Елена Скоробогатова
Конспект НОД «Знакомство с самоваром» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с предметным окружением»
на тему : «Знакомство с самоваром»
Программное содержание: познакомить детей с предметом русского быта- самоваром. Рассказать о предметах древности в разных странах (Древний Рим, Древний Китай, похожих на самовар) Формировать представление об истории его возникновения, появления в России, видах самоваров, его назначении. Путем проведения эксперимента подвести детей к выводу, что вода является растворителем некоторых веществ, в горячей воде растворяется лучше. Развивать слуховое восприятие, мышление, речь. Воспитывать интерес к культуре и традициям русского народа, желание работать коллективно, помогать друг другу.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с самоваром“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация «История самовара»
Самовар старинный, современный электрический, разрезная картинка- самовар. Конверты с загадками. Большой стеклянный прозрачный бокал дл педагога, маленькие бокалы, чайные ложки (по количеству детей).Поднос, коробка сахара- рафинада, мед, варенье, баранки. Столы, стулья, гирлянда
(расстилается на полу,во время отправления на машине времени включается) «магнитные доски. Картинки- тучки, солнышки для рефлексии.
Пособие «Река времени», картинки для работы с ним
Музыкальное сопровождение – загадочная музыка (для отправления в прошлое)
Ход:
Дети входят в музыкальный зал.
Здороваемся с гостями.
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие на машине времени в прошлое и познакомимся с очень интересным предметом. Но чтобы угадать о каком предмете идет речь, попробуйте собрать разрезную картинку- пазл. Но задание это непростое. Каждый кусочек пазла спрятан в конверт с номером. Чтобы открыть все конверты, попробуйте отгадать мои загадки.
1. Ее на плитку ставят,
На ней картошку жарят,
На ней блины пекут.
А как ее зовут? (Сковорода)
2. Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Но это вовсе не река,
А попросту… (тарелка)
3. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
4. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица.
С одной рукой милашка
Голубенькая (чашка)
5. На плите стоит горячей,
Вкусноту под крышкой прячет.
Суп и кашу варят в ней.
Назови ее скорей! (кастрюля)
6. Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. (ложка)
7. Режу хлеб, и сыр, морковку.
Все так ровненько и ловко. (Нож)
8. Среди ложек я полковник.
А зовут меня … (половник)
Молодцы, ребята! Все загадки вы отгадали. Как назвать одним словом эти предметы? (посуда) Правильно, это все современные предметы посуды. А теперь соберите наш пазл.
(ребята собирают разрезную картинку, на ней изображен самовар)
Кто- нибудь из вас знает, что это за предмет? Это самовар. Это тоже предмет посуды- старинный и необычный. Сегодня мы с вами и познакомимся с его историей.
Садитесь в машину времени- отправляемся. (дети садятся на стулья, звучит музыка, включаются мигающие гирлянды)
Презентация «История самовара»
Изображение древних предметов, напоминающих самовар.
Древний мир- Римские античные аутепсы
Древний Китай- Чаша Хо-го
Россия
Чайники- сбитенники
Петр 1- появление самоваров на Урале
Тульские самовары
Современные самовары (электрические)
После просмотра презентации дети работают с пособием «Река времени». Раскладывают картинки с изображением самоваров (древних и современных) соответственно периодам (от древности до современности).
Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю вас на выставку самоваров.
Проходите!
Как вы думаете, из какого материала сделаны эти самовары?
А форма у них одинаковая или разная?
Посмотрите, они разного размера и формы.
Раньше в старину самовар стоил много денег и поэтому его дарили, как дорогой подарок. И даже передавали в семье от старших членов семьи к младшим.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Подвижная игра «Самовар Иван Иваныч» (под музыку)
(под музыкальное сопровождение ребята выполняют движения по показу педагога)
А теперь ребята пришло время присесть и отдохнуть. Проходите за столы.
Игра- эксперимент «Сладкий чай»
На столе прозрачный бокал для чая у воспитателя. У детей – маленькие бокалы с холодной водой. Воспитатель наливает в свой бокал горячую воду из самовара. Детям предлагается взять по кусочку сахара- рафинада и опустить его в свой бокал. Педагог размешивает воду в своем бокале и дети наблюдают в какой емкости сахар растворяется быстрее. Вывод: в горячей воде сахар растворяется быстрее. Значит вода растворяет некоторые вещества, например сахар. В горячей воде сахар растворяется лучше, чем в холодной. Дети делают вывод.
Ребята, вы молодцы! Скажите, пожалуйста, а с чем можно попить чай?
Ответы детей : конфеты, печенье, пирожное, торт. А в старину этих продуктов не было или они встречались редко. И чай пили в России с вареньем, медом, сахаром, мармеладом и пряниками. И мы с вами сейчас тоже попробуем изготовить пряники для чаепития наших кукол.
Работа с соленым тестом.
Дети подходят к столу. На столе доски для лепки, стеки, подносы с кусочками соленого теста, формочки для лепки.
Возьмите кусочек соленого теста, раскатайте его в руках, разровняйте его на доске и с помощью формы вырежете из теста фигурку. Все фигуры положите на поднос. Мы подсушим их. А когда они высохнут, мы их раскрасим. И у нас будут замечательные пряники для чаепития с куклами.
Рефлексия:
1. С каким старинным предметом посуды вы познакомились сегодня?
2. Для чего нужен самовар?
3. В какой стране появился самовар впервые?
4. Если вам понравилось сегодняшнее путешествие, приклейте на магнитную доску солнышко, если вам было неинтересно- приклейте тучку.
А сейчас нам пора- снова садимся в машину времени и отправляемся в настоящее, в детский сад.