Габовахова Аминат Запировна
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5–6) «В гости к волшебной ниточке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности для детей старшего
дошкольного возраста (5-6)
Тема: «В гости к волшебной ниточке»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Исследование».
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5–6) „В гости к волшебной ниточке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Старшая группа
- Темочки
Цели: развивать познавательные интересы детей через знакомство с бытом и традициями дагестанского народа, в частности родного села Бежта. Притронутся к прошлому быту предков, расширить представление о своем родном крае.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Задачи:
- Формировать знания детей о животных, которые дают натуральный продукт – шерсть;
- Систематизировать представления воспитанников о шерсти, о шерстяных нитях и их происхождении;
- Обобщить и активизировать словарный запас по теме;
- Ориентироваться в прошлом и настоящем;
- Воспитывать уважение к труду взрослых;
- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику;
- Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;
- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;
- Развивать творческое мышление посредством окрашивания нитей для рукоделия.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; инвентарь быта необходимые для создания нитки; шерсть, нитки и натуральные красители, лупа, шприцы, баночки, тарелочки, перчатки, фартуки, кукла Бабушка Айшат.
Методы и приемы:
1. Наглядный: просмотр мультимедийной презентации; рассматривание образцов шерстяных изделий, предметов быта.
2. Словесный: беседа как бабушки нитки пряли.
3. Практический: физминутка «Полет в прошлое», создание нитки
4. Иследовательский: окрашивание ниток.
Продолжительность НООД: не более 25 минут.
Ход ООД
Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Вот скажите мне дети, в какой стране мы живем? (Россия)
А как называется наша республика? (Дагестан)
Сегодня, ребята мы отправимся в путешествие по Дагестану. А вы знали, что Дагестан называют страной гор. В этих горах много сел. И каждое село имеет свои отличия и особенности. Вы наверно слышали про села которые прославили весь Дагестан: Балхар, Кубачи, Гоцатль, Унцукль, Табасаранские села и многие другие. Они знамениты своими мастерами по оружейному дела, керамике, ювелирному делу, ковроткачеству и тд.
(Включается презентация села)
Ну а сегодня я хочу познакомить вас с селом Бежта. Высоко в горах, находится славное село Бежта, окруженное белыми вершинами гор, зелеными майданами. Там живет дружный народ, который как один на помощь встает. Отважные мужчины и женщины рукодельницы золотыми ручками. Большого Дагестана – маленькое село со своими героями и чемпионами. Бежта находится высоко в горах в 274км от Махачкалы.
У каждого села есть своя изюминка, вот с этой особенной изюминкой и я хочу вас познакомить.
1. Организационный момент. Беседа с детьми.
Задачи: мотивировать детей на предстоящую деятельность, повысить уровень восприятия материала на занятии, создать доброжелательную атмосферу.
Воспитатель: Дети мое село славится рукодельницами, посмотрите, какую красоту они вяжут своими золотыми ручками. Это носочки «ЦIинда», следы «домашники», но самая уникальная работа это бежтинская обувь «ГьакIа»
2. Рассматривание образцов изделий бежтинских мастериц.
Задачи: развивать тактильные ощущения, умение сравнивать и анализировать.
Воспитатель приглашает к столу, где представлены образцы различных изделий. Дети рассматривают, исследуют.
В. - Расскажите, что вам понравилось из увиденного? Что можете рассказать о понравившемся вам изделии.
(Дети рассказывают, какая деталь по цвету, по структуре, толстая или тонкая, мягкая или жесткая, прозрачная или плотная).
В. - Из чего сделаны они? (из ниток)
В. - Легко ли сделать нитку? Почему трудно? (ответы детей)
В. – А мы смогли бы сами, дома сделать нитки? (ответы детей)
В. – А все нитки одинаковые? (ответы детей)
В. - Посмотрите внимательно, все изделия разные, но у них есть одно сходство: они сделаны из нитей, нити сделаны из волокон. Здесь есть нитки шерстяные, шелковые, с блестящей ниткой.
В. - Много людей трудится, чтобы волокно превратилось в пряжу.
Рассказ воспитателя с показом презентации.
Задачи: формировать познавательный интерес.
В. - а теперь усаживайтесь поудобнее, я расскажу вам о том, как из шерстяных волокон получаются шерстяные нити.
В. - шерсть, это волосяной покров животных : овец, верблюдов и коз. (слайд)
В. - Но больше всего шерсти людям дают овцы. Шерстяные нити в прядут из шерсти - больше всего из овечьей. Овец стригут - наголо! Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают - до следующей стрижки. А люди отправляют их шерсть на прядильную фабрику. Сейчас все изготавливают на фабриках, но в давние времена не было фабрик, люди все делали вручную. Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же все - таки нитки создавали. А для этого нам надо отправиться в прошлое.
Чтоб попасть в прошлое, нам надо туда полететь. (дыхательное упражнение и полет руками)
Закройте глаза, глубоко вдохните и медленно выдыхайте. Сделайте шаг вперед, расправьте крылья, представьте, как мы летим высоко, высоко. Не забываем дышать, дыхание нам позволяет лететь. Вот мы прилетели, отпустили крылья и медленно отрываем глаза.
Вот и попали мы в прошлое. Вокруг горы да тропинки.
Теперь нам надо подняться высь в село.
Музыкальная физминутка на родном языке.
Мекьал мекьал Бежкьа мокъоцал 2 раза (дети шагают на месте)
Вацлъи, цолъи егалал. (берутся за руки, и ведут хоровод)
Давайте отправимся к бабушке Айшат, она все нам расскажет. (слайд)
Давайте поздороваемся Дагестанским приветствием.
Д. – Ассаламу алейкум бабушка Айшат.
Б. - Ваалейкум ассалам.
В. - Мы правнуки правнуком. Пришли из будущего, чтоб узнать, как же вы все это придумали, как вы нитки делали.
Б. – мои золотые я вам расскажу
В. – Дети мы же отправились в прошлое, а в прошлом не все жители Дагестана знали русский язык. Поэтому бабушка говорит на родном языке. А я вам буду переводить.
В. –В горах мы разводим овец. В каждой семье старались держать овец, потому что овцы нам дают мясо, молоко, и шерсть. Шерстяной покров снимают специальными ножницами. Состригают цельной, неразрывной массой, которая называется руном. Для животных это совсем не больно, а новая шерсть вскоре отрастает. А летом для животных это и хорошо. А чем? (не жарко в «шубке») Их стригут 1- 2 раза в год. Теперь вы можете мне сказать, для чего человек приручил этих животных? (ответы детей)
В. - после стрижки шерсть треплют, т. е. разрыхляют, удаляют мусор, мыли на речке в теплую и солнечную погоду, и просушивают. (слайд)
В. –затем шерсть чесали деревянным гребнем, имевшим несколько рядов металлических зубьев. В результате волокна в пучке располагались параллельно, что важно для равномерного вытягивания и скручивании при прядении. (слайд)
В. - затем изготавливают пряжу скручивая шерсть в тоненькую нить. (слайд) (пробуем с детьми скрутить шерсть в нить)
В. –так же мы красили пряжу в различные цвета.
(прошу детей подойти к столу с красителями)
В. - Давай те и мы с вами окрасим нитки. Бабушка научи нас.
Раньше в больших казанах красили нитки. В горячей воде разводили краситель и затем погружали нити в цветную воду. Мы живем высоко в горах, вокруг нас древесный массив, мы использовали корни деревьев и кустарников для получения цвета. Такие как корни барбариса и плакучей ивы, травы. Постепенно в повседневный быт мы использовали и искусственные красители «цияпари». А натуральные краски они не линяют. Оттенок цвета зависел от того на сколько мы продержим нити в красителе.
В. –после долгого процесса создания нити, рукодельницы вязали спицами шерстяные изделия: одежду и носочки.
В. – Баркалла бабушка Айшат. Ассаламу алейкум.
Д. - дети тоже прощаются.
В. - А как вы думаете, почему нити и ткани из шерсти называют натуральными? (предположения детей, а если затрудняются, вывести на ответ, что натуральные, настоящие, это то, что даёт нам природа)
Рефлексия
Д/И «Что сначала, что потом»
Дети последовательно раскладывают картинки
–стрижка овец
–стирка шерсти
–расчесывание
–прядение нитей
-окрашивание
–вязание
–вязаные вещи
В. - Дети вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей, обмен эмоциями и впечатлениями)