Светлана Белозерова
Конспект образовательной деятельности по ООМ «Путешествие по России с Умкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные :
- расширять представление детей о России, как о стране, в которой они живут.
- закреплять знания детей о Государственном флаге, (цветовое решение, расположение полос, его использование).
- закреплять знания детей о животных Крайнего севера - углублять представления детей о животных северной страны.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
- закреплять умения детей называть детенышей животных Севера
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ООМ „Путешествие по России с Умкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- обогащать и активизировать словарь детей словами: Арктика, северный полюс, белый медведь, северный олень, полярный кит
(гренландский, морж, тюлень, песец, ледокол, северное сияние.
Развивающие:
- развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
- воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.
Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты земной поверхности, Государственного флага, беседа о животных Арктики, чтение художественной литературы о северных животных, просмотр презентаций о Севере, просмотр мультфильма «Мама для Мамонтенка». Методика проведения:
Воспитатель вносит игрушку белого медвежонка.
Воспитатель: Дети, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Белый медвежонок.
Воспитатель: Медвежонка зовут Умка и он очень огорчён – он потерялся и не может найти свою маму. Малыши не могут жить без взрослых. Как мы можем ему помочь?
Дети: Найти маму.
Воспитатель: А где живут белые медведи?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Ромашка» города Ставрополя
Дети: На севере (на северном полюсе).
Воспитатель: Предлагаю отправиться на Северный полюс, в Арктику, туда, где находятся научно-исследовательские станции. А как мы узнаем, станцию российских ученых?
Дети: Мы увидим флаг России – триколор.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Только, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
Дети: Модель Земли, где живут все люди, животные, рыбы, насекомые, растения.
Рассмотреть с детьми глобус.
Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Дети: Голубой, синий цвет – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – лес. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
Воспитатель: Планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные.
Показ слайда 1.
На северном полюсе находится Арктика (верхняя часть глобуса).
Показ слайда 2, 3.
Это безраздельное царство льда и холода. Студёные воды Северного Ледовитого океана, бескрайняя тундра, скалистые острова с крутыми, покрытыми льдом берегами – вот что такое Арктика.
Воспитатель: Как же нам отправиться в такое дальнее путешествие, какой транспорт использовать – если много воды и льда? Дети: Корабль, ледокол.
Показ слайда 4.
Воспитатель: Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол.
Воспитатель: А как узнать, какой стране принадлежит морское судно?
Дети: на нем, будет
Государственный флаг.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А на севере какая погода?
Дети: Холодно, мороз.
Воспитатель: И чтобы мы не замерзли, что нам нужно сделать?
Дети: Одеться тепло.
Воспитатель: Посмотрите на экран и скажите, какие вещи нам нужно надеть? Показ слайда 5.
Воспитатель: Ну, Умка, не огорчайся, на ледоколе сквозь снег и лед отправляемся искать твою маму. Прослушивание аудиозаписи: Песня мамонтёнка. (Пусть мама услышит,) Показ слайда 6.
Воспитатель: Наконец, добрались до берега.
Показ слайда 7.
Воспитатель: А что это на небе?
Показ слайда 8.
Дети: Северное сияние.
Воспитатель: Северное сияние – это природное явление. В ясные морозные ночи Северное небо, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только на Северном полюсе, но и на Южном – в Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.
Воспитатель: Ребята, я приготовила макет Арктики (небольшой кусочек). Сюда мы будем с вами выставлять фигурки того, кого встретим в Арктике. А потом заберем в группу на память о нашем путешествии.
Показ слайда 9.
Послушайте загадку:
Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет. На волнах весь день лежит Чудо-юдо рыба-…. (кит).
Показ слайда 10.
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о китах?
Дети: В водах Северного Ледовитого океана проживает самое большое животное в мире. Это полярный кит. Узнать этого кита достаточно легко: темное тело и массивная голова имеют огромный изогнутый рот и узкое рыло с белым подбородком. У данного вида верхняя челюсть значительно меньше нижней. Зубов у представителя этого вида нет, однако ротовая полость оснащена большим количеством пластинок китового уса. Питается кит планктонами: личинки и яйца рыб, мелкие рачки, крылоногие моллюски. Он предпочитает передвижение в чистых водах без льдин. Если, находясь под водой киту необходимо вынырнуть на поверхность, он без труда пробивает лед. Киты дышат легкими через ноздри. Под водой дыхательные Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Ромашка» города Ставрополя
отверстия закрываются двумя маленькими клапанами чтобы вода не попала в легкие. Киты обычно поднимаются на поверхность, чтобы подышать воздухом, каждые 5-10 минут, но иногда они могут оставаться под водой в течение 45 минут!
Показ слайда 11.
Вынырнув на поверхность воды, кит сразу же выпускает из легких использованный воздух. Когда кит так делает, раздается сильный шум. Это не вода, а просто отработанный воздух и водяные пары. Чтобы полностью сменить воздух в легких, кит пускает фонтан несколько раз, после чего он глубоко погружается в воду.
Гренландский кит внесен в Красную Книгу.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? У китов тоже есть друзья. Вы хотите узнать кто его друзья?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь за столы. Когда вы выполните задание вы узнаете. Вам необходимо соединить точки по цифрам по порядку.
Игра «Соедини точки по цифрам».
Воспитатель: Кто получился?
Дети: Кит.
Показ слайда 12.
Воспитатель: Посмотрите на экран, такой рисунок у вас получился?
Молодцы.
Воспитатель: Умка, это твоя мама? Ребята как вы думаете?
Дети: Нет, Умка не похож на кита.
Воспитатель: Как зовут детенышей кита?
Дети: Китенок.
Показ слайда 13.
Воспитатель: Правильно. Рома поставь фигурку Кита на макет. А мы будем искать дальше маму Умки.
Показ слайда 14.
Следующая загадка:
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож, Любитель рыбы - бурый…. (морж) Показ слайда 15.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о морже.
Дети: Морж – это большое животное. Ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности.
- Как вы думаете, чем моржи питаются? (ответы детей).
Воспитатель: Пищу, морж находит на морском дне. Моржи очень любят есть моллюски. Животное «вспахивает» клыками илистую почву и множество ракушек поднимается вверх. Морж перетирает их своими передними мощными мозолистыми ластами и таким образом раскалывает скорлупу. Она оседает на дно, а моллюски остаются плавать в толще воды. Морж поедает их и опять вонзает клыки в морскую почву.
Воспитатель: Молодцы ребята. Ну что ж давайте спросим у Умки:
Умка, это твоя мама? Ребята как вы думаете?
Дети: Нет, Умка не похож на моржа.
Воспитатель: Как зовут детенышей моржа?
Дети: Моржонок.
Показ слайда 18.
Воспитатель: Правильно. Арина поставь фигурку Моржа на макет. А мы будем искать дальше маму Умки.
Показ слайда 19.
Следующая загадка:
В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень, Рыбачил допоздна. (тюлень) Показ слайда 20.
Дети: Тюлени – довольно крупные животные серых, желтоватых, коричневатых оттенков. Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы, которые помогают им ориентироваться на глубине.
Воспитатель: Чем питается тюлень?
Дети: Рыбой, кальмарами, креветками.
Воспитатель: Ребята, мы каких животных встретили?
Дети: Кита, моржа и тюленя.
Воспитатель: Давайте проверим, что они любят кушать. Для этого нужно сесть за столы. Пройдите по лабиринту и узнаете кто что любит кушать. Игра «Лабиринт».
Воспитатель: Умка, это твоя мама? Ребята как вы думаете?
Дети: Нет, Умка не похож на тюленя.
Воспитатель: Как зовут детенышей тюленя?
Дети: Белек.
Показ слайда 21.
Воспитатель: Правильно. Данил поставь фигурку Тюленя на макет. А мы будем искать дальше маму Умки.
Показ слайда 22.
Следующая загадка:
Большие рога, высокие ноги Он ходит по снегу совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях. (Северный олень) Показ слайда 23.
Воспитатель: Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами. Плоские и широкие, заостренные по краям копыта северных оленей превращают животных в вездеходы. С легкостью они путешествуют по снегу, болоту и льду. Всё тело покрыто густой тёплой шерстью. Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
Дети: Чтобы не бояться холода.
Воспитатель: Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Чем питаются олени?
Дети: Северные олени едят разнообразную пищу – летом это сочные растения, зимой – лишайники, кустарники. Поедают выброшенные на берег водоросли и ракушки. В зимнее время жажду утоляет, поедая снег. Пьёт морскую воду.
Показ слайда 24.
Воспитатель: Правильно. Человек приручил оленей и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальнем расстоянии.
Физминутка: «Олени».
Дети изображают оленей и выполняют движения.
Ходит северный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги) А устанет – отдыхает
Мох копытом он копает
(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох) Воспитатель: Умка, это твоя мама? Ребята как вы думаете?
Дети: Нет, Умка не похож на оленя.
Воспитатель: Как зовут детенышей оленя? Дети: Олененок.
Показ слайда 25.
Воспитатель: Правильно. Анжелика поставь фигурку Оленя на макет. А мы будем искать дальше маму Умки.
Воспитатель: Послушайте ещё загадку.
Показ слайда 26.
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В теплой шубе голубой (Песец) Показ слайда 27.
Воспитатель: Песец (или полярная лиса) по внешнему виду напоминает лису, но меньше размером. Отличается короткой мордочкой и небольшими ушами, которые лишь немного выдаются из меха. Мех более пышный, мягкий. У песца пушистый хвост, он защищает его мордочку от мороза, когда он спит. Маленькие, короткие лапы покрыты густой шерстью, даже вся подошва. След на снегу, поэтому получается не четкий, размытый. От непогоды песец часто прячется в норах, которые вырывает в большом снежном покрове. В таком убежище зверек может прятаться несколько дней, в ожидании благоприятных погодных перемен. Питается песец мясом. Животные пристраиваются возле белых медведей и неотступно следуют за ними. Те являются отличными охотниками. Они ловят тюленей, нарвалов, белух. Поедая шкуру и жир своих жертв, мясо оставляют песцу. Также мелкими грызунами (лемминг, мыши-полевки, птицами и их яйцами, рыбой и моллюсками. Старается в летнее время запастись едой на зиму, пряча ее в своей норе.
Воспитатель: Умка, это твоя мама? Ребята как вы думаете?
Дети: Нет, Умка не похож на песца.
Воспитатель: Как зовут детенышей песца?
Дети: Щенок.
Показ слайда 28.
Воспитатель: Правильно. Даша поставь фигурку Песца на макет. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кого не стало?» с фигурками на макете. Воспитатель по - очереди убирает одну из фигурок, а дети должны сказать кого не стало.
Показ слайда 29.
У него есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах,
Бурый брат, а он весь белый,
Но такой же сильный, смелый (Белый медведь).
Показ слайда 30.
Воспитатель: А почему медведя назвали белым?
Дети: Из – за окраски шерсти.
Воспитатель: Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая. Подумайте хорошо, как помогает белый цвет медведю?
Дети: Белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда.
Показ слайда 31.
Воспитатель: Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает. А чем питается белый медведь?
Дети: Охотится преимущественно на морских представителей животного мира на суше, на льду и в воде. Тюлень, морской заяц, морж. У пойманного тюленя или моржа съедает кожу и жир. Едят белые медведи и яйца, птенцов, детенышей животных. Ловит рыбу.
Воспитатель: А как называют детёныша медведя?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: Посмотрите, наш Умка весело улыбается. Как вы думаете почему?
Дети: Он нашёл свою маму и теперь ему не одиноко.
Показ слайда 32.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, кого мы повстречали на
Северном полюсе, пока искали маму Умки. Проходите за столы.
Игра «Собери картинку». На деталях конструктора «Лего» наклеены разрезные части картинок с изображением животных. Детям необходимо собрать части конструктора так, чтобы получилась целая картинка.
Воспитатель: Умка вас благодарит за помощь и спешит скорей домой, к своей маме. Давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку).
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой в детский сад.
Садитесь на наш корабль.
Показ слайда 33. (песня возвращение).
Воспитатель: Вот мы вернулись в детский сад. Нужно раздеться.
Скажите где мы сегодня побывали? (на северном полюсе, в Арктике).
Показ слайда 34.
- Кого там встретили? (кита, моржа, тюленя, оленя, песца, белого медведя).
- Кому мы сегодня помогали? (медвежонку Умке).
- Чем мы помогли медвежонку? (искали его маму).
- Что больше всего понравилось?
Воспитатель: Макет Арктики мы поставим в группе на память о нашем путешествии. Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок, давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказанную помощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим. На этом наше путешествие окончилось.