Прохорова Вера Анатольевна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Мои права» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Развивать у детей основы правового сознания
Задачи:
• Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста
• Знакомить детей в привлекательной и соответствующей форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация человека», «Конвенция о правах ребенка»)
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Мои права“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
• Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека
• Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в природе, социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением
• Способствовать умению детей взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.
Методические приемы:
наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов
словесные: пословицы
Предварительная работа:
знакомство воспитанников с Всеобщей декларацией человека, с Конвенцией о правах ребенка, работа с пословицами, со стихами
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разрезная картинка, мольберт, альбомные листы, цветные карандаши
Ход занятия:
Организационный момент:
Игра в кругу: «Становитесь дети в круг»
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на земле давным-давно, много тысяч лет назад. Шло развитие людей. (слайд 1,2)
Со временем появились отдельные государства. (слайд,3)
Тогда же появились и главные вопросы:
- что могут делать люди и что не могут?
- что они обязаны делать и что не обязаны?
- на что имеют право и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии внутри государства и между государствами. Но эту книгу взрослые написали для себя. (слайд 4)
А заботясь о детях, взрослые написали другую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы говорим о правах детей. (слайд 5)
А поможет нам в этом ромашка. Мы должны сложить ее.
1. Право на жизнь.
- Внимательно смотрите на картинки, что происходит? (слайд 6)
- Как называют только что родившегося малыша? (слайд 7)
- Как вы думаете, что за право изображено здесь? (слайд 8)
- Право на жизнь – главное право любого человека, любого живого существа на Земле.
- Почему?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель:
- Что вы можете сказать об этих картинках? (слайд 9)
- Как вы должны поступать?
- Имеем ли мы право лишать жизни кого-либо? (слайд 10)
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель:
Важнейшее право, которое имеет все живое на Земле- это право на жизнь.
Потому что, все живое на земле взаимосвязано между собой.
Если исчезнет, какой- либо вид растений, может исчезнуть какой- либо вид животных.
Если исчезнет, какой -либо вид планктонов, может исчезнуть какой- либо вид рыб.
Сохранив малое - сбережем большее. (слайд 11)
На этом лепесточке – солнышко,
Потому что солнце – это жизнь,
А лучшим солнца – это все живое на нашей Земле.
2. Право на имя и гражданство.
Воспитатель:
- Что за документ вы видите? (слайд 12)
- Когда получают этот документ?
- Что написано в этом документе?
Дети: свидетельство о рождении.
Воспитатель: Правильно.
Свидетельство о рождении - первый в своей жизни документ, который получает ребенок после рождения. В нем написано Ф. И. ребенка и гражданином, какой страны он является.
- В какой стране мы родились?
- Значит гражданином, какой страны мы являемся?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой и с какого возраста?
Дети: Паспорт. (слайд 13)
Воспитатель: Правильно.
Под вторым лепестком скрывалось право на гражданство и имя.
У каждого человека есть имя. Его выбрали для вас родители. И в каждое имя вкладывается определенный смысл.
- Можно ли называть человека грубым словом, давать ему кличку?
- Почему?
- Какое право мы нарушаем?
- Что означают ваши имена? Вы знаете?
Дети: ответы
3-4 рассказа детей о своем имени
Воспитатель: Правильно.
Игра «У кого кто» (с мячом в кругу)
3. Право на жилье.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, подумайте и скажите:
-как можно назвать все это одним словом? (слайд 14)
Дети: Жилище
Воспитатель: Правильно.
- Какое право обозначает этот лепесток?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
Все имеют право на жилье. (слайд 15)
Посмотрите, сюжет, из какой сказки?
Дети: «Заюшкина избушка» (слайд 16)
Воспитатель: Правильно.
- Что случилось с героем этой сказки - зайцем?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
- Имела ли лиса право так поступать?
- Как можно было разрешить эту проблему?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
(слайд 17)
- Кто и какое право нарушил в этой сказке?
Дети: ответы и обсуждение
Просмотр анимационного фильма «Я и мои права»
4. Право на образование
Воспитатель: На этом лепестке цветка – символ книга.
- Что за право - как вы думаете? (слайд 18)
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
- А где человек получает образование? (слайд 19)
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
Дети имеют право на образование. Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения. (слайд 20, 21, 22)
Образование необходимо человеку в современном мире везде и всюду.
- А знаете ли вы пословицы об образовании
Дети: пословицы об образовании
Воспитатель:
- А где же обучаются и чему братья наши меньшие? (слайд 23)
- Звери читать, писать не умеют, но они учатся:
добывать себе пропитание, корм;
выживать, чтобы не попасть в лапы других животных или замерзнуть в морозы.
5. Право на отдых и развлечение
Воспитатель читает: «Кончил дело, гуляй смело» - как вы понимаете эту пословицу
(слайд 24)
- Что означает эта картинка?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно. Право на отдых и развлечение
- Как мы отдыхаем в детском саду (физкультминутки, сон-час, праздники)
- В школе? (переменки, каникулы)
- В институте? (каникулы)
(слайд 25)
Ваши родители целый год работают, потом берут – отпуск
- Каждый человек имеет право на отдых и развлечение
А теперь и у нас для игры наступил веселый час
Физкультминутка (в кругу)
6. Право на медицинскую помощь (следующий лепесток ромашки)
Воспитатель:
- Как понимаете выражение: право на медицинскую помощь, и в каких случаях мы можем ее получить? (отвечают дети) (слайд 26)
- Кого называют лесным доктором? Почему? (слайд 27)
- «Эколог» - вы слышали это слово? (слайд 28)
- Как называют врача, который лечит домашних животных? (слайд 29)
- Как лечатся звери? (слайд 30)
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно.
- С какой целью делаются прививки? (ответы)
В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
7. Право на семью (открываем лепесток ромашки)
Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.
А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете? (слайд 31)
Дети: с мамой, с папой.
Воспитатель: Да, с родителями
- А как, одним словом назвать вас и ваших родителей? (слайд 3)
Дети: Семья.
Воспитатель: В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.
Много пословиц сложено о семье. А какие пословицы знаете вы?
Пословицы о семье
Воспитатель:
А теперь, «давайте пофантазируем».
Мы на корабле времени переместимся на 20 лет вперед:
- Что с вами, произошло? (повзрослели)
- Сколько вам лет?
- Чем вы занимаетесь? Кем работаете?
- Кем вы стали?
- Ваши родители?
Ребята, давайте нарисуем цветок своей семьи!
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и сложилась наша ромашка, а это означает, что мы познакомились с нашими основными правами.
- С какими правами мы сегодня познакомились? (ответы).
Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.
Живите счастливо, дружите крепко,
Подрастайте с каждым днем.
Пусть у каждого из вас
Будет теплый светлый дом.
Синего неба над головой,
Теплого солнышка вам всегда.
Зелень садов, яркость лугов,
Счастья, радости, успеха!