Ирина Соколова
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Словогласки»
▼ Скачать + Заказать документы
Соколова Ирина Петровна, воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад № 8, город Ульяновск
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «В гостях у Словогласки».
Задачи:
1. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить слова, аналитическое мышление, память, внимание, поисковую деятельность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе „В гостях у Словогласки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Совершенствовать умение детей проводить звуковой анализ слова, определять место звука в слове;
3. Упражнять детей в навыке чтения и использовании ориентировочной основы третьего типа.
4. Продолжать учить детей применять гласные буквы (звуки) после твердых и мягких согласных.
5. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес к окружающей действительности; способствовать развитию интереса к художественной литературе: загадкам, стихам, потешкам, сказкам.
Обогащение и активизация словаря : (сложные слова, образованные из двух слов) Словогласка, Звукомор, Словоградия, Звукознайкин.
Материал к занятию: схемы звукового анализа слов, клубок с нитками, набор букв, таблички со словами, звуковые домики, мягкие игрушки.
Предварительная работа:
1. Индивидуальная работа по звуковому анализу слов.
2. Работа по подгруппам по обучению детей чтению.
3. Организационные формы: образовательные мероприятия по развитию речи и грамоте.
4. Дидактические игры и упражнения на звуковой анализ слов с мягкими и твердыми согласными:
1) Воспитание слухового восприятия («Кто, что услышит?», «Узнай по звуку», «Где позвонили», «Снег», «Угадай, что делать», «Сделай то, что я скажу»)
Чтение произведений художественной литературы: стихи, сказки, потешки, загадки, рассказы, прибаутки.
Инсценировки: «О чём рассказала сказка?», «Звуки перепутались» .
Рассматривание сюжетных, предметных картин, иллюстраций, игрушек.
Знакомство с буквами.
Ход занятия.
1. Организационная часть
Воспитатель показывает письмо от доброй волшебницы Словогласки из страны сказок Словоградии. Предлагает детям его прочесть «Дорогие ребята! Я, волшебница Словогласка. У меня случилась беда. Прошу вас мне помочь. Дорогу в Словоградию вам покажет клубочек»
- Отправляемся в путь в страну Словоградию.
Дети находят 3 клубочка, среди них – записка и 3 схемы слов : «Ты клубки возьми,
И на схемы погляди,
Чья схема к слову подойдет,
Тот клубок в сказку приведет».
2. Основная часть
[ ][ ][у][ ][ё][ ]
[ ][ ][ю][ ][о][ ]
[ ][ ][у][ ][о][ ]
Дети выбирают правильную схему: «клубок». Бросают клубок на пол. Он катится, дети идут за ним.
- Катился колобок и прикатился в сказку. Дети находят название дома, читают. («Сорока-воровка»)
Воспитатель рассказывает: «Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Вот летит она и видит золото. ( Дети читают: «золото»). Хитрая сорока украла первую букву, а на ее место поставила другую. (меняются буквы). Какую букву утащила сорока? Какую принесла?
- Что получилось? Было слово ( дети произносят: «золото», превратилось в слово ( дети произносят: «болото»).
- В болоте сразу завелась? Дети читают табличку с названием: «Кикимора».
- Чтобы справиться с Кикиморой, необходимо разделить слово «Кикимора» на слоги, тогда она будет не опасна (дети делят слово на слоги, считают сколько слогов получилось (4).
- Пока мы сражались с Кикиморой, Сорока-воровка упорхнула в замок Словогласки и утащила у волшебницы браслет, бусы, корону (дети читают слова). От этого Словогласка потеряла свою волшебную силу. Корону заколдовала, превратила ее в домашнее животное: украла одну букву, а на ее место принесла другую. Получилось слово? ( дети читают: «корова»)
- Что делать? (Дети предлагают выход из сложившейся ситуации, ищут нужную букву и получают слово «корона», корона расколдована.).
- Бусы тоже заколдованы, спрятаны в карточках (дети берут карточки с различными словами, среди них находится карточка со словом «усы» и отдельные буквы, среди которых буква «б».
-Нет карточки со словом бусы. Что нам делать? Есть слово «усы» (дети находят букву «б», подставляют, изменяют ударение, ставят его над буквой «у», получают слово «бусы», читают его).
- А браслет сорока наверное запрятала в одну из трех схем (ни одна из подготовленных схем не подходит к слову «браслет»). Дети сравнивают, ищут и не находят.
- Придется вам самостоятельно разобрать слово «браслет» : определить место каждой буквы, построить для этого слова схему. Дети собирают схему слова «браслет». Слово «браслет» расколдовано. Все сокровища найдены.
- Но в замке Словогласки живет злой Звукомор, который ворует звуки и даже буквы из слов. Он заколдовал двух братьев Тима и Тома, которые любили играть в игру «Дразнилки», чем очень раздражали Звукомора. Звукомор заколдовал их, они не могут говорить. Если мы поиграем в эту игру, то расколдуем братьев. Правила игры таковы. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы возвращаете мне мяч и называете похожее слово по звучанию, но с мягким звуком (нос – нёс, мал- мял, рад – ряд, лыс – лис, лук – люк, лак – ляг, мыс – мисс, выл – вил, вал-вял, воз-вёз, вол-вёл и т. п.). Произошло чудо – Тим и Том заговорили и стали играть на трубе. Давайте вместе с Тимом и Томом играть на трубе (дети делятся на 2 команды). Начинает «играть на трубе» Том. Как играет трубочка Тома?
- Твердо ( дети называют слоги с твердым согласным звуком: ту-ты-та-то).
-Как играет трубочка Тима?
-Мягко (дети называют слоги с мягким согласным звуком (тю-ти-тя-тё).
- У Славогласки живет два поросенка Наф и Няф. Звукомор спрятал их в звуковые домики (перед детьми схемы слов) :
[н][ ][ ]
[н][ ][ ]
- Как узнать, где Наф, а где Няф? (нельзя)
- Что нужно? Правильно, нужны указатели – гласные буквы. Берем указатели. Ребенок берет указатель - букву «а», подставляет ее в схему, получается На., значит, здесь - Наф., в другую схему подставляет букву «я», здесь - Няф.
- Звукомор побывал и в зоопарке, который только что открыли и повесили на каждую клетку таблички с названием животных. Звукомор испортил все таблички и не понятно, кого помещать в клетки. Поможем починить таблички с названиями (перед детьми таблички – вывески: иса, слн, осол, тыгр, медвэдь, бэлка). Дети восстанавливают названия животных, подставляя и меняя буквы.
-Звукомор пробрался и к Звукознайкину, который сочиняет маленькие стишки, перепутал слова, теперь стишки стали потешными и нелепыми. Звукознайкин просит помочь разобраться. (читает стихотворения, а дети исправляют перепутанные слова)
«У печки (речки) с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу»
«Стужа. Снег. Метут метели,
Темной ночью бродят двери (звери)»
«Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки (шишки)»
«Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку)».
3. Заключительная часть.
- Все задания Словогласки выполнены. К ней вернулась волшебная сила, которая поможет ей жить в волшебной стране Звукоградии и совершать интересные и занимательные открытия в стране сказок. Словогласка приготовила нам подарки (дети находят вкусные сладости). Путешествие по стране Звукоградии подошло к концу. Волшебный клубочек поможет нам вернуться в детский сад.