НАТАЛЬЯ ГОВОРУНОВА
Конспект образовательной деятельности «Ай да хлебушек» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НАТАЛЬЯ ГОВОРУНОВА
Конспект образовательной деятельности «Ай, да хлебушек" (средняя группа)
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу поделиться готовым конспектом образовательной деятельности "Познавательное развитие. Приобщение к социальным ценностям" для детей среднего возраста.
Конспект образовательной деятельности
Познавательное развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Ай да хлебушек“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Приобщение к социальным ценностям
(средняя группа)
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные :
• дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
• познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
• расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
• формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
• формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
• знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к хлебу,
• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
• Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Корзина с мукой ржаной и пшеничной (в упаковке, с ржаным хлебом и пшеничным; поднос, хлебобулочные изделия : каравай, пирожки, печенье, яблочный пирог; колосья, тарелочка с зерном, тарелочки с мукой ржаной и пшеничной; иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; хлебобулочные изделия : баранки, крендели, блины, пряники, сухари.
Магнитная доска, мельница
Сюрпризный момент: мини - мельница
Ход образовательной деятельности
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб. (показ иллюстрации)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
(слышится стук в дверь, воспитатель вносит колосок, пучок с колосками и корзину, в которой находится мука: ржаная и пшеничная, а так же хлеб : ржаной и пшеничный)
Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришёл колосок. И не один пришёл, а со своими друзьями колосками.
Колосок: Здравствуйте, ребята!
Я – пшеничный колосок,
Тонкой ножкою высок.
Рос на ниве золотой,
Посмотрите, я какой!
И принес я для вас, ребята корзинку, но не пустую.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же нам принёс колосок.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: Из муки.
Воспитатель: Правильно, ребята из муки, но мука бывает разная. (воспитатель показывает муку в мисочках пшеничную и ржаную)
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета мука пшеничная?
Ответ детей: она белая
Воспитатель: Правильно, ребята, пшеничная мука - белого цвета. (воспитатель ставит миску с пшеничной мукой на стол, затем достаёт из корзины пакет пшеничной муки)
Воспитатель: Вот в таких пакетах в магазине продаётся пшеничная мука.
Воспитатель: Из пшеничной муки пекут пшеничный хлеб. (воспитатель достаёт из корзины батон хлеба и показывает ребятам, и кладёт батон хлеба рядом с пшеничной мукой)
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, какого цвета мука ржаная? (воспитатель показывает мисочку с ржаной мукой)
Ответ детей: Эта мука серая
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ржаная мука - серого цвета.
Воспитатель: Вот в таких пакетах в магазине продаётся ржаная мука. (воспитатель достаёт из корзины пакет ржаной муки)
Воспитатель: Из ржаной муки пекут ржаной хлеб. (воспитатель достаёт из корзины ржаной хлеб и показывает ребятам, и кладёт ржаной хлеб рядом с ржаной мукой)
Воспитатель: Ребята, давайте понюхаем хлеб из пшеничной муки (батон) и хлеб из ржаной муки.
(воспитатель и дети нюхают хлеб и сравнивают запах)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, белый хлеб и ржаной пахнут одинаково?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Правильно, ребята, запах у хлебушка разный. Сегодня за обедом, мы обязательно попробуем на вкус наш хлебушек и сравним – похож ли хлеб ржаной с пшеничным на вкус.
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же из него получается такой душистый хлебушек!
(Колосок начинает свой рассказ по иллюстрациям, которые вывешены на магнитной доске)
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Воспитатель: (показывает тарелочку с зерном, даёт детям его потрогать)
Посмотрите, ребята, какие маленькие зёрнышки! Положите их на ладошку.
Дети: Какие крошечные зёрнышки!
Колосок: Я был таким же зёрнышком. Оно попало в землю (показ иллюстрации). Солнышко его пригревало, дождик поливал. И из зерна вырос колосок. То есть я (показ иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем и расскажем колоску, как мы тоже посадили зёрнышко пшеницы и что у нас выросло. (воспитатель,демонстрирует ёмкость с выросшей пшеницей и походу показа, задаёт детям наводящие вопросы)
Воспитатель: Что мы сделали с зёрнышком сначала?
Ответы детей: Мы зёрнышко завернули в мокрую тряпочку.
Воспитатель: А какая была водичка у нас в тазике?
Ответы детей: Тёплая
Воспитатель: А что мы делали потом с зёрнышком, куда мы его поставили?
Ответы детей: На окошко, там, где солнышко.
Воспитатель: А когда мы развернули тряпочку, что мы увидели?
Ответы детей: Маленькие, беленькие росточки.
Воспитатель: Молодцы, а дальше, что мы делали?
Ответы детей: Посадили зёрнышки в землю, полили водичкой и укрыли пакетом, чтобы зёрнышкам было тепло.
Воспитатель: Умницы! Зёрнышко проросло и во, что у нас получилось. Колосков нет, только зелёные росточки.
Колосок: молодцы, ребята. Хотите узнать, что дальше происходит с колосками?
Ответы детей: Да
Колосок: Тогда слушайте.
б) Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(показывает иллюстрации). Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку.
Воспитатель: Посмотри, колосок, какая у нас есть мельница. Нам её сделали родители.
Воспитатель: А как работают жернова, я сейчас покажу. (дети встают в рассыпную)
Воспитатель: За работу, жернова,
Зёрна перетрём, сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. (Воспитатель вращает лопасти мельницы) Повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова. (Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай! (Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
Воспитатель: Молодцы, ребята, намололи муки. Присаживайтесь на стульчики. У меня для вас есть сюрприз!
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Колосок нам показал большую мельницу, родители смастерили мельницу поменьше, а я вам принесла показать маленькую мельницу. И сейчас мы с вами попробуем перемолоть зёрнышки. У этой мельницы, есть маленькое отверстие, дырочка. Бросайте зёрнышки в эту дырочку. (воспитатель вносит мельницу, каждый воспитанник бросает по одному зёрнышку в мини – мельницу, воспитатель начинает вращать рычаг у мельницы, затем предлагает воспитанникам побыть мельниками и гостя, которые присутствуют на открытом показе ООД)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у нас получилось. (воспитатель открывает крышку у мельницы и показывает детям результат).
Воспитатель: Что это?
Ответы детей: мука
Воспитатель: Мы поработали с вами мельниками. Скажите, ребята, вам тяжело было крутить мельницу?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Очень тяжёлый труд у мельника, правда, ребята?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Колосок, а что же будет дальше с мукой?
Колосок:
в) После мельника с мукой будет работать пекарь. (показ иллюстрации)
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Физкультминутка
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Колосок :
в) Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Подрумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Сюрпризный момент:
(воспитатель достаёт Каравай и отдаёт его ребёнку, который читает стих о каравае)
Ребенок:
Вот ржаной каравай,
С корочкой румяной.
Никогда не забывай -
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Колосок: Какое прекрасное стихотворение
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник, пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т. д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!