Лариса Якиева
Конспект образовательной деятельности по коммуникации «Рассказывание по картине А. В. Храмова» Черёмуха». «
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с картиной А. В. Храмова «Черёмуха».
2. Способствовать уточнению и систематизированию знаний о характерных признаках весны (дни стали длиннее, сильнее греет солнце, растаял снег, возвратились птицы, появилась трава, распустились цветы).
3. Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах.
4. Совершенствовать умению составлять рассказ по пейзажной картине.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по коммуникации „Рассказывание по картине А, В, Храмова“ Черёмуха“, „» размещена в разделах
- Дерево Черемуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
1. Формировать умение связно, последовательно рассказывать по картине с помощью пиктограмм.
2. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картине.
2. Воспитывать интерес к произведениям искусства.
Предварительная работа:
- беседа о времени года весна, о её особенностях;
- рассматривание картинок с изображением перелётных птиц, деревьев, весенних цветов, беседа о них;
- чтение художественной литературы и стихотворений о весне, загадки о весне,
- дидактическая игра «Когда это бывает».
Оборудование: картина художника А. В. Храмов «Черёмуха»; картинки весенних цветов, кустарников; картинки весенней работы в огороде.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, давайте мы с вами поиграем.
Игра на внимание.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – Шлёп! Шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
- Ребята, посмотрите за окошко, как тепло и светло! Какое сейчас время года? (Весна)
- Правильно, а как вы догадались? (На улице стало тепло, растаял снег, на деревьях появляются зелёные листья, появились цветы).
- А какой сейчас месяц весны? (Наступил месяц май).
- Правильно, наступил май. А чем этот месяц отличается от других месяцев весны? Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошёл, дуют тёплые ветры, солнце пригревает землю, по небу плывут белые облака. Бывают грозы. Дожди омывают землю и природа оживает, бывает радуга).
- Мы говорим что оживает природа, а значит и появляются первоцветы. Что это такое – первоцветы? (Первоцветами называют самые первые цветы. В мае они начинают расцветать. Распускаются цветы-ландыши, медуницы, мать-и-мачеха, одуванчики).
- Ребята, а только цветы начинают цвести? (Ещё начинают расцветать деревья и кустарники – тополь, сирень, черёмуха. Цветут и плодовые деревья – яблони, вишни, сливы).
- Весной и у людей много работы в поле, в саду, на огороде. Что они делают?
(В мае у людей много забот. Надо землю вспахать и засеять, убрать сухие ветки и траву, в огороде приготовить грядки, посеять овощи и зелень, на клумбах посадить цветы).
- Молодцы, правильно.
- Ребята, посмотрите, я вас хочу познакомить с картиной «Черёмуха», нарисовал её художник А. В Храмов.
- Посмотрите внимательно на картину, что вы на ней видите?
(На картине нарисованы деревья, поле, вдалеке виднеются дома и огороды).
- Художник назвал картину «Черёмуха», а вы видите её? (Она в середине картины, стоит белая от цветов).
- Правильно, художник хотел показать нам красоту этого дерева на картине. А некоторые поэты описывали её в стихах. Послушайте стихотворение Сергея Есенина:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- Вам понравилось стихотворение, о чём оно. (Оно о весне).
- Посмотрите ещё раз на картину. На переднем плане находится поле. Что о нём можно рассказать? (Поле зелёное, покрыто травой, а среди зелёной травы проглядывают жёлтые одуванчики).
- Что вы видите дальше? (Дальше находятся деревья)
- Какие они? (Они высокие, пышные, покрыты зелёной листвой).
- Посмотрите, а возле больших деревьев виднеются кустарники, они тоже зелёные и пушистые.
- А что находится дальше, за деревьями? (Дальше находятся огороды и дома).
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнца не видно, но на картине оно присутствует, потому что очень ярко горит зелёная листва деревьев и дома очень яркие).
- Ребята, а какое небо весной? (Небо покрыто голубовато-серыми облаками).
- А если внимательно посмотреть на картину, можно ли определить есть ли в этот день ветер? (Да, ветер есть, потому что кусты и листья деревьев наклонены).
- А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Весеннее настроение, радость, оживление, хочется погулять по этому зелёному полю, среди зелёных деревьев).
- Ребята, вам понравилась картина А. В. Храмова «Черёмуха»?
- А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
Дети выполняют соответствующие движения.
Нужно нам всем дружно встать,
Мы весну идём встречать.
Все надели сапоги,
В лес весенний мы пошли.
Вот нам мишка помахал,
А вот зайка поскакал.
Ручеёк дрожит, журчит,
За весной быстрей бежит.
Соловьи из гнёзд запели,
Мы послушать все присели.
«Приходите к нам сюда,
Будем рады мы всегда!»
- Вы знаете, а глядя на эту картину, я придумала рассказ. Послушайте его.
Эта картина называется «Черёмуха». В ней художник рассказал о весне. На поле трава нежно-зелёная, распустились первые цветы – одуванчики. И они светятся словно маленькие солнышки. На деревьях зелёная листва. Цветёт душистая черёмуха. Её кусты белые и красивые, словно черёмуха одела свадебное платье. Вдали виднеется деревня и огороды. Художник запечатлел солнечный день. Это можно увидеть по ярким краскам на картине. Ветки деревьев наклонены, поэтому можно сказать, что дует ветер. Хороша весна!
- А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображённой на картине. В этом вам помогут маленькие схемы – пиктограммы. Сначала вы должны рассказать о деревьях. Потом о траве и цветах на поле, о том что виднеется вдали и о том какой день на картине. Не забудьте рассказать о ветре. А закончите рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной.
Рассказывают 2 -3 ребёнка.
- Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши рассказы.
- А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово». Я назову слово, а вы подберёте к нему такое слово, о котором так можно сказать. За каждый правильный ответ я буду давать вам зелёные весенние листочки.
Про что можно сказать «весенний»? (про ручеёк, дождь, сад)
Про что можно сказать «весенняя»? (про воду, траву, реку, проталинку)
Про что можно сказать «весеннее»? (про небо, облако, солнце)
- Молодцы! Справились с заданием.
Итог.
- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии? Что вам понравилось больше всего?