Папки-передвижки

«Промыслы и ремесла на Кубани». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы

Марина Соловьёва
«Промыслы и ремесла на Кубани». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы

ТЕМА: «ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА НА КУБАНИ»

Цель: формирование у дошкольников целостного восприятия народных ремесел и промыслов кубанцев.

Программные задачи:

Образовательные:

• Расширять и углублять представления детей о кубанской культуре.

• Познакомить с ремеслами, бытующими на Кубани.

• Расширять знания детей о народных ремеслах.

Развивающие:

• Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства

с историей традиционных кубанских ремёсел.

Темочки:

• Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, уважение к труду

народных умельцев, культурным и национальным традициям казаков.

Материалы: глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых

узоров кубанской росписи, подкова, картины из вышивки. Плетеные корзины,

шкатулка.

Предварительная работа: Просмотр презентации, беседы, рассматривание

изделий народных промыслов.

Ход

1. Мотивация к деятельности, организационный момент

Воспитатель:- Здравствуйте дети! Все вы знаете, как называется наш

край, в котором мы живем? (Краснодарский)

- Ну а тогда, если мы живем на Кубани, как нас можно назвать?

(нас можно назвать россиянами или кубанцами)

- Замечательные ответы! Верно, мы кубанцы. Кубань - часть нашей большой родины России. Богата наша кубанская земля – это целебные воды в различных источниках, богатые рыбой реки, озера и моря, золотые пшеничные поля, одетые в прекрасный изумруд виноградники, вишневые и яблочные сады. Но главное богатство Кубани - это несомненно добрые и трудолюбивые люди, живущие на ее

земле.

На Кубани люди добрые живут,

Ремесла знают, ценят труд.

Работают, не зная скуки.

А мастера уж! На все руки.

- Как вы думаете, ребята, кто эти мастера? (Ответы)

- С давних пор кубанская земля славилась своими мастерами, талантами одаренными людьми. При изготовлении любой вещи, любого предмета, народный умелец думал не только о её назначении, но и о красоте, поэтому произведения искусства создавались из простых природных материалов: дерева, камня глины,металла.

Народные промыслы и ремесла - важная часть народной культуры.

- Ребята, а вы знаете, что означает это интересное слово - ремесло?

Ремесло -это изготовление каких-либо изделий своими руками. Кто сможет привести примеры (Гончары, ткачихи и т. д).

- Народные промыслы и ремесла - важная часть народной культуры.

Сегодня, те из вас которые захотят отправиться со мной в очередное путешествие– отправятся на экскурсию в мастерские к народным умельцам.

А вот и мастерская….

2. Актуализация знаний опыта участников деятельности

Приглашаю к первому столу. На столе посуда из глины из мини- музея.

- Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло.

Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости в недрах земли можно было найти хорошую, вязкую глину. Вы знаете уже, что делали из глины? (Из глины делали много разных предметов: посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу для крыш.)

- Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространено, потому

что вещи эти действительно были необходимы в быту. Первыми умелыми

мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте

назовем предметы посуды, которые делали гончары. Все эти сложные слова вы уже слышали. (Миски, кувшины, макитры, махотки, глэчик.)

- Отлично, много вы знаете старинных названий. В каждой кубанской семье

имелась необходимая глиняная посуда. Давайте назовем, какая посуда для чего

предназначалась?

Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи. Кто ответит, какая посуда

сейчас выполняет те же функции? (Правильно, кастрюля)

- В кувшин набирали и пили из него воду.

- В глэчике хранили сметану, варенье, молоко.

- В макитре замешивали тесто. Выглядела макитра как большой глиняный

горшок.

- А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал

кувшин? А почему? (Догадки детей) В сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной.

- Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось

большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров очень ценили и уважали среди народа.

Вы запомнили названия посуды? А как она выглядит? Сейчас проверим,

Игра «Собери и назови»

(Из разрезных картинок собрать посуду и назвать её)

Физминутка

Вот большой красивый чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни - разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (делать большой круг)

Приглашаю к следующему столу. На столе салфетки с вышивкой, картины,

кружева.

- Ребята, мы с вами уже много говорили о том, как жили в старину у нас на

Кубани, как отдыхали, как трудились. Очень много работы было летом. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины? (Они вышивали, вязали, шили.)

- Правильно, долгими зимними вечерами люди занимались рукоделием,

вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?

(Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.)

- Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,

готовили запасы на зиму: варили варенье, компоты, салаты, это занимало все их

время. А зимой, конечно они такой работы не делали.

Обратите внимание, какая красивая вышитая скатерть. Ее вышивали мастерицы своими руками. Кто скажет каково её старинное название?

(Настольник, её клали на стол.)

- А как же на Кубани называли полотенце? У него тоже было свое название? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой). (Рушник)

Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?

(Они вышивали птиц, цветы, животных.

Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой).

Если вы внимательно рассмотрели настольник и рушник, то должны

обратить внимание, на два цвета, которые используются чаще всего?

Верно, эти цвета: красный и черный?

Рушники использовали не только как полотенце. Вышитыми рушниками

украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона.

А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный и очень интересный обряд. Женщины же пекли

«жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения,

радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.

Игра «Укрась рушник узором». (Из вырезанных фигур, складывают узор)

Приглашаю к следующему столу. На столе плетеные изделия.

- Ребята, а вот еще один промысел. Его элементы можно встретить и сейчас.

В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А вот из какого материала

плели изделия и как они назывались? (Плели из камыша).

- Что из них мастерили? (Мастерили столы, стулья. Делали корзины,

лукошки, кузова. Изготавливали плетень).

- И в наше время плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и

удобны. В магазинах и на рынках городов Кубани и не только Кубани, можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, шкатулки, настенные панно и разные другие предметы.

Показываю детям подкову.

Тут еще какой - то знакомый и в то же время незнакомый предмет. Назовите

его? Каково его назначение?

- Как называется мастер, который это сделал? (Кузнец)

В кузнеце, как в бане жарко, там огонь пылает ярко.

Кузнецы к жаре привычны, ковань делают отлично!

Мост красивый, весь витой, ограду в ковке завитой.

Да и сами кузнецы словно добры молодцы.

- Казаки занимались кузнечным делом. Это было одним из самых любимых

и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?

(Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям).

- Из какого материала выполняли изделия кузнецы? (Из металла).

- А в современной жизни мы встречаем кованые изделия? (Перила на

лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках)

- Металл - это очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие

изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым и любить свою работу.

В наше время кузнецов тоже много встретить, но, к сожалению, их очень

мало. Работа это очень тяжелая.

А теперь представьте, что вы тоже немного научились кузнечному ремеслу.

Вставайте, поиграйте в игру «Кузнецы».

Игра «Кузнецы»

«Конь ретивый, долгогривый скачет полем, скачет нивой.

Кто того коня поймает, с нами в салочки играет».

По считалке выбирается «кузнец». Остальные - «жеребцы». Они подходят

к «кузнецу» и говорят:

«Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять».

«Кузнец» отвечает: «Отчего не подковать? Вот – гвоздь, вот – подкова.

Раз-два – и готово!»

«Жеребца на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.

- Ещё со старых времён подкова была не только предметом защиты копыт

лошади, но и оберегом для дома от злых сил. Её помещали над дверью и верили в её магические свойства. Он приносит в дом счастье, здоровье. У меня тоже есть подкова при входе.

Игра «Пожелание»

Дети под музыку передают подкову, у кого осталась подкова с остановкой

музыки, тот произносит пожелание для всех

Рефлексия

- Ну как, вам понравилось в гостях у народных мастеров? Что вас особенно

удивило?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание вам

больше всего понравилось? Почему?

- Каким ремеслом вы хотели бы заниматься?

- Ребята, как вы думаете, можно вам начиная например с завтрашнего дня

стать мастером? Конечно нет. Почему? Правильно, этому нужно учиться.

- Что вы расскажете родителям о нашей экскурсии к мастерам?

Публикации по теме:

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Цели: • формирование знаний детей об.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Почва и подземные обитатели» для детей подготовительной группы Конспект НОД по «Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» на тему «Почва и подземные обитатели» Цель: Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Промыслы и ремесла на Кубани». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы
Опубликовано: 1 января 2025 в 18:41
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Промыслы и ремесла на Кубани». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Соловьёва (УИ 438727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 января 2025 воскресенье
06 января 2025 понедельник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД