инна верина
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте (занятие 17)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Полянка» г. Павлово
Конспект образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «Радуга»
по развитию речи и обучению грамоте (занятие №17).
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте (занятие 17)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Составил: воспитатель
Верина И. А.
г. Павлово
февраль 2016.
Задачи:
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
-закреплять знания о различительной роли звука ;
-учить называть слова с заданным звуком
Методы и приемы:
1. Словесные: объяснения, поощрение, беседа, вопросы.
2. Наглядные: картинки-схемы
3. Игровые: игра «Отгадай, какой звук», «Назови слова»
4. Практические: выполнение заданий на картах-схемах.
Ход занятия:
Деятельность в группе расставлены столы в виде парт.
1. Игра «Отгадай, какой звук»
Дети сидят за столами.
Воспитатель: «Ребята сейчас мы поиграем с вами в игру «Отгадай, какой звук», я вам буду называть вразбивку твердые и мягкие согласные звуки. На твёрдый звук вы поднимаете синию фишку, на мягкий звук зелёную". «Будьте внимательны!»(воспитатель называет по очереди твёрдые и мягкие согласные звуки, а дети поднимают фишки обозначающий заданный звук»
2. Звуковой анализ слова «Аист»
На доске схема для слова «Аист» и четыре фишки. У детей на столах для каждого лежат карты- схемы для слова «Аист» и по 4 фишки.
Воспитатель: «Ребята внимание у меня на доске и у вас на столах нет картинок, а есть только схемы», «И мы помним, что теперь можно на одной схеме разбирать все слова, состоящие из четырёх звуков».» У меня на доске на карте схеме есть слово из четырёз звуков»
(Воспитатель читает слово «Аист», а дети по полоскам с указкой у доски а дети по полоскам- схемах на столах)
Воспитатель: «Ребята, кто мне поможет разобрать это слово» (воспитатель вызывает к доске первого ребёнка)
Дети разбираю слово «Аист» в своих картах- схемах.
Воспитатель: «Ваня, подойди к доске и скажи нам, какой первый звук в слове «Аист»?».
Ваня: (звук-«А»).
Воспитатель: «Это гласный или согласный звук?»
Ваня: «Гласный»
Воспитатель: «Какой фишкой мы обозначаем гласный звук?»
Ваня: «Красной» (ставит красную фишку на карту- схему в первое окошечко)
Воспитатель: «Молодец Ваня!», «А кто дальше мне поможет разобрать слово «Аист и показать следующий звук?»
Воспитатель: «Выходи Ксюша, разберём слово дальше»
Воспитатель: «Ксюша, скажи нам пожалуйста, какой второй звук в слове «Аист?»
Ксюша: «Звук «И»».
Воспитатель: «Это гласный или согласный звук?»
Ксюша: «Гласный»
Воспитатель: «Какой фишкой мы обозначаем гласный звук?»
Ксюша: «Красной» (ставит красную фишку на карту- схему во второе окошечко)
Воспитатель: «Молодец Ксюша!», «А кто дальше мне поможет разобрать слово «Аист и показать следующий звук?»
Воспитатель: «Выходи Даня, разберём слово дальше»
Воспитатель: «Даня, скажи нам пожалуйста, какой третий звук в слове «Аист?»
Даня : «Звук «с»».
Воспитатель: «Это гласный или согласный звук?»
Даня: «Согласный»
Воспитатель: «Согласный, мягкий или твёрдый»
Даня: «Твёрдый»
Воспитатель: «Какой фишкой мы обозначаем согласный твёрдый звук?»
Даня : «Синей» (ставит синею фишку на карту- схему в третье окошечко)
Воспитатель: «Молодец Даня», «А кто дальше мне поможет разобрать слово «Аист и показать следующий звук?»
Воспитатель: «Выходи Даша, разберём слово дальше»
Воспитатель: «Даша, скажи нам пожалуйста, какой четвёртый звук в слове «Аист?»
Даня : «Звук «Т»».
Воспитатель: «Это гласный или согласный звук?»
Даша: «Согласный»
Воспитатель: «Согласный, мягкий или твёрдый»
Даша: «Твёрдый»
Воспитатель: «Какой фишкой мы обозначаем согласный твёрдый звук?»
Даша: «Синей» (ставит синею фишку на карту- схему в третье окошечко)
Воспитатель: «Даша прочитай слово «Аист» полностью. А вы ребята прочитаете это слово в своих картах- схемах».
(Ребёнок у доски читает слово с указкой, а остальные дети читают у себя на столах по карте- схеме)
После разбора слова воспитатель задаёт вопросы, а дети поднимают руки и отвечают на вопросы:
Воспитатель:«Какие гласные звуки в слове «Аист»?
Дети: «А», «И»
Воспитатель: «Какие согласные»
Дети: «С», «Т»
Воспитатель: «Это твёрдые или мягкие согласные?»
Дети: «Твердые»
Воспитатель: Назови мягкую пару звука «Т»
Дети: «ТЬ»
Воспитатель: «Сколько всего звуков в слове?»
Воспитатель: «Ребята посмотрите в слове «Аист» сначала идут два гласных, а потом два согласных». «Мы разбирали раньше такие слова?»
Дети «Нет»
Воспитатель: «Теперь мы будем знать, что существуют и такие слова»
Физ. минутка «Буратино».
3. Игра с заданиями.
Воспитатель: Обращает внимание на посадку и осанку детей.
Сейчас мы будем с вами выполнять интересные задания. Мне нужны помощники (Вызывает к доске детей).
Воспитатель: «Ваня у нас будет звуком «А», Игорь звуком «И», Полина звуком «С» Полина звуком «Т»)
Воспитатель: «А сейчас я буду называть один из звуков, и ребёнок названный мной этим звуком должен подойти ко мне» (Воспитатель вразбивку называет звуки, дети обозначающие заданный звук подходят к воспитателю)
Воспитатель: «А я сейчас постройте мне слово «Аист»» (дети выстраивают слово из названных звуков)
Воспитатель:«Молодцы, вы правильно построили слово»
Воспитатель: «Ребята, мы играем дальше, мне нужно четверо из ребят, чтобы выполнить моё новое задание» (Вызывает детей по их желанию, выходят 4 детей к доске)
Воспитатель: «А сейчас я буду называть один из звуков по счёту, и ребёнок названный мной этим звуком должен подойти ко мне» (Воспитатель вразбивку называет звуки, дети обозначающие заданный звук подходят к воспитателю)
Воспитатель: «Ваня у нас будет звуком «1- гласный», Даша звуком «2-гласный», Полина звуком «3-согласный» Матвей звуком «4-согласный»)
Воспитатель: «А теперь ко мне подойдут первый звук, второй, третий звук в слове «Аист»»,
Постройте мне слово «Аист» (воспитатель отходит в сторону и подзывает к себе звуки, вновь предлагает построить слово «Аист»
Во третий раз звуки подзываются в разбивку по счё ту: «3», «2», «1», «4». Дети должны встать по порядку и составить слово «Аист».
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Справились с заданием. Интересно вам было»
Воспитатель: «А сейчас ребята вы будете придумывать играющим ребятам задания сами» (Вызывает к доске 4 ребят).
Дети сами придумывают задания играющим, играющие меняются при создании нового задания)
4. Дети убирают фишки у себя на картах схемах и один ребёнок у доски.
(Воспитатель вызывает к доске одного ребёнка, чтобы он убрал с карты- схемы на доске фишки со звуками «Т», «И», «С»)
Воспитатель: «Ваня убери со схемы звук «Т»»
(Ребёнок убирает синею фишку с карты- схемы)
Воспитатель: «Ваня убери звук «И»
(Ребёнок убирает красную фишку с карты- схемы)
Воспитатель: «Ваня убери со схемы звук «С»»
(Ребёнок убирает синею фишку с карты - схемы)
5. Воспитатель зачитывает стишок, в котором «заблудился» звук.
Воспитатель: «Ребята послушайте стишок, в котором «заблудился» звук!» Будьте внимательными, найдите слово в котором не хватает звука.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Воспитатель: «Ребята, в каком слове, какой звук заблудился?»
Дети: «В слове «майка» нужно звук «М» заменить на звук «Ч», получается слово «чайка».
Вопросы к детям: Как ты думаешь правильно ли ответил Ваня? А как думает Наташа, какой звук потерялся?
Воспитатель читает стихотворение заново
Синеет море перед нами,
Летают чайки над волнами.
(Ребенок ответивший правильно получает фишку-победителя!)
6. Игра «Назови слова»
Дети вспоминают слова - названия животных или птиц, в которых есть звук «С» или
«Сь»
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Назови слова». Вам нужно будет назвать слова в которых есть звук «с», «сь», слова животных или птиц.
(Ребенок ответивший правильно получает фишку-победителя!)
В конце игры воспитатель определяет победителя.
Подведение итогов:
Игра: «вопрос - ответ». В кругу с мячом.
1. Тебе понравилось на занятии?
2. Что нового ты сегодня узнал на занятии
3. Ты был внимательным на занятии?
4. Какие звуки в словах ты запомнил?
5. «Какие слова ты изучал на занятии?
6. «Тебе понравилось работать с фишками и схемами
Воспитатель дает оценку деятельности детей наиболее активным и успешно выполняющим задания дает фишку-победителя!
Предлагает детям посчитать свои фишки - победителя! Награждают победителей аплодисментами.
.
.