Наталья Ивченко
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по островам» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по островам
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение первого полугодия.
Задачи:
Познавательное развитие :
-Упражнять в счёте в пределах 10;
-закрепить знания частей суток;
-Закрепить умение различать понятия: выше – ниже;
-Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры.
-Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие по островам“ для старшей группы» размещена в разделах
-Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
-Воспитывать самостоятельность.
Речевое развитие : развивать умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие : развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью, отвечать по очереди.
Художественно-эстетическое развитие : развивать у детей творческие способности.
Оборудование:
– демонстрационный материал: Изображения героев, карта острова, бутылка, сундук;
– раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 — 5 на каждого ребенка, набор геометрических фигур, счетные палочки, карточка с нарисованными карандашами для каждого ребенка. карандаши.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть проходите, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ну вот, мы подарили друг другу улыбки, порадовали друг друга, а теперь скажите вы любите приключения? (Да)
Тогда я хочу пригласить вас в путешествие. А, чтобы узнать, как мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по морю. А скажите, на чем мы с вами будем путешествовать?
Дети: На корабле.
Воспитатель: Правильно, а к какому виду транспорта относится корабль.
Дети: Водный.
Молодцы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном, а вы моряками. (можно одеть атрибуты). Ребята, пойдемте к нашему кораблю, присаживайтесь, но прежде чем отправляться я как ваш капитан хочу проверить все ли знают мои матросы: когда вставать, когда кушать подавать, когда ложиться спать? Сейчас я загадаю Вам загадки, а вы, дослушав до конца, дадите мне ответ.
Задание «Определи время суток»
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Что за время суток? (УТРО)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Что за время? (ДЕНЬ)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (ВЕЧЕР)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. (НОЧЬ)
-А скажите, сколько у нас всего частей суток?
Дети: 4.
Вижу, молодцы мои матросы, время суток точно не перепутаете. можем отправляться.
Поднять якорь! Полный вперед. (звучит шум моря и гудок теплохода).
2. Основная часть
-Ребята, посмотрите, я что-то вижу за бортом! (на веревке привязана бутылка с картой).
Давайте, посмотрим, что это. Да это же бутылка, смотрите. А в ней какие-то бумаги.
-Ребята здесь, какая-то карта.
- Посмотрите, здесь ещё что-то есть. (Достаю из бутылки записку).
Воспитатель читает записку.
На карте указано место, где находится клад. Чтобы добраться до клада, вам нужно пройти по маршруту, который проходит через острова. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать.»
Ну, что ребята поплывем за кладом? (да) (снова звучит музыка)
Вот мы приплыли на первый остров, он называется «Сосчитайка-ка». Здесь живет Неумейка. Однажды у него перепутались все цифры, и он не может разложить их по порядку. Помогите каждой цифре встать на своё место. Возьмите карточки с цифрами и расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек с цифрами от 1 до 5)
-Ребята, ну что все справились с заданием, давайте все вместе назовем в каком порядке у нас расположились цифры.
-А теперь посчитаем вместе в обратном порядке от 5до 1.
-Ребята, а теперь покажите какую цифру вы поставили между цифрами 2 и 4;
- Какую цифру вы поставили между цифрами 1 и 3;
- Назовите соседей числа 3, 2, 4, 5.
– Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждая цифра заняла нужное место.
- А теперь, ребята мы с вами поплывем дальше (звучит музыка).
- Мы приплыли на остров «Узнавай-ка». На нем живет Карандаш. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом острове? (Рисовать).
- Ребята, у Карандаша приключилась беда, его карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем ему, сделаем карандаши снова цветными.
- Посмотрите, у вас на столах лежат карточки, на них нарисованы карандаши, давайте посчитаем сколько их. (дети считают)
Дети: карандашей 10
Воспитатель: Посмотрите внимательно на карандаши они бесцветные! Давайте, их расскрасим:
– Закрасьте 1-ый карандаш – желтым цветом, 5 – синим, 2 – зеленым, 6 – красным, 8-ой-оранжевым, 10 – коричневым. (дети закрашивают карандаши).
- Молодцы! Скажите, на котором по счету месте – синий карандаш?
- Какого цвета карандаш на пятом месте?
- На котором по счету месте желтый карандаш?
-Какого цвета 10-ый карандаш.
- Молодцы! Мы помогли Карандашу и раскрасили карандаши как он хотел.
А теперь отправляемся дальше. (звучит музыка).
Воспитатель: Мы прибыли на остров, «Отдыхай - ка». Здесь живет Шалунишка и он предлагает нам поиграть в игру «По росту становись». Пока звучит музыка вам можно двигаться по острову в каком хотите направлении. Как музыка останавливается вам нужно встать в одну шеренгу по росту.
-Молодцы. А скажите ребята, кто из вас самый высокий.? (ответы детей)
А кто самый низкий? (ответы детей).
-А теперь садимся на корабль и отправляемся дальше (звучит музыка).
- На пути у нас остров «Растеряй-ка». Здесь ребята живет Растеряйка, он все время что-то теряет. Он собрал себе цветы, но пока нес их домой растерял все лепестки, остались у него одни сердцевинки. Нам нужно помочь Растеряйке собрать цветы. Посмотрите на каждой серцевинке написана цифра. Которая показывает сколько лепестков было у цветка. Вам нужно посмотреть на цифру и сделать цветку столько лепестков, сколько она показывает. Но, внимание, это задание мы будем выполнять в парах. Разделитесь на пары и выберите какой цветок будите делать. (дети выполняют задание.)
-Воспитатель: А, теперь давайте скажем сколько лепестков получилось у ваших цветов. (каждая пара говорит сколько лепестков получилось у их цветка).
-Молодцы, ребята помогли Растеряйке. Отправляемся дальше. (звучит музыка)
-Теперь мы поплывем на остров «Мастерил-ка» (звучит музыка).
На этом острове живут ремесленники Бим и Бом, которые хотят сделать корабль, но у них никак это не получается. Посмотрите здесь у них есть много разного материала: это и геометрические фигуры счетные палочки и листочки с карандашами. Выберите себе материал, из которого вы будите делать корабль. Кто выбрал геометрические фигуры собирает из них свой корабль, кто выбрал счетные палочки делает из них, а те. кто выбрал листочки с карандашами рисуют свой корабль по числам, соединяя их по порядку. (дети выполняют задание)
-Молодцы! У вас получились замечательные кораблики.
- Отправляемся дальше, нас с вами ждет еще остров «Отвечай-ка» (звучит музыка). Здесь живет Умник. Он любит задавать вопросы. Давайте посмотрим, какие вопросы он для нас приготовил, вставайте в круг. А. Нам нужно подобрать слова с противоположным значением.
(Воспитатель говорит считалку)
Мы собрались поиграть, но пора же посчитать.
Раз, два, три, начинаешь ты.
(воспитатель задает вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и кидает мяч воспитателю)
Ты низкий, а папа (высокий)
Ветка тонкая, а дерево (толстое)
Река широкая, а ручей (узкий)
Стул большой, а стульчик (маленький)
Вата легкая, а камень (тяжелый)
Червячок короткий, а змея (длинная)
Снег холодный, а чай (горячий)
Сахар сладкий, а лимон (кислый)
Речка глубокая, а ручеек (мелкий).
Красная Шапочка добрая, а волк (злой).
Молодцы, ребята мы справились со всеми заданиями, всем помогли, а вот и сундук с кладом. Давайте посмотрим, что в нем. (Сундук открывается. В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке, сверху лежит письмо. Воспитатель предлагает одному из детей достать письмо. Читает письмо детям.)
Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё чему сегодня вы научились в путешествии – это и есть клад.
Раздает детям шоколадные монеты.
- Ребята, а теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети с воспитателем садятся на корабль.
3. Заключительная часть
- Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами.
Скажите, чем мы сегодня с вами занимались
- Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами.