Дарья Клещева
Конспект НОД «Жилище» с использованием технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД Познавательное развитие в старшей группе с применением технологии «Река времени». (Жилище)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте их поприветствуем и пожелаем хорошего дня.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Сегодня очень хорошая погода, в такую погоду я люблю путешествовать! Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А куда можно путешествовать?
Публикация «Конспект НОД „Жилище“ с использованием технологии „Река времени“» размещена в разделах
Ответы детей.
Воспитатель: А вы когда-нибудь путешествовали по реке времени?
Ответы детей.
Воспитатель: ну что отправимся в путешествие по реке времени. А о чем мы узнаем во время путешествия, вы поймете, отгадав загадку:
В нем живет моя семья,
Туда бегу всегда и я.
К нему дорогу не забуду,
Я без него дышу с трудом,
Ведь это мой родимый … (дом).
А как по — другому можно назвать дом?
Ответы детей - (жильё, жилище)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, чтобы узнать побольше о жилище : каким оно было более 100 лет назад и каким оно стало сейчас. А на чем вы думаете можно отправиться в путешествие по реке времени?
Ответы детей: самолет, корабль, машина времени.
Воспитатель: а для того, чтобы нам отправиться на машине времени в прошлое, нам нужно произнести слова и сделать следующее: «Раз, два, три – покружись, в прошлом веке окажись».
Итак, наша первая остановка – древние времена. (Картинка пещеры, поляны)
Вы видите, здесь дома? А где же живут люди? Люди не сразу научились строить дома.
Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни.
Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.
- Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ. (изображение пещеры)
Пещера – это пустое пространство в горе.
Человек принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель.
Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных.
- Удобно ли было жить в пещере? Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников. Но пещеры были не везде.
Проходили столетия, и человек научился использовать толстые стволы деревьев.
Ребята нам пора двигаться дальше!
«Раз, два, три – покружись, в древности окажись»
Появился деревянный дом – ИЗБА. Воспитатель показывает картинку избы.
Воспитатель: А хотите войти в избу и посмотреть, что там внутри?
Ответы детей.
Картинки с изображением избы внутри.
Рассказ воспитателя по ходу показа картинок: «Неотъемлемой частью жилища была печь. Ее складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной.
Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили справа или слева от входа. Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов (картинки показать)
Почетное место в избе занимал «красный угол». Он находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Здесь же стоял и обеденный стол. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Одежду крестьяне хранили в сундуках».
А сейчас давайте немного отдохнем.
Физ. минутка «Строим дом».
Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)
Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)
В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)
Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)
Ребята, наша машина времени ждёт и нам пора возвращаться в наше время, приготовились? «Раз, два, три – покружись, в наше время ты вернись»
Воспитатель показывает детям картинки с замками, многоэтажными домами, дома из кирпича.
Воспитатель: После изобретения кирпича стали появляться кирпичные дома? (картинка).
-Сейчас мы живем в современных многоэтажных домах (картинки)
Обратите внимание, мастерство строителей растёт, материалы для домов становятся прочнее, безопаснее, красивее.
А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай».
Я назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает какой дом
можно построить (дом из камня – каменный; соломы, дерева, глины, льда, кирпича, панелей, снега, стекла, бетона, брёвен)
-Итак, ребята, у нас с вами очень много картинок, все они могут разместиться
на «реке времени», там 3 остановки!
1 остановка – древность, 2 остановка – старина, 3 остановка – наше время.
Нам нужно поместить картинки с изображением предметов и различных домов на соответствующей остановке.
Ребят можно разделить на 3 команды.
Приглашаем детей подойти к столу с макетом реки времени. (рулон обоев, представляющий собой реку времени, предварительно раскрашенный в 3 цвета. Темно синий, синий, голубой)
Дети делят и клеят.
Вывешиваем на мольберт, рассматриваем и обсуждаем, правильно ли мы выполнили. Идет обсуждение выбора детей.
Воспитатель: понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей- путешествовали по реке времени)
Воспитатель: Молодцы! В путешествии мы были, ничего не позабыли! Наше занятие подошло к концу, давайте все похлопаем друг другу!