Галина Растрепина
Конспект образовательной деятельности «Чудо-кони»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект образовательной деятельности
Воспитатель: Растрепина Галина Васильевна.
Тема: «Чудо – кони».
Образовательная область : художественное творчество.
Вид: интегративное.
Интеграция областей: коммуникация, познание, социализация, физическая культура.
Цель: формировать умения видеть красоту и самобытность русского прикладного искусства и устного народного творчества.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Чудо-кони“» размещена в разделах
•Способствовать формированию эмоционально – эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно – культурных ценностей.
•Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому, подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной изобразительной деятельности.
•Продолжать знакомить детей с городецкой и гжельской росписью, её технологией, цветовой символикой.
•Развивать интерес к предметам народного декоративно – прикладного искусства.
•Развивать у детей межполушарное взаимодействие, мелкую моторику рук, художественно – эстетический вкус и навыки кистевой росписи.
•Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордости за свой народ.
Возраст детей: 6 -7 лет.
Место проведения: Волгоградская область, г. Котово, МДОУ детский сад №1.
Методы обучения: словесный метод (беседа); наглядный метод (показ); игровой метод; практический метод.
Материал:
•Оформление ширмы (городецкий и гжельский кони);
•Игра на фланелеграфе (2 штуки) «Составь узор»;
•Образцы предметов городецкой и гжельской росписи;
•Шаблоны городецкой и гжельской росписи;
•Гуашь;
•Кисти для рисования;
•Тычки;
•Салфетки для рук;
•Музыкальный ряд.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Под русскую народную мелодию входят дети в группу.
Воспитатель:
- Сколько у нас сегодня гостей! Поприветствуйте их.
(Приветствие детей)
- Ребята, посмотрите друг на друга, какие вы сегодня необычно симпатичные.
У вас очень добрые, тёплые, ласковые улыбки. Когда я вижу вас такими, мне сразу же хочется сделать что-то необыкновенное.
- Как вы думаете, что обычный человек может сделать необычного, для другого человека.
Ответы детей: подарить подарок, подарить цветы, исполнить песню, сделать сюрприз и т. д.
2. Основная часть
Воспитатель:
- Я вам хочу подарить сказку.
- Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка.
Вся земля наша – земля мастеров. Всё человек может: превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или шкатулку, а глину – в игрушку забавную или посуду красоты невиданной.
- Жил да был на свете мастер, был он трудолюбив и очень любил детей, потому и делал для них изумительные игрушки.
Но вдруг случилось чудо. Как-то прискакали к избе мастера кони. Один с северной стороны, а другой – с южной. Попросили воды испить, да рассказали, что осиротели они, некому о них заботиться. Пригляделся к ним мастер, а кони и впрямь были необычные.
- Ребята, вот красочный конь – огонь, его сделали народные умельцы из города Городца, а другой – с нежными сине – голубыми узорами, его сделали гжельские мастера. (Воспитатель показывает коней)
- Понравились кони мастеру, оставил он их у себя. Но не знал он, что кони были волшебные.
- В первый же вечер, как только мастер уснул, вышли кони в поле. Как ударил конь-огонь копытом, разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в узоры красоты невиданной.
- Второй конь взмахнул синей гривой и разлетелись вокруг серебренные нити, переплетаясь в сине-голубые узоры на поляне, как на ковре.
Воспитатель:
- Оглянитесь вокруг: на нашей сказочной поляне остались удивительной красоты узоры.
- Какие конь-огонь обронил, а какие – конь белоснежный?
(Идёт коллективная работа на фланелеграфе, игра «Составь узор»)
Воспитатель:
- Ребята, эти узоры какой росписи? А эти, узоры какой росписи?
Ответы детей: эти узоры городецкой росписи, а эти узоры гжельской росписи.
Воспитатель:
- Во второй вечер, как только мастер уснул, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебренным светом, превратились кони в добрых молодцев-мастеров на все руки.
- Пока мастер спал, молодцы разукрасили все игрушки и предметы. А под утро снова в коней превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному удивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на копытах у коней краска осталась, догадался, кто ему помог.
- Попросил мастер коней, чтобы показали они чудо всем жителям.
(Воспитатель показывает предметы, дети их рассматривают)
- Если взглянешь на поделки,
То увидишь чудеса:
Городецкий конь бежит-
Вся земля дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают.
Сине-белая посуда – вся цветами расцвела,
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
- Ребята, какие цветы используют мастера городецкой росписи?
Ответы детей: красный, розовый, белый, зелёный, чёрный, синий, коричневый, голубой.
- Какие цвета используют мастера гжельской росписи?
Ответы детей: белый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель:
- Сотворили кони чудо, да разбежались в разные стороны. Один убежал, в какую сторону? Другой убежал?
Ответы детей: один убежал в южную сторону, другой убежал в северную сторону.
Воспитатель:
- Только осталась память о них. Мастер ещё долго лепил да расписывал игрушечных коней для детей. Они были такие хорошенькие, что взгляд не отвести.
- Как вы считаете, какие люди могли создать такую красоту?
Ответы детей: добрые, красивые, щедрые, ласковые и т. д.
Воспитатель:
- А злые люди могут создать такую красоту?
Ответы детей: нет, не могут.
- Почему злые люди не могут создать красоту?
Ответы детей: злым людям не интересно, они не любят играть и дружить и т. д.
Воспитатель:
- Когда человек злой,
Ходит он сам не свой,
Красоты вокруг не замечает,
С радостью людей не привечает.
А когда человек в злости,
Не ходят к нему в гости.
А цветок от злости вянет и усыхает.
Вот так красота и исчезает.
- У нас в группе всё красиво, и цветы у нас растут, и гости к нам ходят, поэтому только добрые и трудолюбивые дети живут здесь.
- Мастер таким вот деткам хорошим шкатулку с подарками приготовил.
- Чтобы сундучок открылся, нужно вам, ребята, закончить пословицы о труде:
Труд человека кормит (а лень портит)
Скучен день до вечера (коли делать нечего)
Сделал дело (гуляй смело)
Терпенье и труд (всё перетрут)
Делу – время (потехе – час)
Глаза страшатся (а руки делают)
(Воспитатель открывает шкатулку)
- Как называют мастеров, которые расписывают посуду, игрушки и другие предметы?
Ответы детей: мастеров называют художниками.
Воспитатель:
- Здесь находятся необходимые для дела предметы, эти предметы нужны художнику при росписи, чтобы расцвели узоры на подносах, на чайниках, игрушках. Что это за предметы?
Ответы детей: краски и кисти.
(Воспитатель достаёт из шкатулки коней)
- И вам, дети, мастер игрушки приготовил. Посмотрите и догадайтесь, что это?
Ответы детей: кони.
Воспитатель:
- Вы верно сказали, ребята, это кони, только они не украшены. Сейчас каждый из вас станет мастером и придумает своего коня.
- Это может быть конь-огонь Городецкой росписи, это может быть белоснежный конь Гжельской росписи.
- Ребята, прежде чем мы приступим к работе, я должна открыть вам секрет старых мастеров. Перед началом работы мастера разминали руки и пальцы, поэтому цветок становился как живой.
- Давайте и мы сейчас разомнём наши руки и пальчики.
(Пальчиковая гимнастика «Колечко»)
Мы по лесенки шагаем
И колечки собираем,
А потом с тобой опять
Колечки будем рассыпать.
Воспитатель:
- Ребята, поднимите руку, кто будет раскрашивать Городецких коней.
- Украсить коней можно, какими узорами?
Ответы детей: цветами, листьями, точками, линиями.
Воспитатель:
- Расписывать коней будем по этапам.
- Сколько этапов в городецкой росписи и как они называются?
Ответы детей: в городецкой росписи три этапа: 1 этап - замолевок, 2 этап – прорисовка, 3 этап – оживка.
Воспитатель:
- Поднимите руку, кто будет расписывать гжельских коней.
- Украсить коней можно, какими узорами?
Ответы детей: цветами, листьями, точками, сеточками.
Воспитатель:
- Сейчас приступим к работе.
- Работая кисточкой, не забудьте про тычок, он может вам помочь.
(дети украшают коней)
Итог:
Воспитатель:
- Закончили работу?
- Какие чудесные кони у вас получились!
- Теперь, мои юные мастера, я прошу вас протянуть руки над вашей работой и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились»
Воспитатель:
- По русскому обычаю гостям принято дарить подарки.
(дети дарят подарки и читают стихи)
Любовались гости чудом, громко восхищались.
Городецкой и Гжельской красотой, сражённые остались.
Городецкие узоры, Гжельские узоры, сколько радости для глаз.
Подрастают мастера, может быть и среди нас.