй смело! Хочешь – гуляй, хочешь – отдыхай, одеяльцем укрывайся да спать собирайся.
Вот оно, одеяльце, давайте-ка его лучше разглядим. Из чего оно сшито? (Ответы детей) Из разных лоскутков. Ни один лоскуток у хорошей хозяйки не пропадет, каждый в дело пойдет, себе место найдет. Кому какой лоскуток больше нравится? Все хороши, а вместе сшитые – еще лучше: и больше, и теплее, и наряднее.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками.
Итог.
Поиграем в игру «Что было, что стало»
- Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)