Светлана Куковерова
Конспект обобщающего занятия по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового логопедического занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
группы компенсирующей направленности
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, как времени года, ее приметах, активизировать словарь по теме;
совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; числительные с существительными; навыки употребления предложно-падежных конструкций;
Публикация «Конспект обобщающего занятия по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
продолжать развивать умение отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки, составлять предложения, короткий рассказ;
совершенствовать умение использовать в речи распространенные предложения;
Коррекционно-развивающие:
совершенствовать правильный речевой выдох, просодические компоненты речи;
развивать чувство ритма, тонкую и общую моторику, двигательные навыки и координацию движений;
развивать внимание и память;
совершенствовать самоконтроль за произношением звуков в свободной речи.
Воспитательные:
воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников;
воспитывать умение слушать и слышать собеседника;
воспитывать культуру речевого общения: умение вести монолог, диалог.
Предварительная работа:
индивидуальные и подгрупповые занятия по наращиванию словаря, словообразованию, развитию связной речи;
элементарное экспериментирование, моделирование;
чтение рассказов и стихов, заучивание пословиц, отгадывание и составление загадок;
рассматривание иллюстраций по теме «Зима»;
дидактические и развивающие игры;
просмотр слайдов, работа с интерактивными презентациями, обучающими электронными пособиями;
экскурсии в природу.
Дидактическое обеспечение, технические средства обеспечения:
картинки с изображениями-символами («погода», «деревья», «птицы», «одежда», «зимние забавы», «новогодний праздник»);
бумажные снежинки;
интерактивная презентация «Лексическая тема «Зима»;
аудиозаписи инструментальной музыки и детских песен.
ноутбук, мультимедийный комплекс.
№ п/п Структурные элементы, ход занятия, дидактическое обеспечение
I. Вводная часть. Постановка цели, мотивация образовательной деятельности.
Педагог входит в группу с письмом и обращается к детям:
Ребята, кажется, сегодня у нас будет не совсем обычный день…
А знаете, почему?
Нам сегодня утром рано
Принесли письмо одно,
Очень странное оно:
Вместо марок три снежинки,
А конверт из целой льдинки…
Интересно, от кого же это письмо?
(предположения детей)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром!
О какой царице говорится в этом стихотворении? (о зиме). Прочтем?
«Здравствуйте, дети! Я очень люблю приходить к людям в гости. Но часто они сердятся на меня за мои морозы, лед и снег, вьюги и метели. Но совсем недавно я видела, как весело вы играете на прогулке, и поэтому решила попросить вас написать рассказ обо мне, чтобы все узнали, что я могу быть веселой, озорной, красивой и доброй! И поэтому я приглашаю вас в зимнее путешествие. Путешествуя, вы найдете подсказки и сложите из них карту, которая поможет вам в сочинении рассказа о зиме. Надеюсь, вы согласны?»
Согласны? Но что же это за тройка скакунов, на которых мчится Царица-Зима? (декабрь, январь и февраль – зимние месяцы)
А подайте-ка нам сюда тройку! Мы отправляемся в путешествие!
Упражнение-имитация «Тройка»
Слайд 1 «Царица Зима», «письмо», «аудиозапись песни из кинофильма «Чародеи» «Три белых коня»
II.
2.1. Основная часть. Реализация основных обучающих, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.
Упражнение «Подбери слово!»
(подбор прилагательных к существительным) Ну, вот и приехали. Где мы очутились?
Какая чудесная зимняя полянка!
Только настоящий поэт может подобрать слова к такой красоте! Какая же она – наша зима?
Зима (какая) – морозная, холодная, суровая, снежная, лютая, вьюжная, студеная.
Снег (какой) – белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.
День (какой) – морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.
Ночь (какая) – длинная, лунная, звездная, снежная, морозная.
Снежинки (какие) – ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, лёгкие, белые.
Красивые слова подобрали!
А вот и первая подсказка – снежинка!
(прикрепляют картинку-символ «погода» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)
Слайд 2 «Признаки зимы. Погода», «волшебная палочка», картинка-символ «погода»
2.2. Упражнение «Снежинки» (дыхательная гимнастика)
Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном –
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
(раздает снежинки)
Подуем на них. Пусть они полетят и укроют деревья от стужи.
(упражнение на развитие дыхания)
Ну вот, теперь им тепло зимовать.
Снежинки, вырезанные из тонкой бумаги, аудиозапись
А. Вивальди «Времена года. Зима»
2.3. Упражнение «Сосчитай от 1 до 5» (согласование числительных с существительными)
А вы знаете, что происходит зимой с растениями? (ответы детей) (листья на деревьях облетели, деревья укрыты снегом, сосны и ели стоят зеленые, зимой растения отдыхают, как будто спят). Спит сосна, спит береза, спит колючая ель, спит и могучий дуб…
(дети считают деревья, согласовывая числительные с существительными)
Сосна – одна сосна, две сосны,, пять сосен.
Береза – одна береза, две березы,, пять берез.
Колючая ель – одна колючая ель, две колючие ели,, пять колючих елей.
Могучий дуб – один могучий дуб, два могучих дуба, …пять могучих дубов.
Замечательно посчитали деревья. Прикрепим деревце на нашу карту зимы! (прикрепляют картинку-символ «деревья» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы) Слайд 3 «Деревья», картинка-символ «деревья»
2.4. Упражнение «Вьюга» (работа над просодической стороной речи)
Зимний лес нередко навещает вьюга. Слышите, как стонут деревья?
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з» (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м» (громко, низким голосом)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» (с усилением и затиханием звука)
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»
(с затиханием звука)
Что можно сказать о птицах и животных зимой?
Животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы спрятались. Замёрзли реки и озёра.
Улетели в теплые края птицы (какие) перелетные. Остались с нами зимовать птицы (какие) зимующие.
Слайд 4 «Птицы»
2.5. Игра «Птичка на ветке» ( нормативное употребление предлогов: на, перед, над, с, за, под, у) Посмотрите и скажите «Где сидит птичка» (индивидуальная работа с использованием моделей предлогов).
А вот и птичка! Разместим ее в табличке! (прикрепляют картинку-символ «птица» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)
Модели предлогов, картинка-символ «птица»
2.6. Игра-диалог
«Не страшен нам мороз!»
Почему людям не страшен мороз?
Как одеты люди зимой?
Какие головные уборы носят зимой? ( головные уборы: шапки, платки, шали).
Какую одежду носят зимой? (шубы, полушубки, зимние пальто, дубленки; теплый свитер, теплые брюки).
Какую обувь носят зимой?
(зимние сапоги или ботинки, валенки).
Кажется, мы забыли про варежки! Ну, не беда, сейчас мы согреем ручки!
(самомассаж пальцев)
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки (пальчики) нам погреть,
Посильнее растереть.
Зима подарила нам вот такие красивые варежки! Вот нам и еще одна подсказка – рассказывая о зиме, мы не забудем рассказать о зимней одежде.
(прикрепляют картинку-символ «одежда» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы) Слайд 5 «Одежда», картинка-символ «одежда»
2.7. Игра «Зимние забавы» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
И вот, когда мы хорошенько оделись, не в летнюю, а в … (зимнюю) одежду, можно и погулять. У детей зимой много игр и забав! Дети… (катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки). И мы сейчас немного отдохнем!
Мы катались на коньках, «коньки»
Даже жарко стало!
В снежки играли во дворах – «броски»
Все нам было мало!
Снег, снег, белый снег, «снежинки»
Засыпает он нас всех!
Дружно мы на лыжи встали «лыжи»
И по снегу побежали,
А потом на санки сели, «хлопают в ладоши»
Смело с горки вниз слетели!
На память о зимних забавах Зимушка-зима дарит нам Снеговичка. Кажется, это уже четвертая (или пятая) подсказка?
(прикрепляют картинку-символ «зимние забавы» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)
Слайд 6 «Зимние забавы», картинка-символ «зимние забавы»
2.8. Упражнение «Исправь ошибку» (составление предложений, согласование слов в предложении) Скажите, ребятки, какой праздник мы отмечаем зимой?
А что самое главное на новогоднем празднике? (подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка).
А, кстати, вчера один мой знакомый сочинил рассказ про Новый год и попросил меня исправить ошибки. Поможете мне? Как только услышите ошибку, хлопните один раз в ладошки.
«Новый год – чудесный весенний праздник! Дети наряжают игрушки елками. Потом елка-красавица пляшет вокруг Снегурочки. Приходит Дед Мороз. Он приносит детям мешки в подарках. Новый год – мой любимый праздник!»
А вот и символ новогоднего праздника – елка! (прикрепляют картинку-символ «новогодний праздник» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)
Слайд 7 «Новогодний праздник», картинка-символ «новогодний праздник»
2.9. Составление рассказа по мнемотаблице
- Посмотрите, у нас получилась карта нашего зимнего путешествия. Попробуем составить рассказы о зиме – карта будет нам подсказкой. Запишем рассказы на видео, а потом обязательно включим их в письмо, которое мы отправим Царице-Зиме. А, может быть, сделаем видеофильм и пошлем ей электронной почтой?
Примерный рассказ «Зима».
Зимой холодно, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. Деревья зимой отдыхают. На деревьях лежит снег, это спасает их от морозов. Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались зимовать лишь зимующие птицы: снегири, воробьи, синицы, клесты и другие. Животные морозов не боятся: у одних тёплые шубы, а другие спрятались в глубокие норы. Люди надевают теплую одежду: теплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки, зимние сапоги. Все дети очень любят зиму: можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый любимый всеми праздник – Новый год!
(дети составляют рассказы, которые педагог записывает в формате видео).
Мнемотаблица «Зима»
III. Заключительная часть. Рефлексия. Сюрпризный момент.
Что тебе понравилось?
Что ты узнал нового?
Что у тебя особенно хорошо получилось?
Что бы ты еще хотел узнать о зиме?
Вот какое замечательное время года – зима. И, знаете, дети, хочу с вами поделиться своими переживаниями. Я каждый год очень жду весну. Но когда она наступает, мне хочется, хотя бы на миг, вдруг оказаться в ясном, морозном, искристом зимнем дне. И теперь я не знаю, какое время года мне нравится больше?
А вам нравится зима?
Слушание песни «Кабы не было зимы»
Аудиозапись песни «Кабы не было зимы»