Галина Смекалина
Конспект образовательной деятельности «Что умеет бумага»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной деятельности
«Что умеет бумага»
Цель:
Способствовать познавательному развитию детей.
формирования представлений у детей о бумаге и её свойствах.
Задачи:
Образовательные задачи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Что умеет бумага“» размещена в разделах
Развивать обследовательские действия и умения, устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнётся, рвётся, впитывает воду, горит).
Развивающие задачи:
Развивать познавательные способности и познавательное внимание детей по средствам поисковой деятельности; развивать словарь детей по данной теме; развивать мелкую моторику рук; закреплять умение конструировать из бумаги : сгибать квадрат по диагонали, совмещая стороны и углы;
Воспитательная задача:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
Целевые ориентиры: Открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать, объяснить явление природы.
Методы и приё мы:
Словесный метод (беседа, объяснение, пояснение);
наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей);
практический метод (опытно-экспериментальная деятельность детей);
информационно-рецептивный метод (включение зрительных и тактильных рецепторов); проблемный метод (игровые упражнения, сюрпризный момент);
проблемный метод (постановка проблемных вопросов);
аналитический метод (анализ работы детьми).
Виды детской деятельности :
Проведение совместной опытно-экспериментальной деятельности воспитателя по определению основных свойств бумаги (мнётся, рвётся, намокает, горит, выполнение творческой работы).
Предварительная работа: Рассматривание предметов из бумаги. Рисование на бумаге, конструирование в технике «Оригами» (из прямоугольника сделать квадрат). Чтение стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги». Просмотр мультфильма «Бумажки».
Словарная работа:
Современные педагогические технологии:
Здоровьесберегающие: Обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена поз детей, контроль за осанкой детей, физминутка, дыхательная гимнастика.
Личностно-ориентированные: партнёрство во взаимодействии «Взрослый-ребёнок».
Технология исследовательской деятельности : экспериментирование с бумагой.
Игровые технологии:
Дидактический наглядный материал: Макеты героев сказки «Бумажки» (Аристотель, Тюк Тюк, Зюйд-Вест ветерок). Коробка, символы свойств бумаги, свечка.
Раздаточный материал: Бумага (салфетки, альбомная, квадраты цветной бумаги, небольшие прозрачные контейнеры для проведения опытов, текстильная салфетка, клеёнка, восковой мелок, декоративная кнопка, палочка, ножницы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Как вы думаете, что это такое?
Дети: Коробка.
Воспитатель: Правильно, это коробка. Она не простая, в ней много разных сюрпризов. Хотите посмотреть, что в ней?
Дети: Да.
Воспитатель открывает посылку и достаёт героев сказки «Бумажки», Аристотеля и Тюк Тюка.
Воспитатель: Ребята, вы узнали героев этой сказки?
Дети. Аристотель и Тюк - Тюк.
Воспитатель: Конечно это герои мультфильма «Бумажки» Аристотель и Тюк-Тюк. Очутились они у нас не просто так и коробка не пустая, в ней лежит, посмотрите, что?
Дети: бумага
Воспитатель: Аристотель и Тюк-Тюк живут в бумажной стране, но ни чего не знают о бумаге, о её свойствах.
Воспитатель: А что вы знаете о бумаге?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте познакомимся со свойствами бумаги и поможем, Аристотелю и Тюк-Тюку узнать про бумагу много интересного. Для этого надо чтобы у нас было хорошее настроение (ритуал хорошего настроения).
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать.
Воспитатель: Теперь у нас хорошее настроение и я приглашаю вас в настоящую лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы хотите там побывать?
Дети: Да.
Воспитатель: И так ребята, вы садитесь за столы, а наши герои, устроятся повыше, чтобы всё было видно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём первый опыт. Оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Легко это было сделать?
(воспитатель показывает карточку со схематичным изображением свойства бумаги «Рвётся»).
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём второй опыт, и узнаем мнётся ли бумага?
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цветные шарики – комочки».
Листы бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки».
Возле каждого ребенка лежат квадратики цветной бумаги, стоит контейнер.
Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.
Воспитатель: А что вы заметили? Легко ли было смять бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: Что можно сказать про бумагу?
Дети: бумага мнётся.
(воспитатель показывает карточку со схематичным изображением свойства бумаги «Мнётся») и помещает её на доску.
Воспитатель: А теперь положите свои шарики – комочки в контейнеры и подуйте на них.
Дыхательная гимнастика.
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько - будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее - побежит он веселее.
Воспитатель: Что происходит с нашими шариками-комочками?
Дети: они летают.
(воспитатель показывает карточку со схематичным изображением свойства бумаги «Летает»).
Воспитатель: А теперь попробуйте распрямить смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была?
Дети: Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась.
Воспитатель: Итак, бумага легко мнется и …. Что?
Дети: Не распрямляется, не разглаживается.
Воспитатель: А, теперь каждый свой оторванный кусочек бумаги поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой?
Ответы детей.
Воспитатель: Достаньте свои бумажки из воды и положите на блюдца, потрогайте бумагу. Какая она стала?
Дети: Мокрая.
Воспитатель: Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему?
Дети: бумага размокла и расползлась.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Бумага намокает в воде и расползается, она непрочная.
(воспитатель показывает карточку со схематичным изображением свойства бумаги «Намокает», «размокает»).
Воспитатель: А теперь, детки, давайте немножко отдохнём.
Физминутка «Листочек»
Воспитатель:
Как-то утром спозаранку (ходьба на месте)
Появились на полянке
Не грибы и не цветочки,
А бумажные листочки (Ноги врозь, руки на поясе)
Все листочки собрались?
Не ленись и подтянись!
Ну, пожалуй, мы начнём,
Уголочки все загнём, (Сгибать и разгибать руки перед грудью)
А теперь не трудно нам
Все, сложить их пополам. (Повороты влево-вправо)
Сверху – вниз, наискосок (Наклоны наискосок)
Загибаем уголок.
А теперь мы из листочков
Превращаемся, в комочки! (Приседание)
Прыг да скок, прыг да скок, (Прыжки на месте)
Выпрямляется листок.
Мимо ветерок летит (Дыхательное упражнение)
И листочек шевелит.
Листики все в книгу соберём
И вместе мы её прочтём.
Воспитатель: У бумаги есть и опасное свойство. При проведении этого опыта надо быть очень осторожным и по - этому я проведу его сама, а вы внимательно посмотрите. (Воспитатель поджигает бумагу, делает это над чашкой с водой).
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Бумага горит.
Воспитатель: Горит, это очень опасно. Поэтому бумагу нельзя класть рядом с открытым огнём.
(воспитатель показывает карточку со схематичным изображением свойства бумаги «Горит»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на схемы и назовите, какие свойства бумаги вы узнали?
Дети: Бумага мнётся, рвётся, летает, намокает, горит.
Воспитатель: Значит бумага материал не прочный, надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Воспитатель: А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые и полезные вещи. Как вы думаете, что это?
Дети: Вертушка.
Воспитатель: Я думаю, что она не просто так оказалась в коробке. Сейчас я расскажу вам историю. Эта история касается наших героев: Аристотеля и Тюк Тюка.
Жил был на свете Зюйд-вест это ветерок. (Показ).
Если прилетал Зюйд-Вест он обязательно, что-нибудь уносил.
Один раз он чуть, чуть не унёс наших бумажных героев.
Его за это все ругали. И он очень грустил.
Он был очень юным, добрым, шаловливым и очень ветреным, а всем
юным ветрам нужны игрушки.
Все ветры, любят что нибудь вертеть. Давайте вместе с вами сделаем
бумажный подарок, нашему Зюйд-Весту, чтобы он не грустил.
Воспитатель: Сейчас мы с вами «Бумажно» потрудимся.
Возьмите квадратный лист бумаги, согните по диагонали, отметьте
центр, по линии сгиба сделайте надрезы, не доходя до середины, согните уголки к центру и закрепите гвоздиком к палочке.
Вертушка готова.
Воспитатель: Аристотель и Тюк-Тюк могут отправляться в свою бумажную страну. Теперь они могут не бояться, что ветерок их унесёт. УЗюйд Веста, есть такие замечательные игрушки-вертушки.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, экспериментировали. Как вы думаете, помогли мы бумажным героям больше узнать о бумаге?
Запомнили, какими свойствами обладает бумага?
Что вам понравилось и запомнилось?
Как вы думаете, какие опыты можно провести с бумагой?
Воспитатель: Но это уже другие бумажные истории.
До новых «Бумажных встреч!».