Елена Турукина
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Лес полон неожиданных сюрпризов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Лес полон неожиданных сюрпризов»в старшей группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи
Задачи: Закрепить знания детей о грибах и ягодах, лекарственных растениях;
закрепить полученные знания о поведении в лесу;
развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;
развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Ход:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Телефонный звонок: «Алло! Алло! Нас зовут Оля и Даниил, мы потерялись! И не можем найти дорогу домой, помогите нам пожалуйста!»
Ребята, нам просто необходимо помочь им! Ведь если их не найти, с ними могут произойти разные неожиданности. Срочно отправляемся в путь. А на чем же мы поедем? (Ответы детей)
Договорились, сейчас мы сделаем новый скоростной автомобиль, который домчит нас к лесу со скоростью света.
«Скоростной автомобиль»
«Зашумел, застонал, закружил ветер и вот мы оказались на опушке леса.»
Но как же мы найдем Олю и Даниила в лесу? (Ответы детей)
Смотрите, видите поломанную веточку, нам наверно нужно идти туда. А дальше, смотрите, валяются раздавленные грибы, а еще и фантики от конфет, разбросанные ягоды. Это точно здесь прошли дети.
Мы к лесной опушке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кочки и кусты,
Через ветки и пеньки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас мы сядем, отдохнем,
И дальше снова мы пойдем.
Вот и вышли мы с вами на полянку, а вот и наши потеряшки. Ребята, посмотрите Оля и Даниил набрали полные лукошки грибов и ягод, вот только все ли грибы, которые собрали дети можно кушать? (Ответы детей).
Игра «Разбери грибы в лукошке»
- Как вы определили, какие грибы съедобные, а какие нет?
- Какиесъедобные грибы собрали дети?
- Что может произойти, если съесть несъедобный гриб?
- Какие ядовитые грибы попали к лукошко к Даниилу?
А знаете ли вы, ядовитые грибы служат кормом, и даже лекарством для лесных жителей: лосей, зайцев и птиц. А их яркая окраска украшает лесные полянки.
А вот ягод Оля насобирала самых спелых и вкусных. Сможете отгадать каких? (Ответы детей).
Бусы красные висят, Вкус у ягоды хорош,
Из кустов на нас глядят. Но сорви ее поди-ка:
Очень любят бусы эти Куст в комочках, будто еж,
Дети, птицы и медведи. Вот и назван…
(Малина) (Ежевика)
На лесной полянке Я красна, я кисла,
Красуется Татьянка – На болоте я росла,
Алый сарафан, Дозревала под снежком,
Белые крапинки. Ну-ка, кто со мной знаком?
(Земляника) (Клюква)
Листик с глянцем, Черненькая, маленькая,
Ягодки с румянцемсладенькая.
А сами кусточки – Ребятам миленькая …Не выше кочки. (Черника)
(Брусника)
- Где растут эти ягоды: на кустах, кустиках или деревьях?
- Какие из этих ягод служат лекарством?
- Какие зверилюбят это сладкое лакомство?
- Как заготавливают ягоды на зиму?
Игра «А что у вас?»
Детям нужно угадать, какую ягоду выбрал ведущий, при этом все играющие друг за другом задают ведущему вопросы, на которые он отвечает только "да" или "нет" ("Это зеленая?" - "Нет"; "Растет на болоте?" - "Да" и т. д.). Кто угадал, тот становится ведущим.
Ой, смотрите, ребята, у Оли на ноге небольшая рана, что нам делать если у нас нет с собой никаких лекарств, бинтов и пластыря? (Ответы детей). Правильно, в лесу растет много лекарственных растений. Какое растение поможет нам сейчас? (Ответы детей). Молодцы! Конечно –же сейчас нам помогут лечебные свойства подорожника.
Существует даже легенда, о том, как люди открыли лечебные свойства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Как вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой змее листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз.»
«Мягкий, а не пух, зеленый, а не трава?» - Что это такое? (Ответы детей)
Правильно, это мох. Его так же можно использовать в походе вместо ваты, если прикладывать его к ранам, они быстро заживают.
Давайте и мы с вами соберем лекарственные растения которые вы знаете, а когда вернемся в детский сад сделаем гербарий.
«Соберем лекарственные растения для гербария»
В народе говорят «Лес наше богатство».
- Как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, зачем человеку нужен лес?
Огромный лес хранит в себе множество загадок, в лесу никогда не бывает скучно, ведь на каждой тропинке вас ожидают новые, неизведанные открытия. В любое время года в лесу можно увидеть и услышать много интересного: весной - звуки пробуждения природы от зимней спячки,и щебет птиц; летом – ароматы цветов и поспевших ягод; осенью – в лесу полным-полно грибов и ярких красок осенних листьев; а зимой – лек укутан белым снежным покрывалом на котором отчетливо видны следы диких зверей. Мы приходим в лес, чтобы увидеть всю его красоту.
- Как вы думаете, какую роль играет лес для здоровья человека? (Ответы детей)
Но вдруг вся эта красота исчезнет. Что же произойдет с его обитателями? (Ответы детей)
Давайте сформулируем все вместе правила поведения в лесу, чтобы не произошло беды:
«Можно – нельзя»
- Ходить в лес без взрослых!
- Нарушать тишину!
- Ломать живые ветки деревьев!
- Разорять птичьи гнезда!
- Брать в рот незнакомые ягоды!
- Разорять муравейники!
- Подбирать детенышей!
- Разжигать костер!
- Собирать несъедобные грибы!
- Оставлять после себя мусор!
- Слушать пение птиц.
- Пить родниковую воду.
- Лакомиться земляникой и другими съедобными ягодами.
- Сажать деревья.
- Убирать сухие ветки.
Ну, а теперь нам пора возвращаться. Мы нашли Олю и Даниила, помогли им разобраться в том, чем богаты наши леса, рассказали интересные факты о лекарственных растениях, и все вместе составили правила о том, как надо вести себя в лесу. Когда вернемся в детский сад, каждый из вас нарисует свою картинку поведения в лесу. И мы все вместе сделаем книжку «Береги зеленый лес!».