Орляхина Марина Владимировна
Конспект НОД «В мире камней» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с многообразием камней в природе.
Задачи:
-Развивать экологическое мышление в исследовательской деятельности, продолжать знакомить с камнями, их свойствами и особенностями
-дать представление о использовании камней в жизни людей
-дать представление о драгоценных камнях
-воспитывать интерес к камням и желание узнать о них больше
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект НОД „В мире камней“ в старшей группе» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Материалы и оборудование: коллекции природных и искусственных камней; шкатулка с украшениями из поделочных камней, иллюстрации построек из камня, миски с водой, лупы, монетки, гвоздики, дольки лимона, стакан с водой, кристаллы морской соли.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте :
В серёжках у мамы огнём он горит
В пыли на дороге ненужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать,
Тяжёлым, большим, одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Правильно ли мы отгадали,ребята, посмотрим. (на экране появляется отгадка – слайды с изображением разных камней). Посмотрите какие они все разные.
Ребята, а как вы думаете, камни – это живая или неживая природа? (ответы детей)
Правильно, камни - это объект неживой природы. Где их можно обнаружить? (выслушивает предположения детей) Камни - это осколки гор. Я предлагаю вам сейчас стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней. Вы знаете, кто такие геологи.? Это люди, которые занимаются поиском и исследованием различных полезных ископаемых, в том числе и камней.
Дети с воспитателем подходят к большому макету гор, на котором спрятаны камни и ищут их. Затем все рассматривают найденные камни и отвечают на вопрос.
-Вы нашли одинаковые или разные камни? (у всех детей камни разные)
Воспитатель: Я предлагаю вам, как настоящим геологам-исследователям, отправиться в лабораторию и изучить наши находки. Но прежде чем мы войдём в лабораторию я хочу напомнить вам о правилах поведения в ней. Здесь нужно следовать инструкциям главного лаборанта: ничего без разрешения не трогать, быть очень внимательными.
(Дети проходят за столы, где приготовлены наборы для исследования:
Лупы, гвоздики, стаканы с водой, ложки, салфетки, кристаллы каменной соли)
Опыт№1.
Рассмотрите свой камень через лупу, какого он цвета? Что ещё можно обнаружить на вашем камешке? (сколы, трещины, узоры, следы древних животных или растений).
Опыт№2.
Потрогайте камень. Какой он на ощупь- гладкий или шероховатый?
Опыт№3.
Попробуйте надавить на камень, получается? Почему? (он твёрдый)
А теперь возьмите гвоздик и попробуйте процарапать его. Что получилось? (у кого-то на камне остались царапины, у кого-то нет) На самых твёрдых камнях не осталось царапин, а на тех, что помягче они остались.
Ребята, у кого самые твёрдые камни, покажите их всем.
Опыт№4.
Проверьте, что будет, если мы выдавим на камень сок лимона. Мягкий камень- известняк начинает шипеть, на его поверхности выделяются пузырьки. Оказывается, некоторые камни «шипят» на лимон, а некоторые нет.
Опыт№5.
Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает? Все ли камни тонут? (керамзит или пемза остаются на поверхности воды)
Посмотрите, изменился ли цвет камня после того, как его опустили в воду?
Опыт №6.
Ребята, оказывается, есть камни, которые растворяются в воде. Сейчас вы в этом убедитесь. У вас в плошках прозрачные камешки, высыпайте их в стакан с водой и размешайте. Что произошло?. Свойство этого камни люди используют в своей жизни каждый день. Ведь этот камень называется каменная соль.
Опыт №7.
Возьмите маленький камешек и прислоните его к щеке. Он тёплый или холодный? Подержите камешек в ладошке и снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?
Физкультминутка
Стоит гора-старушка, до небес дотянулась макушка.
Её ветер обдувает, её дождик поливает.
Стоит гора страдает, камешки свои теряет.
И каждый день, и каждую ночь катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той поры ничего не осталось от нашей горы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами исследовали камни и теперь многое знаем о их свойствах. А как вы думаете, как люди используют в своей жизни эти свойства камней?
( демонстрируются слайды:
1. У древни х людей не было спичек, они высекали огонь из камня, который называется кремень (показывает как это делалось) Кремень очень твердый и прочный камень, Люди говорят : «Крепкий как кремень». Из этого камня древние люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел
2. Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники. Даже реки в городах держат гранитные берега.
3. А ещё с древних времён люди использовали камни для строительства дорог. Наша любимая Красная площадь вымощена камнем. (брусчатка)
4. Есть камень, который мы с вами каждый день используем в пищу. Им мы солим еду, ведь соль это тоже камень.
5. Ребята, но есть на свете камни, которые предназначены для украшений- это ценные камни их ещё их называют драгоценные. Такие камни просто так на дороге не валяются. Они есть в каждой семье в маминой или бабушкиной шкатулочке. Из этих камней делают украшения.
6. Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло необычное послание. (на экране появляется гном)
Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами, без устали перебирая камешки, течёт прозрачная горная речка. В горах всё так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые из них мы посылаем вам в подарок
Мы посылаем вам эту шкатулку с камнями. .Гномы- хранители камней.
Воспитатель открывает шкатулку и вместе с детьми рассматривает её содержимое.
-Для чего нужны эти предметы? (это украшения)
-Из чего они сделаны? (из разных камней)
-Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице?
Ребята, гномы прислали нам в подарок эти ценные камни. А что же нам с ними делать? Я предлагаю вам сделать своими руками украшение и украсить их этими камнями. (дети проходят за столы и делают из солёного теста брошь или подвеску и украшают её камнями)
В конце все «украшения» рассматриваются вместе и высказываются предположения, кто кому подарит.
Мы сегодня познакомились с одним из объектов неживой природы- камнями.
И узнали о том, что камни бывают разные : большие и маленькие, твёрдые и мягкие, простые и ценные. И каждый камень находит своё применение, потому что каждый по своему хорош, неповторим, полезен и прекрасен.