Мария Зыкова
Конспект НОД «Звуки вокруг нас» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект открытого мероприятия для родителей.
Тема: «Звуки вокруг нас»
ОО: Речевое, Познавательное, Социально-коммуникативное развитие.
Обоснование НОД: «Родители наших детей стараются как можно больше дать детям научных знаний. Тем самым, считают, что развивают кругозор ребенка, готовят к обучению в школе. Но информационные ресурсы, используемые родителями, чаще всего не способствует развитию любознательности, проявлению творческого начала ребенка. Родители не учитывают возрастные особенности восприятия мира детьми».
Темочки:
Используемая технология: Экспериментальная деятельность в рамках программы «Успех», образовательная деятельность в рамках программы «Развитие».
Цель: Сформировать представление о звуке.
Задачи:
1. Дать представление о звуке, его характеристику.
2. Обогащать пассивный словарь: ультразвук, волна.
3. Активизация в словаре понятий: гласный и согласный звук, тихий - громкий, высокий – низкий.
4. Развивать доказательную речь.
5. Развивать познавательную активность.
Предполагаемый результат: Экспериментальная основа ОД станет основой творчества детей.
Прогноз возможных проблем: затруднения, испытываемые при поиске ответов на творческие вопросы.
Характеристика группы: в группе мальчиков 7 и девочек 8. Возраст 5 – 6 лет.
План НОД:
Вводная часть: 5 минут.
Задача: Мотивировать к деятельности.
Деятельность педагога: Воспроизвести отрывок из сказки. Беседа.
ОО: Речевое развитие.
Деятельность воспитанников: Восприятие – слушают, поиск ответа на вопрос.
Материал: СD диск «Сказка о глупом мышонке».
Основная часть:15 минут.
Задачи: Дать представление о звуке, его характеристику. Развивать познавательную активность.
Деятельность педагога: Эксперименты. Поисковые вопросы.
ОО: Познавательное, Речевое развитие.
Деятельность воспитанников: Поисково-исследовательская.
Материалы:
1. Бросовый материал, пластиковые бутылки, линейка, расческа,спичечный коробок.
2. Емкость с водой, камешки.
3. Бумага по количеству детей ф А4 и А 5, карандаши.
Заключительная часть: 5 минут.
Задачи: Оценка результативности деятельности. Развитие любознательности.
Деятельность педагога: Обобщение. Предложить детям сотрудничество в будущем.
ОО: Социально-коммуникативное развитие.
Деятельность воспитанников: Диалог-обмен впечатлениями.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход НОД
Вводная часть.
Дети слушают отрывок из сказки:
"Захотел мышонок спать.
Побежала мышка-мать, стала щуку в няньки звать…
Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет. "
Щука издавала звуки, только мышонок их не мог услышать. Почему мышонок не услышал щуку (предположения детей).
Основная часть.
Рыбы прекрасно общаются между собой с помощью ультразвука, который улавливают только они.
А какие звуки укачали бы глупого мышонка? (гласными или согласными? Давайте попробуем: "а-а-а" – поём.
А почему не удалось лошадке убаюкать мышонка? Потому что "иГо-Го" – кричит лошадка.
Какой звук сделал громким пение лошадки? Согласные звуки бывают громкими.
А может мышонок уснул бы под песенку ветра: "с-с-с", песенка листвы "ш-ш-ш"? Как мы произносим эти звуки? Услышит ли мышонок тихие звуки?
Звуки бывают громкими и тихими.
Игра-эксперимент «Найди тихий - громкий звук»
. Вы услышали или увидели звук? А как вы думаете, можно звук увидеть?
Опыт с камнем.
От брошенного камешка по воде пошли волны. Так и у звука есть волны. Только они невидимы. Мы с вами говорим, а звуки-волны - расходятся в воздухе.
Предложить записать звуки волнами: полет комара, жука. Звук жука низкий ж-ж-ж и зубчики широкие, плавные, а у комарика звук высокий з-з-з и зубчики частые.
Записывать звук мы научились, а можем мы поймать звуки?
Опыт с рупором.
Предложить детям свернуть лист бумаги трубочкой.
1. Придерживая рупор, погудеть. Что мы чувствуем – дрожание, это звук-волна, идущая по рупору.
2. Приложить рупор к уху товарища одним концом и шепотом позвать его. А потом позвать шепотом без рупора.
Когда имя звучало громче? Значит, рупор усиливает силу, громкость звука.
Заключительная часть. Сегодня вы стали исследователями звука.
Что вы узнали нового о звуке? А что еще хотите узнать?
Я могу вам рассказать о глухих и звонких звуках, или как люди научились передавать звук на дальние расстояния.
А сейчас вы можете найти музыкальные звуки, живущие в музыкальных инструментах или изобрести с помощью уже знакомых предметов новые звуки.