Ольга Белозерова
«Воздух и его свойства». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группе
Тема: «Воздух и его свойства»
Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход образовательной деятельности (3мин)
- Ребята. Cегодня к нам на образовательную деятельности пришли гости, давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик все обиды и огорчения.
Сейчас я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Сегодня у нас «слет лаборантов» и продемонстрируем гостям увлекательные опыты. (Надеть халаты). А вы сможете узнать по бейджику, где ваше рабочая форма.
Чтобы принимать участие в экспериментировании, надо знать правила лаборантов:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы.
5. Cоблюдать тишину.
6. Не мешать друг другу.
Воспитатель показывает картинку (СЛАЙД) с изображением планеты Земля.
(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения) (5 мин)
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Как же называется этот дом? (природа)
- Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)
- Какая бывает природа? (живая, неживая)
СЛАЙД (пейзаж
- Что относится к живой природе?
СЛАЙД (живая природа)
- А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.
СЛАЙД (неживая природа)
- Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (воздух)
СЛАЙД (ВОЗДУХ)
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
СЛАЙД
- Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
СЛАЙД
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
- Кто-нибудь сейчас видит воздух?
- А может, его вовсе и нет?
- Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы. (Дети подходят к столу)
СЛАЙД
1 опыт с полиэтиленовым пакетом. (2мин)
- Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
- Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
- Почему? (в нем нет воздуха)
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
СЛАЙД
2 опыт со стаканом (3мин)
- Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
Опыт 2. Воздух занимает место
Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в емкость с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте. (Ответы детей) Воспитатель: Значит, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
СЛАЙД
3 опыт (2мин)
- А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
- Что мы видим в воде? (пузырьки)
- Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
- Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный). Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
СЛАЙД
4 опыт с водой и трубочкой. (2мин)
- Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
- Что происходит? (выходят пузырьки)
- Как они появились?
- Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
5 опыт с губками. (2мин)
- Бросим в ёмкость губки.
- Что происходит? (из губки выходят пузыри.)
- К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)
- Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными пузырями)
- Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.
СЛАЙД
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку. (2мин)
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
- Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
- Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».
- Предлагаю продолжить наши исследования.
6 опыт: имеет ли воздух вес (2 мин) (Палочка с двумя шариками)
- Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика. Один шарик лопнем.
- Что наблюдаем? (Надутый шарик перевешивает? Почему)
- Делаем вывод: воздух имеет вес.
СЛАЙД
7 опыт: (3мин)
Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (предположения детей).
На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Воспитатель: У нас с вами стоят бутылки с шариком на горлышке.
Сначала аккуратно поставим бутылки в ёмкость с горячей водой.
Будьте осторожны. Что произошло?
А теперь свою бутылку поставьте в ёмкость с холодной водой. Что случилось?
Делаем вывод: горячий воздух более легкий, чем холодный,
поэтому он поднимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.
СЛАЙД
8 опыт: можно ли услышать воздух? (3 мин)
Мы воздух…увидели, почувствовали, потрогали.
А услышать можно?
Мы это проверим.
Предлагаю, двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).
- Что мы слышим? (звуки).
- Что делают музыканты (дуют в отверстие)
- Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху
Возьмите бутылочки и поводите пальцем по краю. Что слышите? (звуки)
А сами посвистеть можете? (свистят)
Звук рождается тогда когда дрожит воздух
Значит, воздух можно услышать!
СЛАЙД
Все звуки передаются по воздуху, поэтому мы далеко их слышим. На Луне нет воздуха, и там не слышны ни какие звуки.
Там тишина (послушаем тишину)
Только на планете Земля мы можем слышать все звуки и это здорово!
9 опыт имеет ли воздух запах (3мин)
Продолжим исследования.
- Как выдумаете, воздух пахнет всегда одинаково?
- Значит, воздух пахнет теми запахами и ароматами, которые находятся рядом.
- Давайте вспомним, чем пахнет у вас дома.
- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
- Что у меня в руках?
- В них есть что-нибудь?
Давайте попробуем отгадать.
- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика. (2мин)
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
- Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.
- Из исследования воздуха мы пришли к выводу: (5мин)
СЛАЙД
- воздух невидимый;
- бесцветный;
- безвкусный;
- без запаха;
- он есть везде;
- И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
СЛАЙД
- Без воздуха ничто живое не может жить.
- Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
- Что же приводит к загрязнению воздуха?
СЛАЙД
- Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
СЛАЙД
- Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
- Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
- Не бросать мусор;
- Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти
- На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтр
Итог образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.
- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой. А на память вам мы дарим мыльные пузыри. Ребята расскажите остальным детям в группе всё, что вы узнали о воздухе.