Ольга Зимовец
Конспект образовательной деятельности «Небесная рубашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное, речевое развитие
Возраст: от 6 до 7 лет
Программное содержание: - рассказать о том, что поверхность нашей планеты – дно воздушного океана; воздух не только кислород, но и защитная рубашка от холода, метеоритов, лучей-невидимок, которые могут уничтожить все живое на Земле;
-рассказать о том, что воздух следит и за климатом;
-познакомить со словом «атмосфера»;
-определить роль воздуха в жизни человека;
-найти воздух рядом с нами.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Небесная рубашка“» размещена в разделах
Оборудование: глобус, книга из серии «Мир вокруг»(география, банка с водой, стакан, соломинки по количеству детей.
Ход деятельности:
Льется с неба синий свет,
А конца у неба нет…
Отчего оно такое?
Кто мне сможет дать ответ.
Кроме четырех океанов на Земле есть еще один океан – самый большой из всех океанов, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту сами этого не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби всегда купаются в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Это самый большой голубой океан. Что же это? Правильно, это воздух!
Четыре водных океана широко разлились по Земле, а пятый – воздушный – над Землей. Поверхность нашей планеты это его дно. Как можно»вынырнуть» из воздушного океана? Правильно, только в космическом корабле. Космос – это безвоздушное пространство.
Воздух очень важен для жизни. Попробуйте глубоко вздохнуть, закрыт ладошкой нос, рот и считать про себя: один, два, три… Вам очень захотелось вздохнуть. Кто же дышит воздухом? Правильно: люди, животные, растения, птицы - все живое на Земле не может обойтись без него.
Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полет, он обязательно берет с собой запас воздуха.
А чтобы стало если бы воздушный океан исчез? Правильно, все погибло бы. Земля через несколько минут стала бы безжизненной планетой.
Воздух – «голубая рубашка» Земли.
1)защищает от солнечного жара
2)от космического холода
3) боевая кольчуга – защищает от космических снарядов – метеоритов. Небесные камни «обстреливая» нашу планету, сталкиваются с воздушной «броней», которая тормозить, замедляет их полет. При этом метеориты так раскаляются, что не достигнув Земли сгорают. Некоторым из них, особенно крупным, все-таки удается пробить «броню», но их удары уже не смогут причинить большого вреда.
4)защищает от космических лучей – невидимок
5)следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, а теплый на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает их суше. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снегом, чтобы не замерзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.
Ученые называют воздушный океан атмосферой Земли. Так же воздух называют воздушной оболочкой и воздушным океаном.
Отгадайте загадку:
Непоседа-невидимка
Над полями гонит дымку,
Низко вьется над травой,
Носит запах луговой,
Нежным часто он бывает,
Но порой и с ног сбивает.
Нынче там он, завтра тут,
Как скажи его зовут? (ветер)
Как вы думаете, что такое ветер? Правильно, это воздух. А откуда он появился? В атмосфере встречаются теплый и холодный воздух – на месте их встреч появляется ветер. Давайте же мы откроем окно и посмотрим какой воздух тяжелее теплый или холодный? Правильно. Холодный воздух идет вниз, а теплый поднимается вверх.
Незнайка: -Здравствуйте, я проходил мимо и решил зайти к вам в гости.
Восп-ль: -Здравствуй, Незнайка! Мы очень рады тебя видеть. Как раз сейчас мы говорим о воздухе.
Незнайка:- О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может быть его и нет совсем? Я, лично, никогда его не видел, а вы?
Восп-ль: - А ребята видели (ответы детей). Мы знаем, что воздух прозрачен и через него все видно. Но на улице это ветер. Он качает деревья и травы.
Незнайка: - А в доме где его найти? Давайте подумаем, что еще бывает прозрачным? Правильно, вода, стекла и т. д.
А теперь я предлагаю вам провести опыты и увидеть воздух.
Опыт № 1
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсудить с детьми эти вопросы, выслушать гипотезы.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт №2
Стакан с водой наклонить. Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, его место занимает вода. А Незнайка думал что в стакане ничего нет.
Незнайка: - Эка невидаль, воздух! Я может и раньше знал, что он есть, просто хотел подразнить. Я то же вспомнил как можно его увидеть. Берем стакан, соломинку и сильно дуем в стакан с водой
Восп-ль:- Тише, тише ты так всю воду расплескаешь. Незнайка, как ты думаешь, что внутри мыльных пузырей?
Незнайка: - Конечно мыло.
Дети: - Нет, воздух.
Предложить всем детям выпустить мыльные пузыри.
Незнайка:- Это ерунда – воздух, мыло, какая разница. Вы лучше скажите, вот люди дышат через нос, а у растений носов нет.
Восп – ль: - Зато на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат деревья, кустарники, цветы и травы.
Незнайка: - А как узнать что я дышу?
Дети: - Чтобы узнать что ты дышишь поднеси ладошку ко рту.
Восп – ль: - Правильно, так можно почувствовать тепло своего дыхания. Когда еще можно увидеть воздух? Да, зимой наше теплое дыхание соприкасается с холодным воздухом и изо рта идет пар. Ребята, а где еще может быть воздух? (в шинах машин, в мяче, в воздушных шарах и т. д.)
Незнайка: - Хорошо с вами. Много интересного можно узнать, но мне пора домой. Расскажу Пончику что я узнал о воздухе.
Дети прощаются с Незнайкой. Воспитатель подводит итог занятия, выясняет что дети узнали нового и интересного.