Светлана Николаевна Харьковская
Конспект обобщающего логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Обобщающее занятие по теме «Гласные звуки»
(Котофей Иванович в гостях у детей)
ЦЕЛИ:
- Закреплять понятие «гласный звук»;
- Закреплять умение чётко артикулировать гласные звуки;
- Упражнять в умении определять гласный звук в начале и в середине слова;
- Закреплять навык анализа звукового ряда с последующей графической записью;
- Развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект обобщающего логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР „Гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать интонационные и просодические компоненты речи;
- Развивать речевое внимание, память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. плоскостное изображение кота Котофея Ивановича;
2. символы гласных звуков (демонстрационный и раздаточный материал);
3. мяч;
4. фланелеграф;
5. бумажные фигурки мышей с сигналами гласных звуков;
6. портреты Котофея Ивановича (раздаточный материал)
Ход ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Занятие проводится в форме диалога логопеда и Котофея Ивановича, которого тоже озвучивает логопед
1. Организационный момент.
Логопед :
- Ребята! У меня для вас есть сюрприз. Я недавно познакомилась с очень необычным котом. Он любит путешествовать, побывал в разных странах и знает много интересного. Я решила пригласить его к нам в гости.
(выставляется изображение кота)
- Мррр, здравствуйте, дети! Рад вас видеть! Давайте знакомиться. Меня зовут Котофей Иванович. А вас как зовут?
Логопед :
- Каждый имя своё знает,
Громко – тихо повторяет.
2. Объявление темы занятия.
Логопед :
- Котофей Иванович, расскажи нам, где ты был, что видел?
- Мррр… Недавно я был в волшебной стране Гласных звуков. Страна эта совсем крохотная, в ней всего 6 жителей. Их никто никогда не видел, т. к. они невидимки. А вот слышать их можно. Звуки эти любят петь З певучесть и голосистость их прозвали гласными.
3. Характеристика гласных звуков.
Логопед :
- Котофей Иванович, а дети знают, как зовут всех жителей страны Гласных звуков. Назовите, дети, гласные звуки (а, о, у, ы, и, э)
- Давайте будем загибать пальчики и объяснять, почему они называются гласными)
- Давайте хором расскажем стихотворение о гласных звуках,
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не умеют свистеть и ворчать.
4. Развитие фонематического слуха.
Логопед :
- Котофей Иванович, наши ребята очень хорошо знают гласные звуки и не путают их с согласными. Посмотри, как мы играем в игру «ПОЙМАЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК».
- Мррр…. Посмотрю какие у детей чуткие ушки.
Логопед :
- А И П Т О К У Ы М П Т А К Ы….
5. Соотнесение артикуляции гласных звуков с произношением и графическими символами.
Логопед :
- Котофей Иванович, дети знают, что у гласных звуков разная артикуляция и могут угадать по моим губам, какой звук я хочу произнести…
- Ребята, какой цвет любят гласные звуки? ….) Покажите, каким сигналом мы обозначаем звук А (О, У, Ы, И. Э)
6. Развитие интонационной выразительности, анализ звукоряда.
Логопед :
- А теперь повторите звуковой ряд как я АОИ
- Дети, сколько всего звуков в этом звукоряде? Давайте запишем его сигналами. Какой первый звук? Второй? Третий?
- А теперь давайте прочитаем этот звукоряд ГРОМКО, РАДОСТНО …., теперь УДИВЛЁННО …., ПЕЧАЛЬНО ….).
7. Выделение первого звука в слове, придумывание слов на заданный звук.
- Мррр…. Молодцы! У меня в мешке есть картинки из страны Гласных звуков. Закройте глаза, я достану картинки. Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки, и называть первый звук в этих словах, а вы будете говорить прав я или нет.
(В слове ОСЛИК первый звук С. Дети: «Нет, это не так, в слове ОСЛИК первый звук О»
- Мррр…., кто был внимательным? Какого гласного звука не было в начале моих слов? (ы) Почему?
- Мррр…А вы можете вспомнить слова со звуком Ы? ….) А теперь слова, которые начинаются с гласных звуков.
8. Выделение гласного звука в середине слова.
Логопед :
- Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, у нас в углу кто-то пищит. Точно! Смотрите, мыши. (логопед выставляет на фланелеграфе вырезанные фигурки мышей, держащих в зубах сигналы гласных звуков) А мыши-то не простые, они знают гласные звуки.
- Мррр… Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю я в рот.
Логопед :
- Котофей Иванович, не трогай таких умных мышей.
- Мррр…Ладно, если дети угадают гласные звуки в середине слов, я мышей не трону.
Логопед :
- Давайте спасём мышей. Говори, Котофей Иванович, свои слова, а каждый ребёнок будет угадывать гласный звук в слове. Дети, не забудьте секрет о гласных звуках – они особенные, волшебные, они поются.
Игра с мячом. Дети в кругу, логопед каждому кидает мяч, называя слово, а дети возвращают мяч, называя гласный звук в этом слове.
(СЫР, РИС, СОК, МАК, СУП, БЫК, ЛИСТ, ЛЕС, МОХ, БАНТ, ПУХ, МЕХ)
9. Физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.
Вот идёт хитрый кот…
Притаился, мышку ждёт.
Мышка норку обойдёт.
А к коту не подойдёт.
- А теперь покажем пальчиками мордочку кота…. А как кот выпускает коготки?
10. Развитие внимания, памяти.
- Мррр… Мышей я теперь не съем. Но поиграть с ними в «Кошки-мышки» хочу.
Глаза все смело закрывайте…
Кого не стало, угадайте!
( Дети: «Не стало мышки со звуком А» и т. д.)
11. Соотнесение звуков с буквами.
Логопед :
- Котофей Иванович, расскажи нам ещё что-нибудь о стране Гласных звуков.
- Мррр….Много времени прошло с тех пор. Как поселились в этой волшебной стране звуки. Вы помните, они были невидимками. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилась страна, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другое. Стоило ему надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Буквы можно было увидеть, изобразить, нарисовать, написать.
Логопед :
- Котофей Иванович, а дети нашей группы уже знают многие буквы и могут их прочитать.)
- Дети, давайте скажем Котофею Ивановичу, как мы различаема звуки и буквы.
( Хором: «ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ ВИДИМ, ПИШЕМ И ЧИТАЕМ»)
- Послушай, Котофей Иванович, как дети научились читать слоги.
(индивидуально дети читают слоговую таблицу : АП, УТ, ИМ и т. д.)
- Мррр, молодцы!
12. Итог занятия.
- Дети, вам интересно было с нашим гостем? О каках звуках мы говорили сегодня?
- Вы тоже очень понравились Котофею Ивановичу, и он на память подарит вам свои портреты, а вы украсите его мешок гласными буквами, которые напишите с воспитателем.