Анастасия Сметанина
Конспект образовательной деятельности для детей 5–7 лет «Тюмень — Тыловая»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Знакомить детей с историей и подвигом народа нашего города в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
1. Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях; о замечательных людях прославивших свой край.
2. Углублять знания детей о трудовых подвигах своих земляков во времена ВОВ.
Образовательная область «Речевое развитие» :
1. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей 5–7 лет „Тюмень — Тыловая“» размещена в разделах
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Закреплять умение детей делать сувениры из разных материалов (синельная проволока, нитки, прочно соединять части.
Оборудование к занятию:
Экран; музыкальное сопровождение «Вставай страна огромная…» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача; презентация для детей; синельная проволока; вязальные нитки красного цвета; линейки; ножницы.
Предварительная работа:
Беседа «Памятники воинской славы» нашего города, просмотр презентаций о ВОВ, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята я прочту стихотворение, Белоусова Дмитрия Андриановича, послушайте внимательно:
Лежит на обелиске тень.
На плитах имена героев.
Нахмурился осенний день:
Склоняясь низко к изголовьям
Своих детей,
Природа-мать
Грустит безмолвно над полями…
Не трудно нам ее понять,
Когда у обелиска – сами.
А память нас ведет без слов
На рубежи под Псков, под Ригу…
И о друзьях напомнит вновь,
Как вечности живая книга.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: о погибших героях.
Воспитатель: О каком хмуром осеннем дне говорится в этом стихотворении?
Дети: 9 мая, день победы.
Воспитатель: Все верно ребята. В 1941 году 22 июня началась Великая Отечественная война и длилась она 4 года. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя войны. Они хотели завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая, а народ наш превратить в своих рабов. Германия, напавшая на нас, рассчитывала очень быстро захватить Россию, но на защиту поднялась вся страна. (Звучит «Вставай страна огромная…» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Наш народ не сдавался, все делал ради победы. И конечно очень много людей погибло, пропало без вести и попадали в плен, они отдавали свои жизни ради своей страны, ради близких и ради того, что бы мы с вами сейчас жили мирно. Благодаря нашим прапрадедушкам и прапрабабушкам мы живем в своей стране и не стали рабами. Победа над Германией была объявлена 9 мая 1945 года и теперь каждый год празднуется этот День Победы. В этот день отдают дань памяти на местах боев и у памятников воинской славы.
- Ребята, а кто знает, какой памятник стоит совсем не далеко от нашего детского сада посвященный ВОВ?
Дети: Труженикам тыла.
Воспитатель: Правильно, это памятник «Труженикам тыла»
2. Основная часть.
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь к нашему экрану.
Я хочу показать вам этот памятник и немного рассказать о интересных фактах нашего города во время Великой Отечественной войны.
Слайд 2
Вот так выглядит памятник «Труженикам тыла». Он стоит в сквере.
- Как называется этот сквер?
Дети: «Сквер труженикам тыла»
Воспитатель: Правильно ребята.
- Как вы думаете, что такое тыл? (рассуждения детей)
- А что значит труженики тыла? (ответы детей)
Все верно ребята, во время войны был фронт – это то место где и было поле боя, и был тыл – это место где стоят заводы, которые снабжают солдат оружием и всем необходимым.
В нашем городе не зря стоит этот памятник. Очень многое делали Тюменцы для фронта во время войны. Тюмень даже называют «Тюмень – Тыловая». Давайте посмотрим, чем же Тюмень помогала фронту.
Слайд 3
В Тюмень было эвакуировано 28 заводов из разных уголков страны. Давайте посмотрим на некоторые из них и узнаем, что они производили.
Слайд 4
Одним из крупных было предприятие под названием «Механик», после войны его переименовали в «Станкостроительный»
- Как вы думаете, что на нем производили? (рассуждения детей)
Они производили: мины, минометы, реактивные боеголовки для легендарных «Катюш».
Слайд 5
Химико-фармацевтический завод. Эвакуированный завод им. Карпова из Москвы.
- Как вы думаете, что на этом заводе производили на благо страны? (рассуждения детей)
На этом предприятии выпускали лекарства. И до сих пор этот завод работает и выпускает медикаменты.
Слайд 6
Деревоперерабатывающий комбинат «Красный октябрь»
- Как вы думаете, что производил этот завод? (рассуждения детей)
Производили лыжи, сани, пароконные и одноконные повозки, ящики для снарядов и многое другое.
Слайд 7
«Мотоциклетный завод № 65»
- Что могли делать на таком заводе?
Дети: мотоциклы.
Воспитатель: Правильно. Завод производил мотоциклы М-72, запасные части к ним и детали к взрывателям. Весной тысяча девятьсот сорок четвёртого года завод был переведён в город Горький (Нижний Новгород)
Слайд 8
«Судостроительный завод»
- Как вы думаете, что производил этот завод? (ответы детей)
Судостроительным заводом было построено 160 торпедных катеров, а так же завод ремонтировал поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге.
Слайд 9
Завод № 241
Выпустил 600 десантных планеров А-7 и А-40
Слайд 10
Тюменский овчинно-шубный завод имени объединенный с эвакуированным кожевенным заводом из подмосковного посёлка Кунцево.
- Как вы думаете, что выпускали на этом заводе? (рассуждения детей)
Выпускали для фронта полушубки, бекеши, меховые жилеты, рукавицы (десятки тысяч изделий в год)
Слайд 11
Сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев
- Что производили на этой фабрике? (рассуждения детей)
За годы войны было отправлено около 2 миллионов пар доброкачественной обуви и еще около миллиона пар старой, отреставрированной.
Ребята давайте сделаем небольшую разминку
Физкультминутка:
Мы по городу шагаем
Много видим, называем,
Это вечный наш огонь,
Всем солдатам наш поклон.
Посмотрите все сюда,
Площадь памяти видна.
А вот сквер сибирских кошек
Воевали они тоже.
Много памятных есть мест,
Сразу всех не перечесть.
Слайд 12
Очень многое Тюмень производила и отправляла на фронт.
В том числе Тюменцы очень старались всеми возможными средствами и изобретениями помочь фронту и хоть немного облегчить им их тяжелую участь.
Поэтому Единственный летающий танк был изобретен в центре Тюмени. Там где сейчас расположена Тюменская областная дума, в годы войны располагалось конструкторское бюро имени О. К. Антонова, там и создавали гибрид танка и планера. Однако изобретение выполнило только один полет, изрядно шокировав зрителей и в производство его не пустили. Данное изобретение не смогло помочь солдатам в войне.
Слайд 13
Но Тюменцы не расстроились и изобрели Поезд-баню, который очень был полезен для фронтовиков и дошел до Берлина.
В 1942 году в Тюмени был создан поезд-баня, который за годы Великой Отечественной войны прошел по многим фронтам - через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде, до Берлина. Десять вагонов, где можно было помыться, продезинфицировать одежду, отдохнуть. Участие в его формировании приняли все жители города. Мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора, ДОК «Красный Октябрь» изготовил и поставил всю банную мебель. Через нашу тюменскую баню на колесах прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных.
В ноябре 1945 года поезд закончил свой славный боевой путь и был расформирован.
Видите скольким наши земляки, Тюменцы, помогали фронту, всем тем, кто воевал и отдавал свои жизни за нашу свободу.
- Ребята, а кто трудился в тылу? Если все мужчины уходили на фронт.
Дети: женщины и дети.
Воспитатель: Да ребята, в тылу трудились в основном женщины и дети. Дети работали на ровне со взрослыми. Они трудились для победы, для фронта.
- Как можно назвать Тюменцев и всех кто работал на благо фронта?
Дети: (Труженики тыла)
Слайд 14
Правильно ребята. Поэтому в память о них и стоит памятник «Труженикам тыла». И в нашем городе очень много Ветеранов труда. Мы с вами должны быть очень благодарны им. И мы обязательно с вами сходим к памятнику и отдадим дань памяти.
Так как нам предстоит в скором времени отправиться к памятнику «Труженикам тыла», что мы можем взять с собой? (рассуждения детей)
Воспитатель: Я предлагаю возложить цветы, которые сделаем своими руками из синельной проволоки и вязальных ниток красного цвета. Такой цветочек можно сделать очень быстро и легко. Укладываем проволоку вдоль линейки, отступаем от края 2 см. и наматываем на линейку с проволокой нитку (примерно 15-20 оборотов). Короткий конец проволоки загибаем так, чтобы нитки зафиксировались и не распадались. Линейку убираем и расстригаем нитки с противоположной стороны от проволоки. Наш цветок готов. Заготовленные цветы сложим в эту корзинку.
3 Заключительная часть. Воспитатель подводит итог. Анализ и самоанализ деятельности детей.
Использованная литература:
1. Гончаренко О. Н. Бессмертный тыл: Труженики сельского хозяйства земли Тюменской //Грамота 2018
2. Крупин А. Через фронт к победе // 2020
3. Составитель Н. Корнийченко Священна память о войне. Стихи зауральских поэтов о Великой Отечественной Войне// Курган 2010.
4. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) М. : УЦ Перспектива 2011.
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е издание испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.