МААМ-картинки

«Воздух и его свойства». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Ольга Белозерова
«Воздух и его свойства». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группе

Тема: «Воздух и его свойства»

Образовательная задача:

- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход образовательной деятельности (3мин)

- Ребята. Cегодня к нам на образовательную деятельности пришли гости, давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик все обиды и огорчения.

Сейчас я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Сегодня у нас «слет лаборантов» и продемонстрируем гостям увлекательные опыты. (Надеть халаты). А вы сможете узнать по бейджику, где ваше рабочая форма.

Чтобы принимать участие в экспериментировании, надо знать правила лаборантов:

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы.

5. Cоблюдать тишину.

6. Не мешать друг другу.

Воспитатель показывает картинку (СЛАЙД) с изображением планеты Земля.

(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения) (5 мин)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Как же называется этот дом? (природа)

- Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)

- Какая бывает природа? (живая, неживая)

СЛАЙД (пейзаж

- Что относится к живой природе?

СЛАЙД (живая природа)

- А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.

СЛАЙД (неживая природа)

- Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это? (воздух)

СЛАЙД (ВОЗДУХ)

Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.

Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

СЛАЙД

- Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

СЛАЙД

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

- Кто-нибудь сейчас видит воздух?

- А может, его вовсе и нет?

- Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы. (Дети подходят к столу)

СЛАЙД

1 опыт с полиэтиленовым пакетом. (2мин)

- Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

- Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

- Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

СЛАЙД

2 опыт со стаканом (3мин)

- Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.

Опыт 2. Воздух занимает место

Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в емкость с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте. (Ответы детей) Воспитатель: Значит, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

СЛАЙД

3 опыт (2мин)

- А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

- Что мы видим в воде? (пузырьки)

- Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)

- Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный). Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

СЛАЙД

4 опыт с водой и трубочкой. (2мин)

- Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

- Что происходит? (выходят пузырьки)

- Как они появились?

- Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

5 опыт с губками. (2мин)

- Бросим в ёмкость губки.

- Что происходит? (из губки выходят пузыри.)

- К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)

- Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными пузырями)

- Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

СЛАЙД

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку. (2мин)

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

Но и одной минуты на свете не живет.

- Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.

- Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».

- Предлагаю продолжить наши исследования.

6 опыт: имеет ли воздух вес (2 мин) (Палочка с двумя шариками)

- Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика. Один шарик лопнем.

- Что наблюдаем? (Надутый шарик перевешивает? Почему)

- Делаем вывод: воздух имеет вес.

СЛАЙД

7 опыт: (3мин)

Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (предположения детей).

На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.

Воспитатель: У нас с вами стоят бутылки с шариком на горлышке.

Сначала аккуратно поставим бутылки в ёмкость с горячей водой.

Будьте осторожны. Что произошло?

А теперь свою бутылку поставьте в ёмкость с холодной водой. Что случилось?

Делаем вывод: горячий воздух более легкий, чем холодный,

поэтому он поднимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.

СЛАЙД

8 опыт: можно ли услышать воздух? (3 мин)

Мы воздух…увидели, почувствовали, потрогали.

А услышать можно?

Мы это проверим.

Предлагаю, двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).

- Что мы слышим? (звуки).

- Что делают музыканты (дуют в отверстие)

- Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху

Возьмите бутылочки и поводите пальцем по краю. Что слышите? (звуки)

А сами посвистеть можете? (свистят)

Звук рождается тогда когда дрожит воздух

Значит, воздух можно услышать!

СЛАЙД

Все звуки передаются по воздуху, поэтому мы далеко их слышим. На Луне нет воздуха, и там не слышны ни какие звуки.

Там тишина (послушаем тишину)

Только на планете Земля мы можем слышать все звуки и это здорово!

9 опыт имеет ли воздух запах (3мин)

Продолжим исследования.

- Как выдумаете, воздух пахнет всегда одинаково?

- Значит, воздух пахнет теми запахами и ароматами, которые находятся рядом.

- Давайте вспомним, чем пахнет у вас дома.

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

- Что у меня в руках?

- В них есть что-нибудь?

Давайте попробуем отгадать.

- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика. (2мин)

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

- Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.

- Из исследования воздуха мы пришли к выводу: (5мин)

СЛАЙД

- воздух невидимый;

- бесцветный;

- безвкусный;

- без запаха;

- он есть везде;

- И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

СЛАЙД

- Без воздуха ничто живое не может жить.

- Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

- Что же приводит к загрязнению воздуха?

СЛАЙД

- Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?

СЛАЙД

- Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;

- Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;

- Не бросать мусор;

- Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти

- На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтр

Итог образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.

- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой. А на память вам мы дарим мыльные пузыри. Ребята расскажите остальным детям в группе всё, что вы узнали о воздухе.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Воздух и его свойства». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Опубликовано: 21 января 2025 в 13:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воздух и его свойства». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белозерова (УИ 336205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД