Лучший педагог года

Конспект обобщающего занятия по речевому развитию «Щедрая осень»

Елена Ившина
Конспект обобщающего занятия по речевому развитию «Щедрая осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Используемые технологии:

здоровьесберегающие; ИКТ; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Цель:

Обогащать и уточнять словарь детей. Формировать грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект обобщающего занятия по речевому развитию „Щедрая осень“» размещена в разделах

Закрепление навыков словообразования и словоизменения (образование относительных, притяжательных прилагательных, согласование количественных числительных с существительными, образование словосочетаний существительное +прилагательное). Закреплять умение классифицировать предметы. Закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно –ласкательной форме. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Коррекционно-развивающие :

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие общей и мелкой моторики; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Воспитательные:

Развитие личностных качеств : активности, любознательности, самостоятельности. Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе.

Оборудование: Презентация «Золотая осень», Презентация «Найди 4 лишний», листья, хвоя деревьев, муляжи фруктов, овощей, чеснок, 2 банки, игрушки медведь, белка, лесовик, ватман со стволом дерева, цветная бумага, ножницы, клей, простые карандаши, влажные салфетки, фонограмма «Листья жёлтые», фонограмма для физминуток, подносы, письмо, игрушки Медведь, Заяц, Лесовичок.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Осень», «Сад-огород», «Овощи-фрукты. Заготовки», «Труд людей в поле и на огороде осенью», «Деревья». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1) Орг. момент

Воспитатель заводит детей, а логопед в это время в зале собирает листья и напевает: (под музыку)

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся (у логопеда в руках букет из листьев)

Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)

Детям показывается слайд «Золотая осень».

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Игра «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи, открывает (двери).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Как называется это явление в природе? (отрываются от дерева и летят) (Листопад)

Выставляется слайд с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)

(осенняя презентация)

Хоть осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то

особенно некогда.

- Скажите, чем богата осень?

Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья

и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает). Ой, что же это я

наделала! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой

урожай. Овощи в одну сторону, фрукты — в другую, ягоды – в третью

Игра “Разложи фрукты и овощи”

Кто будет собирать овощи? Фрукты? Ягоды? (Дети сами решают)

- А теперь каждый найдите своё место.

Затем проверить, правильно ли распределили.

б) Образование относительных прилагательных

Логопед: Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов — (какой). из винограда?

Логопед: - Много блюд из овощей, салатик назови скорей!

Салат из овощей - (какой). из капусты? Из моркови?

Логопед: Правильно. Сейчас мы с вами будем солить помидоры. А вот рецепт, который использует моя бабушка.

Дети складывают в банку нужное количество помидоров, чеснок. (дать понюхать детям)

Жизнь была бы не легка

У людей – без чеснока.

Как зеленый наш аптекарь,

Он для всех прекрасный лекарь.

Дети: Я положил в банку один большой красный помидор, я положил в банку два больших красных помидора. (считаем до пяти)

Затем делаем компот из слив. (одна спелая сочная слива….пять спелых сочных слив)

Дети находят под листочком письмо от Лесовичка. Он приглашает детей в гости в осенний лес.

Логопед: На чём отправимся? (Дети предлагают)

Шагаем под речёвку.

На троллейбусе (поезде, пароходе, самолёте) легко

Нам умчаться далеко,

(на экране осенний лес, берёзки, под ними грибы растут)

Физкультминутка (под музыку)

Заходи в осенний лес! (дети выполняют ходьбу на месте)

Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны и оглядываются вокруг)

Вот березки золотые стоят, (поднимают руки вверх)

Под березками грибочки на нас глядят. (приседают и выполняют упражнение "Грибок")

В корзинку прыгнуть хотят. (встают и выполняют упражнение "Корзинка")

Упражнение "Грибок" - на вертикально поставленный кулачок одной

руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони

повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы

(ручка корзинки)

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Как у наших у зайчат (Хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами)

А потом вприсядочку (Приседания)

Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте)

А как пустятся бежать- (Бег на месте)

Никому их не догнать.

В лесу дети встречают белочку. Она предлагает им игру.

Игра «Четвёртый лишний»

Берёза-сосна-липа-дуб

Волк, лиса, собака, медведь.

Лось, заяц, волк, олень.

Сова, сорока, белка, ворона

Репка, свекла, груша, морковь.

Ответы детей: «Я думаю, что лишняя груша, потому что она – фрукт, а все остальные овощи».

Дети двигаются дальше и встречают на пути медведя

Медведь: Куда путь держите? Я хозяин леса, я вас дальше не пропущу

Логопед: Давайте попросим ласково (медведюшка….)

Медведь: Хорошо, только сначала выполните мои задания.

Скажите, дети, какой будет день, если на улице холодно?

Дети: холодный день;

прохладно – прохладный;

пасмурно – пасмурный

Хмуро – хмурый

Уныло – унылый

Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.

Туча – тучка

Дождь-дождище – дождик

Капля – капелька

Лужа-лужища – лужица

Ветер-ветрище – ветерок

Лист – листик

Игра «Любознательный»

- Чей вой раздается ночью в лесу? (волчий)

- Чьи запасы лежат в дупле?

- Это чья привычка лакомиться мёдом?

- Чьи уши длиннее?

- Чьи рога ломают ветки кустарника?

- Чьи лапы тихо ступают? (рысьи)

- Чья морда с клыками? (кабанья)

- Чьи уши с кисточками?

- Чьи глаза не закрываются во время сна? (заячьи)

- Чей рёв пугает птиц и зверей в лесу?

- Чья хитрая мордочка выглядывает из-за куста?

- Чья шубка летом рыжая, а зимой серая?

- Чья нора самая глубокая? (барсучья)

Дети приходят к дому Лесовичка

Лесовик:Здравствуйте, ребята! Я старичок - лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

Воспитатель: С удовольствием.

Лесовик: Присаживайтесь на коврик. У меня в лесу много разных деревьев. А вы знаете, как они называются?

Игра "Назови деревья"

Лесовик: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)

А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

Логопед: А теперь возьмите листья деревьев и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.

1-й ребенок. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

5-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.

6-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.

Лесовик: Ребята, в моём лесу все звери живут дружно. Они недавно собрались на чаепитие. Скажите, какие звери собрались в норе? (на доске нора, а из неё видны хвосты животных. Нужно назвать их правильно: лисий хвост, заячий хвост….)

Игра «Хвосты»

Лесовик: Скажите, ребята,

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий.

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

Логопед: А где живёт белочка? (на дереве)

Логопед показывает картинки, на которых изображено дерево.

Логопед: Кто знает, как одним словом называют всю листву дерева?

Дети: Крона.

Логопед: Верно. И сегодня на занятии мы с вами сделаем чудесное осеннее дерево.

Но сначала выполним пальчиковую гимнастику.

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать, Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Листья березы, листья рябины, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Листья у тополя И у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

Для того чтобы создать крону нашего дерева, понадобятся ваши ладошки, цветная бумага, простой карандаш, ножницы и клей. Вырезанные бумажные ладошки будут листочками на нашем дереве. Для этого мы ладошку сначала обведём простым карандашом, затем вырежем по контуру и приклеим ее на большой лист бумаги.

Дети под чё тким руководством логопеда выполняют работу:

1. Обводят ладошку. 2. Вырезают. 3. Приклеивают ладошки.

Дети дарят дерево Лесовичку, прощаются с ним, возвращаются в детский сад.

Логопед:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень :

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Итог: что вам больше всего понравилось?

Чему новому вы сегодня научились?

С каким настроением вы вернулись в детский сад?

Публикации по теме:

«Осень — щедрая пора!» Фотоотчет с выставки поделок«Осень — щедрая пора!» Фотоотчет с выставки поделок Вот и закончился мой отпуск. Вышла на работу, а там жизнь кипит! Объявлен конкурс поделок из природного материала "Осень - щедрая пора!".

Конспект НОД для средней группы детского сада на тему «Осень» Тема: “Осень” Задачи: 1. Активизировать использование в речи названий цветов 2. Учить отвечать на вопросы полными ответами; 3. Учить согласовывать.

Конспект НОД на тему «Осень» во 2 младшей группе Программное содержание. Задачи: 1. Познакомить детей с характерными признаками осени. Учить видеть прекрасное в природе осенью. 2. Развивать.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе на тему «Осень» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект обобщающего занятия по теме «Зима» Конспект итогового логопедического занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей.

Конспект открытого дефектологического занятия в Доме ребенка на тему «Здравствуй, Осень!» (ранний возраст) Цель занятия: Знакомство малыша с Осенью. Закрепление умений рассматривать картинки с изображением листьев Клена, умение играть с природным.

Конспект обобщающего занятия по разделу «Познание» в старшей группе «Новые приключения Колобка» Программные задачи: закрепить и обобщить знания детей по всем изученным темам: зима, зимующие птицы, домашние птицы и детеныши, домашние.

План-конспект обобщающего занятия «Поможем Обжорке» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР План-конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи 2-3 уровня и задержкой психического развития. Приоритетная.

Конспект обобщающего занятия по теме «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы: А, О, И, У, Э, Ы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект обобщающего занятия по речевому развитию «Щедрая осень»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 09:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект обобщающего занятия по речевому развитию «Щедрая осень»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ившина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД