Юлия Гирушева
Конспект образовательной деятельности «Большое приключение по родному краю» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
По познавательному развитию
«Большое путешествие по родному краю»
(Для детей 6-7 лет)
Цель: Формирование представлений детей об уникальных, заповедных местах природы Коми края.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
1. Познакомить детей с достопримечательностями Печоро – Илычского заповедника и национального парка «Югыд – ва».
2. Продолжать формировать представления о заповедниках, национальных парках.
3. Расширять представления о многообразии окружающего мира, на основе флоры и фауны республики Коми, а также неживой природы (горы)
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Большое приключение по родному краю“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
4. Совершенствовать представление детей о редких, исчезающих видах животного и растительного мира Коми края.
5. Развивать способность выявлять причинно – следственные связи. Сохранённые леса и живые организмы – это свежий воздух и чистая вода.
6. Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне родного края.
ОО «Речевое развитие»
1. Совершенствовать способность правильно произносить сложные названия: «Печоро- илычский», «Югыд ва», Плато Маньпупунёр и др.
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
1. Развивать способность объединяться в пары, группы, договариваться между собой. Совершенствовать способность занимать лидерскую позицию, быть на равных или занимать подчинённую позицию по необходимости.
ОО «Художественно - эстетическое развитие»
1. Воспитывать способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэтических высказываний о родном крае. Развивать способность соотносить образы стихотворения и образы, увиденные на фотографиях.
2. Совершенствовать технику рисования растений, животных и окружающей среды, соединять их в одну композицию.
Материал: Модули; презентация; стихотворение коми поэта Людмилы Александровны Главадской «В родном краю»; мячи; канат; бумага белая разного формата: А-3,А-4,ватман; Краски акварельные, гуашь, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки.
Предметно-развивающая среда: Помещения группы, телевизор, ноутбук, Плоскостные изображения деревьев, постройки из модулей. Фотографии лесов, водоёмов, лугов, объектов животного и растительного мира, расположенных по всей группе, для создания необходимой ситуации.
Ход деятельности:
Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: - А куда вы уже ездили?
Дети: На море, на дачу, в Киров, В Москву.
Воспитатель: А вы путешествовали по просторам нашей республики?
Дети: На речку ходили; в лес за грибами; с папой на рыбалку.
Воспитатель: А вам бы хотелось попасть в необычные места нашей республики?
Дети: Да, наверно там есть что-то интересное;
Воспитатель: Ребята, нам по интернету пришло приглашение от комитета по охране природы. Нам предлагают отправиться в путешествие по нашему краю. Кто хочет отправиться в путешествие, подойдите ко мне и садитесь рядом.
(Все собравшиеся садятся на ковёр, читают приглашение)
Нам нужно обсудить два вопроса: Куда поедем? На чём мы поедем?
Обсуждение вопроса: «Куда едем?»
Дети: В лес поехать; на речку; увидеть что-нибудь очень интересное; попасть в заповедник; погладить животных. (дети решают поехать в заповедник)
Воспитатель: Договорились. Мы едем в заповедник.
Давайте решать «На чём поедем?»
Дети: Можно ехать на поезде, вертолёте, самолёте, машине.
(В ходе разговора выясняется, что из самолёта будет всё плохо видно, высоко; поезд не везде может проехать, а только по рельсам.)
Решение детей: Едем на машине и часть пути проведём в вертолёте, чтобы, увидеть что-то интересное сверху.
Воспитатель: Вертолёта, к сожалению, у нас нет и машины тоже. Что делать?
Дети: Можно представить или построить из модулей.
Решение детей: Построить из модулей.
(Из модулей строим вертолёт, дети садятся в него)
Воспитатель: Вы готовы? Но прежде чем мы поедем путешествовать, нам необходимо вспомнить правила поведения в природе.
Дети: (перечисляют правила поведения в природе (Приложение №1)
Воспитатель: Мы отправляемся. Вы позволите мне сегодня быть вашим гидом?
Дети: Да.
Показ презентации: (Приложение №2)
Слайд №2;3;
Воспитатель: Мы пролетаем над лесами нашего края. Обратите внимание на красоту окружающей нас природы. Это заповедные места республики Коми. Здесь очень много заповедников, заказников, и других охраняемых мест. Сейчас мы пролетаем над Печоро- илычским заповедником.
Как вы думаете, для чего нужно охранять все эти бескрайние леса?
Дети: (высказывания) Лес нужно охранять, потому что он даёт свежий воздух, это лёгкие нашей планеты. Потому что лес живой, все животные тоже живые. Их убивать нельзя. В лесах нашего края много редких растений и животных, их нужно охранять.
Воспитатель: Я согласна с вами. Какие леса растут в нашем крае?
Дети: Хвойные, лиственные, смешанные.
Слайд №4:
Воспитатель: - Какие породы деревьев вы видите?
Дети: - Берёза, сосна, ель, кедр.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения коми поэта Людмилы Александровны Гловадской «В родном краю» (Приложение №3)
Ребёнок: Пусть коротки дни грибного лета,
даже солнце светит не всегда.
Для меня родней и ближе нету,
Чем лесов любимых красота.
Стройных елей воинство лесное,
Гордых сосен и застенчивых берёз,
С детства душу тронуло такое.
До краев любовью налилось.
Слайд №5
Воспитатель: А какие водоёмы вы видите из окна вертолёта?
Дети: Озёра, реки, болота.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота, какие краски.
Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?
Дети: Хочется долго смотреть, любоваться, хочется попить, искупаться, хочется хранить.
Воспитатель: Послушайте ещё один отрывок из стихотворения коми поэта Людмилы Александровны Гловадской «В Родном краю»
Ребёнок: С косогора выйдешь прямо к речке
Чистой как слеза, воды напьёшься
Отдохнёт у берега сердечко
Словно в сказке силы наберёшься.
Воспитатель: Отправляемся дальше, но нам нужно пересесть в машину. То, что мы сейчас увидим лучше смотреть близко.
(Трансформация вертолёта из модулей в машину)
Слайд № 6
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти столбы, их ещё называют каменными болванами (столбы выветривания, они причисленны к перечню «Семи чудес света». Столбы стоят на плато «Маньпупунёр»(в переводе с манси Малая гора идолов). На них приезжают полюбоваться тысячи туристов со всех уголков страны.
Дети: Откуда они появились? Как там оказались? Из чего они?
Воспитатель: Ранее на этой территории находились высокие горы, но под действием ветра и снега за несколько тысяч лет они медленно разрушались. Сначала вымывались мягкие породы, затем твердые. Часть твердых пород бывших гор сохранилась по сей день. Сейчас здесь можно увидеть 7 больших столпов, которые поражают своим суровым величием.
Слайд №7
Воспитатель: Существует легенда о том, как появились эти столбы. Могучие великаны начали преследовать одно из племен манси, что проживало высоко в Уральских горах. Великаны почти вплотную подошли к племени возле истока Печеры, но здесь их настиг шаман. Страшное и белое, как известь, лицо колдуна сильно испугало великанов, а сами они превратились в огромные каменные статуи. С тех времен многие шаманы из племени манси приходят к истуканам, чтобы черпать здесь свою волшебную силу. (рассматривание фотографий)
Воспитатель: Прежде чем отправиться дальше, нам нужно заправить машину. Пока нам её заправляют, давайте устроим привал. Чем бы вам хотелось заняться на отдыхе. Посмотрите вон там, недалеко от нас бродят олени.
Дети: Давайте играть в игру «Ловля оленей»
Воспитатель: Хорошо, игра вам уже знакома. Выбирайте, кто из вас будет оленями, кто оленеводами. Из канатов выкладываем круг, мячи лежат в машине.
Говорим волшебные слова, часть детей превращается в оленей, а двое превращаются в оленеводов.
Физминутка: (Проводится подвижная игра «Ловля оленей») приложение №4
Воспитатель: Ребята, вы отдохнули?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся дальше? Занимайте свои места в машине.
Поехали!
Слайд №8
Воспитатель: Мы приехали с вами на первую в мире лосинную ферму. Которая располагается тоже в Печоро- илычском заповеднике.
Обратите внимание на людей, которые первыми занялись разведением лосей. Было это семьдесят лет назад. Лосей использовали как транспортное средство, но с появлением снегоходов от этой идеи отказались. (дети рассматривают старые фотографии)
Слайд №9
Воспитатель: Сегодня работа по одомашниванию лосей продолжается. В ходе исследований выяснилось, что лосинное молоко обладает лечебными свойствами. (Просмотр фотографий, возникшие вопросы и ответы на них)
Воспитатель: Мы отправляемся дальше, закройте глаза, вас ждёт замечательный сюрприз.
Слайд №10
Воспитатель: Открывайте глаза. Что вы видите?
Дети: Национальный парк «Югыд ва»(написано на слайде, дети читают)
Воспитатель: Мы с вами попали в национальный парк.
Слайд №11;12
Воспитатель: Ребята! Кто из вас помнит, что в переводе на русский язык значит «Югыд Ва»?
Дети: Чистая вода
Воспитатель: Она не просто чистая, но еще и кристально прозрачная. Главная особенность этого заповедника - природа, сумевшая сохраниться в своем первозданном виде. Это и живая и неживая природа.
(Рассматривание фото природы парка, а также жемчужин парка, гор «Манарага», «Колокольня» и «Сабля»)
Слайд № 13;14;15;16;17
Воспитатель: На территории парка и заповедника обитает большое количество уникальных животных, птиц и рыб, а окружает всю эту красоту редкие леса, скалистые горы и чистейшие водоемы, бурные реки и независимые водопады.
(Рассматривание фото растений и животных, заселяющих парк, а также находящихся под охраной и занесенных в красную книгу.)
Воспитатель: Назовите ребята всех животных и растения, которые вы узнали. Какие животные занесены в красную книгу и почему?
Дети: (Называют животных и растения, объясняют, почему они занесены в красную книгу)
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно. Вам понравилось путешествовать?
Дети: Да! возвращаться не хочется.
Воспитатель: Как мы можем запомнить это путешествие, с помощью чего мы можем запечатлеть наши впечатления?
Дети: Сфотографировать.
Воспитатель: К сожалению, мы забыли взять фотоаппарат.
Дети: Нарисовать
Воспитатель: Все согласны с предложением, нарисовать то, что вы увидели во время путешествия?
Дети: Да
Воспитатель: Вы можете объединиться в пары, в группы, или рисовать самостоятельно. Но помните правило, вам нужно договориться друг с другом: где рисовать, на чём рисовать, чем рисовать, а самое главное, что именно вы будете рисовать.
Вот здесь на столе лежит бумага разного формата, на другом столе лежит необходимый изобразительный материал. Выбираете всё, что вам нужно и приступайте к работе. Пока дети рисуют, чтение стихотворения «В родном краю в полном объёме».
(Дальше идут действия отсроченного порядка: Если не успели нарисовать до выхода на прогулку, можно продолжить рисование вечером. На следующий день сделать рамки, организовать выставку. На выставку можно пригласить родителей, детей с других групп.)
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика- синтез. Москва 2014г
2. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем» ч 1
Составитель: Л. Д. Вавилова. Сыктывкар 1993г.
3. «Здравствуй, Вымь! (стихи)» Сборник Г Емва 1994г
4. Интернет- ресурсы