Иванова Ольга Вячеславовна
Конспект ОД по москвоведению «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Участники Воспитатель, дети.
Цель Сформировать у детей начальные представления об истории возникновения и развития Москвы, особенностях градостроительства на Руси.
Задачи Обобщить знания детей об условиях, которые необходимы для жизни человека (вода, пища, жилье, одежда, предметы быта, о безопасности при выборе места для поселения человека; учить находить приметы и предметы определенного исторического периода; развивать умение пользоваться условными обозначениями и картой; стимулировать самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос; учить внимательно выслушивать товарища; развивать любознательность, желание узнавать новое; закрепить знание достопримечательностей Москвы, русских национальных традиций; проанализировать словесную цепочку и проследить историю возникновения слов «кремль» и «город»; активизировать и расширить словарь: кремль, город, достопримечательность, собор, Спасская башня, куранты, Царь-пушка, Царь-колокол, Красная площадь, Большой театр, метрополитен, изба, клеть, хоромы, печь, торговый ряд, товар, рукавичка; научить правильно образовывать прилагательные от существительных при назывании торговых рядов; мотивировать детей давать развернутые ответы на вопросы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Материалы Фотографии для выставок на темы «Московский кремль», «Достопримечательности Москвы»; плоская подушка, зеленая ткань; извилистые синие бумажные ленты: одна – шире и длиннее, вторая – уже и короче; фигурки деревьев (по количеству детей); деревянные домики (по два на ребенка и воспитателя); 2 частокола из плотного картона разной длины, картонные башенки; русский народный платок, бусы, очки, меховая безрукавка для ряжения; набор покупок: рукавички, хлеб, рубаха, платок, пряник, меховая шапка, книга, матрешка, морковь, чеснок, капуста; цветные карандаши и рабочие тетради детей; яблоки для угощения в конце занятия.
Примерное время 40 минут.
Предварительная работа:
познакомить дошкольников со столицей нашей Родины – Москвой и ее достопримечательностями;
провести заочную экскурсию по Кремлю, рассказать о его исторической и современной ценности;
рассмотреть фотографии старинных и современных московских архитектурных памятников;
прочитать дошкольникам стихотворения о Москве В. Борисова, С. Маршака, Ф. Глинки;
организовать обмен впечатлениями и выслушать рассказы детей, которые посетили Москву;
организовать изобразительную деятельность детей (рисование, аппликация) на темы: «Запомнившиеся места в Москве», «Собор».
Ход образовательной деятельности
20 минут
Дети входят в зал, где оформлена фотовыставка.
Воспитатель
Ребята, вы узнаете, что изображено на фотографиях?
Дети называют объекты, вспоминают интересные факты, обмениваются мнениями.
Воспитатель читает несколько четверостиший и показывает объекты на фотографиях.
Воспитатель
Вот он город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.
(С. Маршак)
Воспитатель
Взгляните в цирке Дурова
На медвежонка бурого.
Он косолап и мешковат,
Но превосходный акробат.
(С. Маршак)
Воспитатель
За ворота сделан шаг –
Мы попали в зоопарк!
Здесь живут, как дома, звери,
Птицы, рыбы. Даже змеи!
(В. Борисов)
Воспитатель
Строил крепость свою Долгорукий,
Чтобы город был первым в округе.
Калита возводил Кремль дубовый
На века, чтоб стоял он, как новый…
(В. Борисов)
Воспитатель
Посмотришь, голову задрав
На пять позолоченных глав,
Тотчас на ум
Придут слова: «Златоглавая Москва!»
(В. Борисов)
Воспитатель
Возраст ей – четыре века!
Годы пушке не помеха:
В жаркий день и на морозе
Золотится луч на бронзе!
(В. Борисов)
Дети слушают стихотворения и рассматривают экспонаты фотовыставки.
Воспитатель
А почему фотографии разделены на две группы?
Дети пробуют определить группы – Кремль и другие достопримечательности Москвы.
Воспитатель
А чем является Кремль?
Дети отвечают: сердцем Москвы, центром Москвы, историческим местом, памятником архитектуры, музеем.
Воспитатель
Вы хотите отправиться в прошлое и узнать, как возникла Москва?
Дети
Да!
Воспитатель
Тогда вот вам необходимое снаряжение. Возьмите каждый по дереву, два домика и отправляйтесь к зеленому холму, там и повстречаемся.
Воспитатель надевает очки, бусы, платок, меховую безрукавку и перевоплощается
в бабушку, которая встречает детей у «зеленого холма» на ковре.
Бабушка
Ой, детушки малые! Проходите, у меня погостите! Посидим рядком, поговорим ладком. Слыхала я, что хотите в древней Москве оказаться, узнать, что и как было. Слушайте. Рассказывают, ехал князь Юрий по прозванию Долгорукий со своею дружиною через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидели они огромного зверя с тремя головами и пестрой шерстью. Изумились путники, а зверь исчез. Ученый-предсказатель истолковал это явление так: встанет поблизости сих мест град превелик и треуголен, и будет вокруг него царство великое, и сойдутся сюда народы разные. Это сказка. Но знамение сбылось. Решили люди в тех местах поселиться. А что им для жизни нужно?
Дети
Вода. Ее в реке, озере можно взять.
Бабушка
В тех местах речек было превеликое множество. И больших, и маленьких.
Выкладывает бумажные ленты «рек».
Бабушка
А еще что для жизни нужно?
Дети
Пища нужна. В речке можно рыбу поймать. А ягоды, грибы, орехи, шишки, травы можно в лесу найти, а еще поохотиться можно там.
Бабушка
А вот и дерево, второе, третье.
Воспитатель выставляет три дерева.
Бабушка
Маловат у нас лес что-то.
Дети
Лес – это много деревьев.
Дети выставляют свои деревья.
Бабушка
А еще что нужно?
Дети
Жилье, дом. Его можно построить из бревен, а их в лесу взять.
Бабушка
Правильно. Только в старину дом избою называли. Собирали ее так: на концах бревен делали зарубки, складывали квадрат 4 на 4 метра и наращивали его вверх. Все щели мхом закрывали, крышу крыли соломой, окошки очень маленькие делали. Называлось это сооружение клетью. А вот если в клети печь ставили, то это и была изба. Люди побогаче одну клеть на другую ставили, получалось два этажа. Этот дом хоромами назывался.
Дети могут называть все в другом порядке. Также могут назвать одежду, посуду, мебель, тепло и др. Воспитатель подстраивается под их ответы.
Бабушка
Молодцы! А вот где лучше поставить избы?
Подводит детей к решению.
Бабушка
Да, недалеко от леса и реки, лучше между ними. А еще, ребятушки, ой, в старину вороги часто налетали, избы и хоромы разоряли! И чтоб от них защититься, стали люди селиться на возвышенности, на холме например. Вот решила семья (называет свою фамилию) поставить свою избу здесь.
Выставляет свой домик на «холме».
Бабушка
Теперь вы поставьте свои домики.
Дети называют фамилию своей семьи и ставят домики на «холме».
Бабушка
Так и стояли домики, без всякого порядка, кто где поставил. А чтобы от набегов еще лучше защититься, вкапывали вокруг бревна заостренные, огораживали, городили место. Какое слово вам напоминают последние слова?
Дети
Город!
Бабушка
Вот вам и древний город Москва, огороженный частоколом с башенками, а под башнями ворота были.
Выставляет картонный частокол.
Бабушка
Хорошее место для города нашли! К тому же по реке можно было еще плавать в другие земли, и к москвичам в гости с товарами жаловать. Так и жили – не тужили! Но народу в городе все больше становилось. Почему?
Дети
Дети рождались. Из других земель люди приезжали.
Бабушка
И город рос. Избы уже стали ставить за стеной. Потому что внутри они уже
не помещались.
Ставят еще по одному домику за стеной.
Бабушка
Приходилось новые укрепления возводить. А это дело небыстрое. Можно вас, детушки, попросить город окружить и защитить. Вставайте в круг.
Дети встают в круг, идут по кругу в одну сторону и повторяют присказку.
Дети
Мы идем все кругом-кругом
Полем и зеленым лугом
Вокруг города Москва,
Чтобы ширилась она!
Бабушка
Девочки присели – это бревнышки вкопали. Мальчики стали ровно, ноги вместе – это башенки, ворота на ночь закрыты. А утром ворота открываются – ноги врозь – новые гости входят, город растет.
Девочки и мальчики меняются ролями, идут в другую сторону с присказкой.
Бабушка
Спасибо, ребятушки! А вот и новый частокол подоспел!
Выставляет частокол большей длины.
Бабушка
Я вас приглашаю на торговую площадь, давайте по рядам пройдемся, может, что себе и выберем. Их в Москве более сотни было, и на каждом своим товаром торговали. Я вот рукавички купила красные на рукавичном ряду. Я вас здесь подожду, а вы идите за покупками!
Дети проходят к разложенным на столах товарам и самостоятельно выбирают понравившийся, затем возвращаются к воспитателю и рассказывают, что купили, где были.
Дети
Я купил (а). черный хлеб на хлебном ряду, синюю рубашку – на рубашечном, платок с цветами – на платочном, много пряников – на пряничном, меховую шапку – на шапочном, кочан капусты – на капустном, головку чеснока – на чесночном, красивую матрешку – на матрешечном, маленькую морковку – на морковном, интересную книжку – на книжном.
Дети выкладывают все товары на одном столике.
Бабушка
Ребятушки, какие предметы вам напоминают старинные русские?
Дети отвечают: рубашка, платок, матрешка, шапка, хлеб.
Бабушка
А что можно было и тогда, и сейчас увидеть, купить?
Дети отвечают: хлеб, пряники, капусту, чеснок, морковку, шапку, рукавички.
Бабушка
А что выглядит очень современно и, скорее всего, не могло попасть на московские торговые ряды?
Дети отвечают: книжка.
Воспитатель обсуждает с детьми спорные моменты.
Бабушка
Да, книга очень современно выглядит. Она нас обратно в свое время зовет. Пора возвращаться.
Воспитатель снимает бабушкин наряд.
Воспитатель
Возьмите рабочие тетради. Что-то мне подсказывает, там для нас новое интересное задание приготовлено.
Дети самостоятельно берут рабочие тетради и карандаши, садятся за столы и открывают нужную страницу.
Чтобы дети не искали каждый раз нужную страницу и не пролистывали всю тетрадь, соедините непройденные страницы скрепкой.
Воспитатель
Ребята, сегодня мы узнали, что Москва выросла там, где были когда-то дебри
да леса. Это чудный город. И вы теперь знаете, как он появился и почему именно в этом месте.
Задание 1
10 минут
Воспитатель
Предлагаю вам стать основателями нового города и отметить его место на карте
в тетрадях. А как вы его отметите?
Дети
Точкой. Можно еще название написать.
Воспитатель
Давайте разберем, что есть в вашей местности: синее пятно.
Дети
озеро.
Воспитатель
Синие извилистые ленточки.
Дети
реки.
Воспитатель
Зеленое пространство.
Дети
равнина с лесом, полем, лугом.
Воспитатель
коричневый кусок…
Дети
горы.
Воспитатель
Молодцы! Тогда думайте, выбирайте, отмечайте,
а я прочту стихотворение Тимофея Белозерова о том, как появился город.
Дети выполняют задания в тетрадях, воспитатель читает отрывок из стихотворения Т. М. Белозерова «Город на Иртыше».
Воспитатель
Ребята, у вас хорошо получается. Позже мы сравним ваши карты и попробуем выбрать лучшие места для города в этой местности.
Задание 2
10 минут
Воспитатель
А теперь представьте, что художник зарисовал строителей древнего города и нарисовал то, что не соответствовало тому времени. Что здесь лишнее?
Дети проговаривают вслух ошибки: экскаватор, подъемный кран, бензопила, пластиковая каска.
Воспитатель
Вы побывали в путешествии в прошлое и отлично справились с заданием. Бабушка
оставила вам угощение – яблоки. С какого они торгового ряда?
Дети
Яблочного!
В свободное время дети собираются кружком и на одну карту наносят все свои города, обсуждают и выбирают наилучшие варианты расположения города.
Воспитатель
Раскрою вам секрет. Я читала вам стихотворение о появлении города, но не Москвы, а нашего родного города Омска.
В совместной беседе дети приходят к выводу, что старинные русские города строились почти одинаково в самых выгодных для этого местах. Воспитатель читает стихотворение Т. М. Белозерова «Город на Иртыше» еще раз до конца и предлагает детям выучить его наизусть всем вместе.