Ольга Гладкая
Конспект НОД с детьми 6–7 лет «Звуки [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Ольга Анатольевна Гладкая
МБДОУ «Детский сад №3 «Теремок» ОРВ с. Яренск" Архангельская область
Конспект коррекционно-развивающей деятельности
с подгруппой детей (2 человека, 6-7 лет) с нарушением фонетико-фонематического слуха
Цель: Закрепление умения различать звуки [ш]-[с] в речи
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
1. закрепить умение правильно произносить звуки [ш], [с] в речи;
2. научить работать с рассказом;
3. совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
Публикация «Конспект НОД с детьми 6–7 лет „Звуки [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. закреплять умение строить распространенные и сложноподчиненные предложения;
5. формировать умения подбирать слова-синонимы к словам-предметам и к словам-признакам.
Коррекционно - развивающие:
1. развивать коммуникативные навыки детей;
2. развивать фонематический слух.
3. развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное внимание и память, логическое мышление.
Коррекционно - воспитательные:
1. воспитывать желание говорить красиво и правильно;
2. воспитывать упорство преодолевать трудности;
3. воспитывать ответственность, доброжелательность, любознательность;
4. воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятиям.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа:
1. Постановка и автоматизация звуков [ш], [ж], [с] в речи
2. Создание картотеки игр на дифференциацию звуков с-ш
Форма проведения: итоговое НОД
Продолжительность занятия: 20 мин.
Ход занятия
Организационный момент:
-Ребята, посмотрите за окошко, какая сегодня погода? (пасмурная, дождливая, облачная)
-Солнышко спрятали облака. Оно никак не может выглянуть. Давайте поможем ему – подуем и разгоним тучи.
Тучи по небу гуляют,
Тучи солнце закрывают.
Ветер, ты нам помоги,
В миг все тучи разгони,
Чтобы солнышко сияло,
Грело, деток забавляло.
Создание образовательной ситуации:
-Ребята, посмотрите, сегодня мне от хорошего друга пришла в кабинет посылка, а в ней была эта книжка. Написано Виктор Драгунский «Заколдованная буква».
- Как выдумаете, о чем этот рассказ? (О букве, о колдовстве)
- Что значит «заколдованная»? (Волшебная)
- Интересно. Давайте прочитаем.
«Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нём лежала ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга:
— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Станови её на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.
— И когда выгрузили, шофёр сказал:
— Теперь надо эту ёлку заактировать, — и ушёл.
А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала:
— Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
- Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
— Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!
Потом Мишка упал в обморок и застонал:
— Ах, мне плохо! Сыски…
И стал икать:
— Ик. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха. Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга, и я сошёл с ума. Я орал:
— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она сыски…
У Алёнки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
— Я правильно сказала! Это у меня зуб вываливается и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
Мотивация детей на предстоящую деятельность:
Беседа по прочитанному
- В какое время года происходит действие в рассказе? (Зимой)
- Что увидели ребята? (Как выгружали елку)
- Значит какой праздник приближался? (Новый год)
- «Аленка, Мишка и я» А Я- это кто? (Автор)
- Наверное, автор рассказывает нам историю, которая приключилась с ним в детстве.
- Почему мальчики смеялись над Аленкой? (она неправильно говорила)
- Какие звуки она путала в слове шишки? ([ш] на [с].)
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми. Постановка проблемы:
- Посмотрите на Аленку, какая она? (Грустная, обиженная, заплаканная)
- Что же сделать Аленке, чтобы ребята не смеялись над ней? (правильно сказать слово шишки)
- Как мы можем ей помочь? (Научить Аленку не путать звуки [ш]-[с] в речи)
- Давайте вместе научим Аленку различать звуки [ш]-[с] и не путать их в речи?
Закрепление имеющихся знаний в новой ситуации:
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы вы были здоровыми, ваши руки, ноги были сильные, что вы делаете по утрам? (Зарядку)
А как вы думаете, вашему язычку нужна зарядка? (Да)
Сейчас мы покажем Аленке, как правильно выполнять упражнения для язычка.
«Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.
«Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.
«Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.
«Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.
«Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.
«Маляр»: кистью красит потолок неленивый носорог.
«Лошадка»: что за звуки? Кто стучит? Это цоканье копыт!
«Грибочек»: на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.
Работа со схемами «Артикуляция звука»
-Ребята, расскажите по схеме о звуках [ш]-[с].
- Чем похожи звуки [ш]-[с]? (согласные, глухие)
- Чем они отличаются? (при произнесении звука [ш]- губы – трубочкой, язык – чашечкой, воздушная струя теплая. При произнесении звука [с]- губы в улыбке, язычок лежит внизу за нижними зубами, воздушная струя холодная)
- Посмотрите на Аленку. Что изменилось на ее лице? (Она уже не плачет).
- Вы ее заинтересовали и ей сало очень интересно, что же будет дальше. Будем играть?
Упражнение «Зашифрованные буквы»
- Давайте вспомним, как назывался рассказ, который я вам прочитала? («Заколдованная буква»)
- Я тоже для вас заколдовала буквы. А какие вы сами догадаетесь. Вам нужно их расколдовать и прочитать слоги, которые здесь написаны. (ШО СА ШУ ИС ОС ОШО ЫШЭ УСУ ИША ШАШ СЭС ШУС)
- Молодцы! Справились с заданием. И Аленке показали, как правильно читать слоги с буквами С, Ш.
- Посмотрите, как изменилось лицо Аленки? (Она улыбается)
- Как вы думаете, если она улыбается, значит ей нравится наши игры с заколдованными буквами? (Да)
Упражнение «Над чем смеется Саша?»
-А чтобы у нее все получилось, и она смеялась от радости, вы попробуете ее рассмешить вот таким упражнением «Над чем смеется Саша?» (Саша смеется над собакой, Саша смеется над вишней, Саша смеется над носками)
Подведение итогов деятельности:
- Ребята, с каким рассказам познакомились на занятии? (Виктор Драгунский «Заколдованная буква»)
- Какая же буква была «заколдованная»? (Буква Ш)
Рефлексия:
- Посмотрите, как изменилось лицо Аленки? (Она широко улыбается)
- У Аленки все получилось. Она теперь не путает звуки [ш]-[с] в речи. Вы ей в этом помогли. Оцените свою работу смайликом.
- Я вам прочитала отрывок рассказа, если вам интересно, что случилось дальше, возьмите книжки домой и попросите, чтобы родители вам дочитали.