Фирсова Дарья
Конспект НОД «Юные натуралисты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• продолжать формировать у детей познавательный интерес к растительному миру, желание изучать природный мир;
• формировать отношение к растениям, как к живым объектам;
• уточнить и расширить знания детей о растениях, растущих на участке детского сада;
• закреплять представление о внешних признаках деревьев, кустов, цветов;
• познакомить с целебными свойствами растений;
• развивать словарь признаков, развивать мимику и пантомимику;
• совершенствовать трудовые навыки труда, связанные с уходом за растениями, рассказывать о назначении трудовых операций;
Публикация «Конспект НОД „Юные натуралисты“ в старшей группе» размещена в разделах
• воспитывать эстетические чувства: слышать и понимать художественное слово, видеть прекрасное в природе;
• воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
- словотворчество (придумывание загадок, диалогов между деревьями, цветами);
- труд в природе;
- циклические наблюдения;
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что в природе существует много растений. Какие растения растут у нас в детском саду?
Дети: Деревья, кусты и цветы.
Воспитатель: Мы к ним так привыкли, что иногда их и не замечаете. А ведь они очень красивые, многие из них необычные и полезные. Я предлагаю вам совершить прогулку по детскому саду и побывать в гостях у растений. Сначала мы отправимся в гости … к дереву. А узнать, к какому, нам поможет вот это приглашение - листочек с загадкой:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Что это?
Дети: Береза.
Воспитатель: Сейчас мы потихоньку пойдем по дорожке, а кто первым увидит и узнает березку, подойдет к ней.
Как вы узнали березку?
Дети: У берёзы белый ствол с чёрными крапинками.
Воспитатель: Посмотрите, сколько много берёз растёт у нас в детском саду. Как называется место, где растёт много берёз?
Дети: Берёзовая роща.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с берёзами (Дети здороваются… и полюбуемся ими.
Минута любования.
Воспитатель: Посмотрите на ствол берёзы, проведите по стволу ладонью, скажите, какой он?
Дети: Тонкий, белый, бугристый, шершавый.
Воспитатель: Если ствол белый, то берёза какая? (Ответы детей) Берёза белоствольная. Как называется кора берёзы?
Дети: Береста.
Воспитатель: Какие ветки у берёзы?
Дети: Тонкие, раскидистые, развесистые.
Воспитатель: Какого цвета листья у берёзы летом?
Дети: Зелёные.
Воспитатель: Листья тёмно- зелёного цвета. Какой формы листья?
Дети: Треугольной.
Воспитатель: Листья треугольной формы, с зубцами по краям. Если у листьев есть зубцы, они какие? (Ответы детей) Листья зубчатые.
Береза – самое красивое и нежное дерево. Какими только ласковыми словами не называет русский человек — это дерево.
Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Березка».
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы подарить березке ласковые и добрые слова?
Дидактическая игра «Подари берёзке слова» (подбор прилагательных к слов «берёза»).
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы почувствовать себя берёзами? Давайте изобразим живую картину «Березовая рощица».
Экологический тренинг.
Дети закрывают глаза. Поднимают руки вверх, словно ветви, замирают на несколько секунд. Воспитатель предлагает детям представить, что они берёзы, корнями вросли в землю, у них тонкие, гибкие веточки. Солнечные лучи скользят по ним. Но вот подул легкий ветерок и зашевелил листочки, а потом и ветки.
Воспитатель: Удалось вам почувствовать себя березками?
Дети: Да.
Воспитатель предлагает детям присесть на лавку в берёзовой роще и послушать рассказ о целебных свойствах берёзы.
Воспитатель: Береза не только красивое, но и целебное дерево. Пыльца березы один из драгоценнейших ее даров! Пыльца убивает болезнетворные микробы в организме человека. Настой из берёзовых почек помогает при простуде, а мазь из берёзовых почек лечит ушибы. Очень полезен берёзовый сок, в нём содержится много витаминов. Соком полощут горло, пьют его при ангине. Берёза не только лечит, но и даёт человеку силу. Давайте подойдем к березам и дотронемся до них. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие ещё деревья растут в детском саду?
Дети: Дуб, каштан, платан и т. д.
Воспитатель: У нас в детском саду растут не только деревья, но и кусты. Чем куст отличается от дерева?
Дети: У дерева один ствол, а у куста несколько.
Воспитатель: Назовите кусты, которые растут в детском саду?
Дети: Сирень, жасмин, и т. д. Все кусты по-своему красивы и необычны, а отправимся мы в гости к жасмину. Она будет рада встрече с нами!
Воспитатель и дети идут по дорожке к кусту жасмина.
Жасмин – чудесный по красоте декоративный кустарник.
Он высокий, пышный, ветви окрашены в светло – коричневый цвет, листья жасмина крупные, продолговатые, а цветы имеют то белый, то розовый, а то и красный цвет.
У цветка жасмина четыре лепестка, соединенные золотистыми венчиками. Цветы жасмина быстро отцветают, роняя белые лепестки на землю.
О жасмине люди придумали загадку:
Облако бело,
Над садом летело,
На кусты упало,
Лепестками стало.
Жасмин не только красивое, но и полезное растение. Из его лепестков получают жасминовое масло, которое ценится во всём мире. У него бодрящий, освежающий аромат.
Цветы жасмина не только красивы, но и удивительно ароматны!
Воспитатель задаё т детям вопросы:
1. Как выглядит куст жасмина?
2. Как выглядят его цветы? Какого они цвета?
3. Чем полезны цветы жасмина?
Воспитатель обращает внимание детей на ландыши.
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Дети: Ландыши.
Воспитатель: Ландыши растут у нас в саду.
Существует немало легенд о происхождении этого цветка. В одной из них говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Другое предание утверждает, что цветок этот вырос из слёз девушки, которая ожидала своего возлюбленного из похода
Как выглядят цветы ландыша?
Дети: Цветок ландыша похож на веточку, на которой расположено несколько нежных снежно-белых колокольчиков, только очень маленьких.
Воспитатель: Куда заносят редкие виды животных и растений?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Правильно. Вот и ландыш занесён в неё.
Труд в природе (полив цветов на участке, рыхление почвы).
Воспитатель уточняет у детей для чего нужно рыхлить землю около цветов, поливать цветы; уточняет, какой инвентарь для этого нужен, последовательность работы. Предлагает детям взять инвентарь и приступить к работе.
Итог наблюдения:
- У каких растений мы побывали в гостях?
- Что нового узнали, приметили?
- С каким новым растениями познакомились?
- Давайте любить и беречь деревья, кусты, цветы, пусть они украшают наш детский сад, наш посёлок, нашу Землю.