Екатерина Ролдугина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление об образе жизни птиц, строении.
Программные задачи:
образовательные : познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц, расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в страну птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
развивающие : развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.
Словарная работа: ввести в активный словарь относительные прилагательные: зимующие, перелётные, пуховые, маховые, лёгкие, плотные. Расширять глагольный словарь за счё т глаголов: зимовать, вьют, откладывают, высиживают.
Оборудование:
демонстрационное : предметные картинки с изображениями птиц, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры: «Что сначала, что потом?», сундук, ящик для инструментов с предметами: трава, ветки, глина, перышки, вата, нитки, мел, игрушечная пила, молоток, отвертка, пуговица, веер, изображение Жар-птицы.
раздаточное: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, перья пуховые и маховые (дезинфицированные в соответствии с Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.7.2815-10, простые карандаши, дневники наблюдения, лупы.
техническое: ноутбук, проектор, телевизор, музыкальная колонка.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. И. Чарушина «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесной хор», Г. Скребицкого «Рассказы о птицах для детей», чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (перевод с немецкого К. Орешина, заучивание стихотворений о птицах, рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, птичьих гнёзд, птенцов, наблюдения за птицами на прогулке.
Используемые методы и приё мы: словесный метод - беседа (приёмы-вопрос, указание, пояснение, оценка, игровой метод (загадывание загадок, наглядный (показ и рассматривание картинок, практический (опыты, рисование перьев).
Технологии: личностно-ориентированные, технологии исследовательской деятельности, игровые.
Ход занятия.
1. Вводно-организационный.
Воспитатель: Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Мы с вами собрались здесь сегодня, чтобы побывать в чудесной и загадочной стране, но в то же время такой для нас знакомой. А чтобы угадать о какой стране сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать следующую мелодию, которая поможет вам с легкостью определить название этой страны. Закройте глаза и послушайте.
Звучит пение птиц. (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня ребята, наши друзья приглашают нас в путешествие в страну птиц.
2. Открытый вход в деятельность.
Воспитатель вместе с детьми делает круг доброты.
Мы любим природу, (Прижимают руки к груди)
Мы любим мир вокруг! (Разводят руки в стороны).
Мы очень-очень рады (Хлопают в ладоши)
Что рядом с нами друг! (Кивают друг другу).
3. Мотивация на деятельность.
Воспитатель. Ребята, птицы хотят с вами поиграть. Они прислали вам загадки о себе. Будете отгадывать? (Да).
Вы должны давать только правильные ответы на загадки, тогда на доске появятся отгадки. И не забываем золотое правило нашего занятия: Хочешь ответить - не шуми, а только руку подними!
4. Расширение имеющихся знаний.
Проводится игра «Отгадай загадку».
1. Она маленькая птичка.
И зовут её(Синичка)
2. Чик — чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? …
(Воробей)
3. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это? (Дятел).
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач).
5. На шесте –дворец
Во дворце-певец.
Как зовут его?
(Скворец).
6. Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка — …
(Ласточка).
Воспитатель. Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске.
-А скажите мне, какие птицы, из появившихся на доске, с нами зимовали? (Синица, воробей, дятел).
-Как мы можем назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).
- Каких еще зимующих птиц вы знаете (Снегирь, голубь, сова).
-А как назовём оставшихся птиц? (Перелётные).
-Почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются? (Для них нет корма).
- Каких еще перелетных птиц вы знаете (Кукушка, соловей, аист).
-Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми, мелкими обитателями воды).
Игра: «Зимующие или перелетные?».
Перед вами два мольберта, один со снежинками - для зимующих птиц, другой с цветами - для перелетных. Ваша задача правильно распределить птиц по двум мольбертам.
5. Динамическая пауза.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (Руки вверх, плавное покачивание)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу. (Встряхивание кистей)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (Руки в стороны, движения вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад. (Присесть, руки отвести за спину).
Звучит музыка, на ТВ экране появляется картинка с изображением Жар - птицы (звучит голос птицы) : «Здравствуйте ребята, меня зовут Жар-птица! Я случайно услышала, что вы очень умные и сообразительные и умеете справляться с различными заданиями. Поэтому я обращаюсь к вам за помощью. Злая ведьма заключила меня в золотую клетку и велела исполнять все ее желания. Чтобы разрушить чары злой колдуньи нужно пройти сложные испытания, которые под силу самым умным и сообразительным детям. Помогите мне, пожалуйста? Задания для вас в волшебном сундуке».
Воспитатель: Ах, как жаль, ребята, давайте поможем Жар-птице поскорее. А вот и тот самый сундук, посмотрим, какое задание нам предстоит выполнить.
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»
Правила игры: дети должны выстроить логическую цепочку из картинок: «гнездо», «гнездо с яйцом», «яйцо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.
Воспитатель: Ребята, из предложенных 4-х картинок вам нужно выстроить логическую цепочку и рассказать, как развиваются птицы? (Рассказы детей).
(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).
Воспитатель: Задание выполнено! Молодцы! Переходим к следующему! Следующее письмо – задание, здесь нарисован строитель и гнездо, к заданию прилагается ящик с иструментами, что бы это значило, давайте заглянем в него. Я поняла, из этого ящика нам нужно выбрать материалы, из которых птицы строят себе гнездо.
Давайте вспомним, в какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? (Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной).
Гнездо выполняет очень важную роль. Оно должно быть крепким, теплым, удобным. А как вы думаете, из чего птички строят гнезда?
Дети выбирают из предложенных предметов подходящие.
(Трава, ветки, глина, перышки, вата, нитки).
Воспитатель: Молодцы, я хочу напомнить вам одно правило. Если вы где-нибудь увидите гнездо, ни в коем случае не трогайте его, потому что мама-птица это почувствует и покинет свой дом навсегда, а птенцы, погибнут без материнской заботы.
(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).
Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Новое письмо, здесь нарисован телевизор и части тела.
Появляется изображение на телевизоре. (строение тела птицы).
Воспитатель: Что отличает птиц от остальных животных?
– Тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель. А как птицы передвигаются?
- Они летают.
Воспитатель. Какие части тела помогают птицам летать?
- Птицам помогают летать широкие крылья, которыми они опираются на воздух.
-Птицам помогают летать хвост, который служит рулем.
Воспитатель. Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу. Давайте это проверим.
6. Практическая деятельность.
Опыт: «Птица летит, птица приземляется».
Воспитатель: -Дети, что надо сделать птице, чтобы она полетела. (Ей надо расправить крылья, распушить хвост).
-Что будет делать птица, если ей надо приземлиться? (Она сложит крылья и хвост).
Дети наблюдают падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик.
- Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя как самолет?
Делается вывод: гладкий лист - лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится.
Воспитатель. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому ей легко опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу. ( Рассматривание картинки: «Птица в полёте, птица на земле»).
(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).
Воспитатель: Задание выполнено! Ребята, вы просто молодцы! А сейчас я предлагаю вам перенестись в настоящую исследовательскую лабораторию. Вы уже знаете, что в лаборатории все должно быть стерильно, поэтому наденьте халаты и шапочки.
(дети надевают халаты и шапочки и садятся на свои места за столами).
Напоминаю вам правила работы в лаборатории. На ваших рабочих местах есть стеклянные лупы, обращаться с ним нужно осторожно, чтобы они не разбились и не причинили вам вред. В лаборатории запрещено, толкаться и баловаться. Под тарелочками вас ждет сюрприз, переверните их. Это перья, у них есть острые детали, будь те осторожны, не пораньтесь.
Опыт: «Что птицу согревает, а что помогает летать».
У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа.
Воспитатель. Предлагаю рассмотреть перья через лупу.
Воспитатель. Перья состоят из стержня и волосков. (Показ).
- Одинаковые ли перья? (Нет).
- Чем они отличаются? (Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски).
Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе это перо пропускает воздух через себя, не задерживает его).
- Может птица махать такими перьями? (Нет.) Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода.
- А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе оно не пропускает воздух, волоски на стержне пера плотно соединены вместе, птица в полете опирается на него). Эти перья назвали маховыми, от слова «махать», потому что они помогают птице летать.
-Где у птицы растут маховые перья? (На крыльях и хвосте (рулевые).
-А где растут пуховые перья? (Они растут на туловище).
-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?
Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.
Воспитатель: Молодцы! Перед вами лежат ваши дневники наблюдения, открываем первый чистый лист и схематично зарисовываем маховое и пуховое перо.
Во время рисования закрепляю с детьми названия частей пера (стержень, волоски). Оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся детям.
(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).
Звучит шорох. Воспитатель выходит за дверь и вносит в группу изображение Жар - птицы!
Жар – птица (запись голоса). Мои юные спасители, спасибо вам, что вы подарили мне свободу! А я, как и обещала, исполню ваше заветное желание! Посмотрите на мой хвост, он не простой, а волшебный, если каждый из вас съест одну конфетку и загадает свое самое заветное желание, то оно обязательно сбудется! Главное верьте в него…. (Воспитатель раздает конфеты детям).
А мне пора улетать…
Воспитатель. Вот такое замечательное путешествие мы совершили с вами сегодня.
- Какое время года для птиц самое тяжёлое? (Зима).
- Дети, что же спасает птицу от холода? (Пуховые перья и еда).
- Как вы помогали птицам зимой? (Мы развесили кормушки и насыпали в них корм).
- Какую пользу приносят птицы? (Они поедают вредных насекомых, красиво поют, украшают нашу Землю, являются кормом для хищных животных).
- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
7. Открытый выход из деятельности.
Воспитатель. Давайте все вместе вспомним одно из любимых стихотворений о наших друзьях.
О птицах много знаем мы
И в тоже время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Воспитатель. Спасибо за внимание!