Кузнецова Евгения
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ОД:
Педагог: Ребята, нам сегодня пришло письмо. От кого? А вот послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать, от кого пришло письмо.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
Дети: Это осень.
Педагог: Правильно, ребята, письмо нам прислала осень. И она приглашает нас в осенний лес посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме. А чтобы мы не заблудились, она прислала каждому из вас осенний листочек.
(Педагог раздает листочки.)
Публикация «Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на свои листочки и скажите, у кого какой лист (с какого дерева).
Дети: У меня лист дубовый.
У меня лист осиновый.
У меня – березовый, кленовый, ольховый, липовый, рябиновый…
Педагог: Это не просто листочки, эти листочки волшебные. Они будут показывать нам дорогу, чтобы мы не заблудились в лесу. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети: Нельзя ломать деревья!
Нельзя шуметь!
Нельзя разорять птичьи гнезда!
Нельзя разорять муравейники!
Нельзя сорить!
Нельзя уносить домой животных!
Педагог: Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Теперь мы можем отправляться в наше путешествие. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
Дети: Осень в бежевой косынке,
С ярко-рыжею косой,
По лесной спешит тропинке
И ребят с собой зовет.
Листик раз, листик два,
Открываем все глаза.
Педагог: Ребята, мы оказались на опушке леса. Какой красивый лес! Он весь разноцветный. Послушайте, как тихо в лесу. Птицы не поют, почему?
Дети: Птицы улетели в теплые края.
Педагог: Какие птицы улетели?
Дети: Перелетные: соловьи, ласточки, журавли, грачи, скворцы…
Педагог: А почему эти птицы не смогут перезимовать у нас?
Дети: Холодно и птицам невозможно добывать себе еду.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, лесные звери готовятся к зиме?
Дети: Готовятся.
Педагог: Я думаю, мы сегодня узнаем, как звери готовятся к зиме. А вот и первая хозяйка леса.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Дети: Белка.
Педагог: Ребята, давайте мы спросим у белочки, почему она не боится морозов.
Белочка: Щедрая осень подарила мне новую шубку. Всё лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Педагог: Ребята, а где живет белка?
Дети: Белка живет в дупле.
Белка: Я живу в дупле. Все лето и осень я собирала грибы, ягоды, шишки и прятала их в разных местах. Зимой я буду питаться своими запасами.
Педагог: Спасибо, белочка, теперь ребята знают, как ты подготовилась к зиме.
Белка: Ребята, но мне хотелось бы, чтобы вы ответили на мои вопросы:
«Подумайте и скажите»
Что у белки одно? Два? Четыре? Много?
(Ответы детей)
Белка: Ребята, вы правильно ответили на мои вопросы, и я дарю вам на память шишки.
Педагог: Давайте, ребята, поблагодарим белочку и попрощаемся с ней. Отправляемся дальше. Кто-то там шуршит в кустах.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Дети: Ёжик.
Педагог: Ребята, а где прячется ёжик?
Дети: В норке под кучей листьев и хвороста.
Ё ж: Знаете, чем питаются ежи?
(Ответы детей.)
Ё ж: Всё, что попадё тся: змей, кузнечиков, улиток, червяков, земляные корешки, мышек, ящериц, ягоды. С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Нас называют ночными охотниками. В конце осени мы сворачиваемся в клубок и спим в тёплом гнёздышке-норке, устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, например, как белке. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много съесть еды. Ведь, если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, то можно и умереть. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.
Педагог: Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. Ёжик, присоединяйся к нам.
Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик».
Покажите, как ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая педагогу, морщат носик, прикусывают нижнюю губу, произносят звук [ф-ф-ф].)
Покажите, как ёжик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)
Ёжик надувает и сдувает щёки. (Дети надувают щёки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».)
Когда ёжик устанет… (Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».)
Язычок высовывает… (Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.)
Ёжик вдруг начал зевать… (Имитируют зевание.)
Не пора ли с ним играть?
Ё ж: Спасибо, ребята. Теперь мне пора в мою теплую норку. Но на прощанье я хочу вас попросить, если вам доведётся повстречаться с ёжиком, не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и погибают. Мы, ежи, любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ёжика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А ёж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.
Педагог: Ёжик, а ребята знают стихотворение про одного ежа, которого забрали из леса в дом. К счастью, всё закончилось хорошо для этого ежа. Его отнесли обратно в лес.
Дети: Если ёжик не пьёт молоко,
Значит, где-то в лесу далеко,
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ёжика сын или дочка.
Значит, надо ёжика взять,
И в лес отнести опять. (Ю. Щербаков.)
Ё ж: Спасибо, ребята за стихотворение. Мне оно очень понравилось. А теперь мне с вами пора прощаться, а на память о нашей встрече, я подарю вам лесные ягоды.
Педагог: Спасибо тебе, ёжик, ребята так много о тебе узнали. До свиданья, до весны! А мы, ребята, отправляемся дальше. Слышите, как шуршат листочки под ногами. Какая вокруг красота. Смотрите, чей-то хвостик торчит из-за кустов.
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст – и спит,
Кочерыжку съест – и сыт.
Дети: Заяц.
Педагог: Ребята, а что вы знаете о зайцах.
Дети: Это дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и короткий.
Заяц: А еще у меня весной и летом шуба серая, а зимой белоснежная, тёплая и пушистая. Летом я питаюсь травой, корой деревьев, клевером, мышиным горошком, грибами. Да мало ли что может найти в лесу заяц. Зимой прокормиться зайцу трудно. Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем мы спим, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи зайцы укрываются в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Вот и вся заячья подготовка к зиме. Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору. Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин.
Педагог: Спасибо тебе, зайчик, за такой интересный рассказ о себе. А ребята тебя научат зарядке, чтобы ты, когда тебе будет холодно, немножко разогрелся.
Физкультминутка «Зайка»
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Заяц: Спасибо, ребята. Теперь я точно не замерзну. Ну, мне пора, а то там кто-то крадётся.
Педагог: До свиданья, зайчик. Ребята, а там и правда кто-то крадётся.
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…
Дети: Лиса.
Педагог: А что вы знаете о лисе?
Дети: Лисица – одно из самых красивых хищных животных. Мех у лисы длинный и пушистый рыжего цвета.
Лиса: Летом у меня мех редкий и короткий, а зимой густой и длинный. А где я живу, знаете?
Дети: В норке.
Лиса: Правильно. Лисы роют в земле глубокие норы. Свои норы лисы обычно устраивают на склонах оврагов или холмах, защищенных густой травой и кустарником. Лисицы – это хищники. Они охотятся как на мелких животных (полёвок, мышей, хомяков, так и на более крупных (зайцев). Чаще всего добычей лисиц становятся мыши-полевки (особенно зимой). Зимой у лис сформировался свой способ охоты на мелких грызунов. Этот способ заключается в том, что лиса прислушивается к шорохам и звукам под снегом, а услышав писк полевки, быстро прыгает головой в снег, разрывает его лапами и старается поймать грызуна. Иногда лисы могут утащить из дворов птиц – гусей или кур, но это случается очень редко. А летом мы можем питаться растительной пищей – ягодами, травами, плодами.
Педагог: Спасибо тебе, лиса. Ребята, так как же лиса готовится к зиме?
Дети: У нее к зиме мех становится густой и длинный.
Лиса: Правильно, ребята. Когда мой мех станет густым и длинным, значит, я готова к зиме.
Педагог: Лиса, хочешь поиграть с нами?
Игра «Назови семью»
Папа – заяц; мама – (зайчиха); детёныш – (зайчонок).
Папа – волк; мама – (волчиха); детёныш – (волчонок).
Папа – ёж; мама – (ежиха); детёныш – (ежонок).
Папа – лис; мама – (лиса); детёныш – (лисёнок).
Папа – медведь; мама – (медведица); детёныш – (медвежонок).
Папа – белка; мама – (белка); детёныш – (бельчонок).
Педагог: Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с лисой и отправимся дальше. Ой, смотрите, кто-то такой большой.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….
Дети: Медведь.
Педагог: Что же, Миша, расскажи нам о себе. Как ты к зиме готовишься?
Медведь: Я всеядный. Я ем молодую хвою, траву, ягоды, насекомых, мед, рыбу, мелких грызунов. Я ем всё, что можно добыть без особых усилий. Медведи очень умные, они зимнюю квартиру находят заранее и устилают её травой и листьями. Берлогой может стать куча валежника, небольшая пещера в скале. Зиму – самое голодное суровое время – медведь проводит в берлоге. Вход в берлогу медведь заваливает ветками и землёй. Сон у него чуткий. Жир, накопленный за лето и осень, экономно расходуется во время сна.
Педагог: Ребята, а вы знаете, когда медведь впадает в спячку?
Дети: Медведи забираются в берлогу в ноябре.
Медведь: Правильно, ребята. В берлогу медведи забираются до первого снега, чтобы не было следов, не было видно берлоги. Ребята, мне приятно было с вами познакомиться, вы так внимательно меня слушали. За это я подарю вам бочонок меда. А теперь я с вами прощаюсь, мне пора спать. До свиданья.
Педагог: До свиданья, Мишка, спасибо за мед. Спокойной тебе зимы. Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова.
Дети: Осень в бежевой косынке,
С ярко-рыжею косой,
По лесной спешит тропинке
И ребят с собой зовет.
Листик раз, листик два,
Открываем все глаза.
Педагог: Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали?
(Ответы детей)
Педагог: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на чай с медом и лесными ягодами. А из шишек я предлагаю сделать поделки и подарить малышам.