Марина Соловьёва
«Промыслы и ремесла на Кубани». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы
ТЕМА: «ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА НА КУБАНИ»
Цель: формирование у дошкольников целостного восприятия народных ремесел и промыслов кубанцев.
Программные задачи:
Образовательные:
• Расширять и углублять представления детей о кубанской культуре.
• Познакомить с ремеслами, бытующими на Кубани.
• Расширять знания детей о народных ремеслах.
Развивающие:
• Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства
с историей традиционных кубанских ремёсел.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Кубань. Промыслы и ремесла
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, уважение к труду
народных умельцев, культурным и национальным традициям казаков.
Материалы: глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых
узоров кубанской росписи, подкова, картины из вышивки. Плетеные корзины,
шкатулка.
Предварительная работа: Просмотр презентации, беседы, рассматривание
изделий народных промыслов.
Ход
1. Мотивация к деятельности, организационный момент
Воспитатель:- Здравствуйте дети! Все вы знаете, как называется наш
край, в котором мы живем? (Краснодарский)
- Ну а тогда, если мы живем на Кубани, как нас можно назвать?
(нас можно назвать россиянами или кубанцами)
- Замечательные ответы! Верно, мы кубанцы. Кубань - часть нашей большой родины России. Богата наша кубанская земля – это целебные воды в различных источниках, богатые рыбой реки, озера и моря, золотые пшеничные поля, одетые в прекрасный изумруд виноградники, вишневые и яблочные сады. Но главное богатство Кубани - это несомненно добрые и трудолюбивые люди, живущие на ее
земле.
На Кубани люди добрые живут,
Ремесла знают, ценят труд.
Работают, не зная скуки.
А мастера уж! На все руки.
- Как вы думаете, ребята, кто эти мастера? (Ответы)
- С давних пор кубанская земля славилась своими мастерами, талантами одаренными людьми. При изготовлении любой вещи, любого предмета, народный умелец думал не только о её назначении, но и о красоте, поэтому произведения искусства создавались из простых природных материалов: дерева, камня глины,металла.
Народные промыслы и ремесла - важная часть народной культуры.
- Ребята, а вы знаете, что означает это интересное слово - ремесло?
Ремесло -это изготовление каких-либо изделий своими руками. Кто сможет привести примеры (Гончары, ткачихи и т. д).
- Народные промыслы и ремесла - важная часть народной культуры.
Сегодня, те из вас которые захотят отправиться со мной в очередное путешествие– отправятся на экскурсию в мастерские к народным умельцам.
А вот и мастерская….
2. Актуализация знаний опыта участников деятельности
Приглашаю к первому столу. На столе посуда из глины из мини- музея.
- Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло.
Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости в недрах земли можно было найти хорошую, вязкую глину. Вы знаете уже, что делали из глины? (Из глины делали много разных предметов: посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу для крыш.)
- Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространено, потому
что вещи эти действительно были необходимы в быту. Первыми умелыми
мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте
назовем предметы посуды, которые делали гончары. Все эти сложные слова вы уже слышали. (Миски, кувшины, макитры, махотки, глэчик.)
- Отлично, много вы знаете старинных названий. В каждой кубанской семье
имелась необходимая глиняная посуда. Давайте назовем, какая посуда для чего
предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи. Кто ответит, какая посуда
сейчас выполняет те же функции? (Правильно, кастрюля)
- В кувшин набирали и пили из него воду.
- В глэчике хранили сметану, варенье, молоко.
- В макитре замешивали тесто. Выглядела макитра как большой глиняный
горшок.
- А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал
кувшин? А почему? (Догадки детей) В сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной.
- Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось
большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров очень ценили и уважали среди народа.
Вы запомнили названия посуды? А как она выглядит? Сейчас проверим,
Игра «Собери и назови»
(Из разрезных картинок собрать посуду и назвать её)
Физминутка
Вот большой красивый чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука - изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни - разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
Приглашаю к следующему столу. На столе салфетки с вышивкой, картины,
кружева.
- Ребята, мы с вами уже много говорили о том, как жили в старину у нас на
Кубани, как отдыхали, как трудились. Очень много работы было летом. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины? (Они вышивали, вязали, шили.)
- Правильно, долгими зимними вечерами люди занимались рукоделием,
вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
(Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.)
- Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,
готовили запасы на зиму: варили варенье, компоты, салаты, это занимало все их
время. А зимой, конечно они такой работы не делали.
Обратите внимание, какая красивая вышитая скатерть. Ее вышивали мастерицы своими руками. Кто скажет каково её старинное название?
(Настольник, её клали на стол.)
- А как же на Кубани называли полотенце? У него тоже было свое название? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой). (Рушник)
Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
(Они вышивали птиц, цветы, животных.
Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой).
Если вы внимательно рассмотрели настольник и рушник, то должны
обратить внимание, на два цвета, которые используются чаще всего?
Верно, эти цвета: красный и черный?
Рушники использовали не только как полотенце. Вышитыми рушниками
украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона.
А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный и очень интересный обряд. Женщины же пекли
«жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения,
радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.
Игра «Укрась рушник узором». (Из вырезанных фигур, складывают узор)
Приглашаю к следующему столу. На столе плетеные изделия.
- Ребята, а вот еще один промысел. Его элементы можно встретить и сейчас.
В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А вот из какого материала
плели изделия и как они назывались? (Плели из камыша).
- Что из них мастерили? (Мастерили столы, стулья. Делали корзины,
лукошки, кузова. Изготавливали плетень).
- И в наше время плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и
удобны. В магазинах и на рынках городов Кубани и не только Кубани, можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, шкатулки, настенные панно и разные другие предметы.
Показываю детям подкову.
Тут еще какой - то знакомый и в то же время незнакомый предмет. Назовите
его? Каково его назначение?
- Как называется мастер, который это сделал? (Кузнец)
В кузнеце, как в бане жарко, там огонь пылает ярко.
Кузнецы к жаре привычны, ковань делают отлично!
Мост красивый, весь витой, ограду в ковке завитой.
Да и сами кузнецы словно добры молодцы.
- Казаки занимались кузнечным делом. Это было одним из самых любимых
и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?
(Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям).
- Из какого материала выполняли изделия кузнецы? (Из металла).
- А в современной жизни мы встречаем кованые изделия? (Перила на
лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках)
- Металл - это очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие
изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым и любить свою работу.
В наше время кузнецов тоже много встретить, но, к сожалению, их очень
мало. Работа это очень тяжелая.
А теперь представьте, что вы тоже немного научились кузнечному ремеслу.
Вставайте, поиграйте в игру «Кузнецы».
Игра «Кузнецы»
«Конь ретивый, долгогривый скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает, с нами в салочки играет».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные - «жеребцы». Они подходят
к «кузнецу» и говорят:
«Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять».
«Кузнец» отвечает: «Отчего не подковать? Вот – гвоздь, вот – подкова.
Раз-два – и готово!»
«Жеребца на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.
- Ещё со старых времён подкова была не только предметом защиты копыт
лошади, но и оберегом для дома от злых сил. Её помещали над дверью и верили в её магические свойства. Он приносит в дом счастье, здоровье. У меня тоже есть подкова при входе.
Игра «Пожелание»
Дети под музыку передают подкову, у кого осталась подкова с остановкой
музыки, тот произносит пожелание для всех
Рефлексия
- Ну как, вам понравилось в гостях у народных мастеров? Что вас особенно
удивило?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание вам
больше всего понравилось? Почему?
- Каким ремеслом вы хотели бы заниматься?
- Ребята, как вы думаете, можно вам начиная например с завтрашнего дня
стать мастером? Конечно нет. Почему? Правильно, этому нужно учиться.
- Что вы расскажете родителям о нашей экскурсии к мастерам?