Наталья Синягина
Конспект итоговой ОД по ФЭМП и аппликации с детьми старшей группы «Приключения на математическом острове»
Цель: выявить уровень освоения программы по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Обучающие: выявить уровень сформированности умений считать до десяти в прямом и обратном порядке, сравнивать смежные числа в пределах 10 с опорой на наглядный материал, элементарных представлений о числовой последовательности – натуральном ряде, представлений о делении предметов на равные части (2 и 4, умений сравнивать целое и части; знаний о геометрических формах, выкладывать узор чередованием предметов, временных и пространственных представлений, анализировать и описывать форму предметов. Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Формировать умение восстанавливать сложную фигуру из частей, которые уже имеются. Научить детей выражать свои мысли, чтобы они были понятны для окружающих.
Публикация «Конспект итоговой ОД по ФЭМП и аппликации с детьми старшей группы „Приключения на математическом острове“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Развивающие: развивать произвольное внимание, логическое мышление, память, самоконтроль, интерес к приобретению знаний, стойкий интерес к совместным играм, коммуникативные способности, умение работать самостоятельно и в коллективе, творческую активность. Развивать умение видеть целое раньше частей.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, перемещаться по групповой комнате, не наталкиваясь друг на друга, оценивать свои результаты и результаты других, тактично высказывать свое мнение. Настроить детей на желание играть и побеждать, применяя свои знания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
1. Словесные: пояснение, вопросы, уточнение, беседа, анализ.
2. Наглядные: рассматривание.
3. Практические: решение проблемных ситуаций,аппликация.
4. Игровые: дидактическая, сюжетно-ролевая игра.
Предварительная работа: ЧХЛ: Сергей Аксаков «Аленький цветочек», просмотр мультфильма «48 попугаев»; дидактические и малоподвижные игры по ФЭМП.
Материалы и оборудование: цветные бабочки-оригами (по две одинаковые); сундук с золотыми монетами (шоколадными, куклы-обезьяны из цилиндров 4 шт., плоскостные игрушки: черепаха, апельсин, рыбки; игруша- змейка, измерительные линейки: 10 и 20 см, модели «Остров», «Море», набор цифр 1-10, карточки с примерами, мяч, старинная глиняная бутылка, свиток, шкатулка, набор камней и ракушек, конверт с письмом, плакат-схема для аппликации, наборы для аппликации на каждого ребенка: клей, кисть, подставка, салфетки – сухие и влажные, конверты с готовыми геометрическими формами для аппликации «Корабль»; аудиозаписи «Голоса животных», «Шум моря»
ХОД ОД
1. Организационный момент. Игровая мотивация.
– Вы любите путешествовать?
– Я предлагаю вам отправиться в путешествие на математический остров. Вы не боитесь опасностей, которые могут подстерегать нас на пути?
2. Основная часть.
– Прежде, чем мы отправимся в сказочное путешествие, чтобы по пути не потерять друг друга мы должны посчитаться.
– Сколько нас всего?
– Сколько детей?
– Сколько мальчиков?
– Сколько девочек?
– Сколько взрослых?
Дидактическая игра «Кто знает, продолжает!»
Воспитатель начинает фразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна.. .
- Утром вы пришла в детский сад, а вернулись домой.. .
- Если вчера была пятница, то сегодня.. .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .
Теперь мы все друг о друге знаем. Я говорю волшебное заклинание, а вы выполняете действия: «Раз, два, три, покружись и на математическом острове очутись» (Дети кружатся вокруг себя и воспитатель обращает их внимание на окружающие декорации. Звучит аудиозапись «Голоса животных и птиц»)
Старинная бутылка
– Посмотрите, на этот остров море выбросило старинную бутылку, а в ней какая-то записка. Хотите узнать, что в ней написано?
«Добрые люди! Если вы нашли эту бутылку, то должны знать, что этот остров заколдованный, здесь не действуют никакие волшебные заклинания, чтобы вам вернуться домой вы должны познакомиться с хозяином и обитателями этого острова и пройти испытания, после каждого правильно выполненного задания они будут давать вам части предмета с помощью которого вы сможете вернуться обратно в детский сад»
Дидактическая игра «Мотылек».
Посмотрите, на этом острове много бабочек, и они хотят с нами поиграть.
(Дети берут бумажных бабочек и выполняют упражнения согласно логоритмике.)
Летал мотылек,
Порхал мотылек.
Присел мотылек
На душистый лужок.
Он сел, посидел
И опять полетел,
И пару свою
Он найти захотел. (Объединение в пары)
(Развивать внимание, зрительную ориентировку, быстроту реакции и координацию движений. Обратить внимание детей на правильность выполнения задания. В поиске пары стараться не наталкиваться друг на друга.)
– По какому признаку вы объединились в пары? (По форме, по цвету)
Давайте мы присядем на «камни» (стулья) этого острова и познакомимся с другими его обитателями.
Дидактическая игра «Измерь змею»
– Посмотрите, какая интересная змейка! Она тоже не простая, а математическая, такие змеи водятся только на математическом острове.
– Из каких фигур состоит ее тело? (Квадратов. (Сторона квадрата – 5 см)
– Змейка просит, чтобы мы измерили ее длину. Она приготовила 2 линейки: 10 и 20 см.
– Как мы будем ее измерять? (Измерить приготовленными линейками. Дети сравнивают показания измерения счетом и приходят к выводу, что измерять надо единой меркой, чем меньше мерка, тем больше раз она уложится в длину. Вспоминают правила измерения от нуля.)
Конверт от Змейки за выполненные задания.
Задача «Раздели апельсин»
Обезьянки нашли на нашем чудо-дереве апельсин. Он оказался всего один, и они просят помочь разделить его поровну. Поможем обезъянам?
– Что нужно сделать сначала?
– Как разделить на 2 равные части? (Ребенок поясняет, что он сделал.)
– Можно ли полученные части назвать половинами и почему? (1 из 2 частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части равны.)
– Сколько всего половин в целом предмете?
– Покажите 1 часть. Как можно назвать такую часть? (1/2)
– Покажите обе половины.
– Что будем делать дальше?
– Каждую часть разделим еще раз пополам.
– Сколько частей получится? (4 равные части.) Покажите 1 из 4 частей. Как такая часть называется? ()
– Что больше, целый предмет или его часть?
Конверт от обезъян за выполненное задание.
Дидактическая игра «Математический ручеек»
Обитатели острова хотят, чтобы на их острове текли математические ручейки: перед вами лежат примеры, внутри на развороте готовые ответы, но обитатели острова разрешат вам посмотреть ответ, только тогда, когда вы решите пример сами. Потом надо выложить ручеек: от самой маленькой до самой большой цифры. И, наоборот: от самой большой до самой маленькой. Кто хочет помочь обитателям острова? У кого ручеек побежит самый первый?
Конверт от всех обитателей острова.
Дидактическая игра «Отдых на берегу».
Идем дальше путешествовать по острову. Мы пришли на берег моря. Посмотрите, нас встречает хозяйка моря -Черепаха. Обратите внимание, она тоже не обыкновенная, а математическая. Чем она отличается от обыкновенных черепах? (Ее панцирь украшают геометрические фигуры.)
Она приготовила нам много испытаний. Вот первое:
– Отсчитайте 10 камней.
– Как можно сделать на 1 меньше?
– Сколько камней осталось?
– Как можно сделать на 1 меньше? И т. д.
Черепаха просит красиво уложить камни и ракушки. Выложите последовательность, чередуя камешки и ракушки.
(Обратить внимание детей, на правильность выполнения задания.)
Конверт от Черепахи.
Дидактическая игра «Поймай рыбку».
Следующее испытание такое: черепаха просит разложить рыбок в обручи по форме. (Дети получают 3 обруча, и раскладывают рыбок в эти обручи, объединяя их в группы по форме (треугольной, круглой и прямоугольной.)
Обратить внимание детей на то, что в группу можно объединить рыбок любого цвета, но одной формы. Перемещаться по игровой комнате, не наталкиваясь друг на друга.)
– Сколько рыбок треугольной формы? (И других форм)
– Каких рыбок больше всего? Каких меньше всего?
– Сравните рыбок разных форм по количеству.
– Сколько всего рыбок?
Мы выполнили все задания обитателей математического острова. Черепаха дарит нам конверт за выполненные задания и просит нас пройти к дворцу хозяина острова, там ждет нас последнее испытание.
Познакомьтесь, это – король математического острова. Он следил за нами, остался доволен нашими знаниями. И вот последнее испытание, которое он нам приготовил.
Дидактическая игра «Последнее испытание»
Аппликация «Корабль»
Разрушился корабль, мы должны его восстановить.
Работа с планом-чертежом.
Соотнести фрагмент с формой и номером на схеме. Геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры наложить на контуры, изображенные на схеме в соответствии с номерами.
Правила безопасной работы с клеем.
Пальчиковая игра "Лодочка"
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитация движений волн и рыбок)
Вот и готов наш корабль. Смотрите, как только мы построили корабль, дворец исчез. Отправляемся в детский сад.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
На кораблике плывем,
Развиваемся, растем.
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад!
Посмотрите, появился сундук, давайте посмотрим, что в нем. Мне кажется, нам подарили сокровища. А как думаете вы? (Шоколадные монеты). А вот какой-то свиток.
Наказ обитателей математического острова.
Нам математика очень нужна,
Всех нас считать учит она.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Не сможем своих посчитать мы друзей,
Не сосчитаем в неделе всех дней,
Не сможем задачку любую решить,
Нам математику надо учить.
Итог ОД
– Мы с вами замечательно справились со всеми трудностями, все задания выполнили, были дружными, смелыми, помогали друг другу, благодаря этому злое волшебство исчезло, мы вернулись в детский сад и даже получили награду за наш труд. Не зря в народе говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Какая наука нам помогла справиться со всеми заданиями?
Литература
1. Доронова, Т. Н. Художественное творчество детей 2-8 лет: метод, пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова. — М. : Просвещение, 2015.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
3. Примерная образовательная программа «Радуга» под редакцией
С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой, Е. В. Соловьёвой, Е. А. Екжановой. – М. : «Просвещение», 2014.
4. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.