Амельченко Людмила
Конспект НОД «Электричество» по кружковой деятельности «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».
Задачи:
Образовательные:
знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасного поведения в обращении с электричеством;
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Электричество“ по кружковой деятельности „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности на основе цифровой лаборатории «Наураша»; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира и умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: ноутбук, ПО «Наураша в стране Наурандии» : модуль «Электричество», кусочки бумаги, расчески, пластмассовые палочки, воздушные шарики, кусочки шерстяной ткани. Яблоко, лимон. Кусок провода.
Ход деятельности
1. Вводная часть, постановка проблемы, поиск решения.
На входной двери приклеено письмо от домовенка Кузи.
«Здравствуйте, ребята, я - домовенок Кузя. Сейчас я приехал погостить к бабушке в лес! У меня все хорошо. Но вот беда, чая попить очень хочется, а самовар сломался. Друзья прислали из города посылку с новым самоваром, только он какой-то необычный — куда дрова подкладывать не понимаю. Помогите, пожалуйста. Высылаю фото! Спасибо, ваш домовой, Кузьма».
(В письме разрезная картинка электрического чайника)
Воспитатель. Письмо, видимо, шло очень долго и вместо целой фотографии – в конверте лишь ее части. Предлагаю собрать фотографию.
IMG-20211013-WA0003.jpg
Воспитатель. Что же вы собрали? Почему чайник электрический?
Загадка:
По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электричество)
- А почему его называют волшебником? Подумайте, какое волшебство может совершить электричество? (Загорается свет, работают электроприборы).
- А что вы знаете об электричестве?
Ответы детей (ток в розетке, провода)
Воспитатель. А вы хотели бы узнать, что такое электричество и какое оно бывает?
- Откуда можно узнать, что такое электричество?
(Дети предлагают варианты - опыты, познавательные мультфильмы, книги и т. д.)
Опытно-экспериментальная часть
Опыт 1. «Веселые звезды»
У каждого ребенка в подносе кусочки бумаги, расческа либо пластмассовая палочка. (Пластмассовую расческу необходимо несколько раз провести по волосам или по шерстяной ткани (предложить на выбор). Маленькие бумажные звездочки притягиваются.)
- Волшебная сила, которая заставила звезды танцевать - называется статическим электричеством. На расческе после контакта с шерстяными предметами или волосами образовались небольшие электрические заряды, поэтому наши звездочки и прилипли к расческе и палочке.
Опыт 2. «Волшебный шарик»
3 – 4 ребенка осторожно натирают шар о волосы или одежду – и к нему начинают прилипать манка, бумажные звездочки; шарик может держаться на стене.
Воспитатель. Сможет ли заработать чайник Кузи от статического электричества?
- Давайте отправимся в лабораторию к нашему знакомому Наураше, может он нам сможет помочь. Но, в гости с пустыми руками не ходят, и мы с вами возьмем с собой фрукты. Отгадайте, что мы возьмем.
Загадки:
Фрукт, конечно, всем известный –
И красивый, и полезный.
Апельсину брат родной,
И душистый-то какой!
Жаль, что кислый очень он –
Витаминный фрукт … (лимон)
Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
Опыт 1. «Электрояблоко» (проводится опыт)
Опыт 2. «Электролимон» (проводится опыт)
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: в яблоке и лимоне есть электричество, хоть и не большое.
- Сможет ли заработать чайник от такого электричества?
- А как попадает к нам в дом электричество?
(Электрический ток рождается на электростанциях и бежит по проводам, спрятанным глубоко в земле или протянутым высоко над землёй, приходит в дома, на заводы и помогает человеку.)
- Какими должны быть провода, по которым поступает электрический ток, чтобы электричества хватило всем?
- Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких проволочек.
(Показ образца провода).
- Вот по этим проволочкам текут маленькие частицы – электроны. Дальше, ток попадает в розетку, а затем - в электроприборы.
- А теперь представьте себе, что ваши пальчики, это маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам Поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки.
Чтоб работали приборы: Загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках.
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс. Стучат кулаком одной руки о кулак другой.
- Какой же ток подойдет для работы электрического чайника – от электроплодов или от проводов?
Вывод: для работы электрочайника необходимо электричество 220 вольт, которое бежит по проводам и живет в розетках. И оно не только полезно людям, но и очень опасно.
- Электричество может быть и другом, и врагом, если с ним неправильно обращаться.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Зверя зовут электрический ток.
Руки подальше от тока держи,
Пальцы в розетку совать не спеши.
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
- Только соблюдая правила пользования электроприборами, электричество будет вашим другом. А как нужно относится к электричеству? (Бережно, выключать.)
- Ну, что попробуем подружиться с электричеством?
Рефлексия
Педагог предлагает воспользоваться книгой, энциклопедией и прочитать про электричество более подробно.
- А что мы с вами ответим домовенку Кузе? Куда ему подкладывать дрова в электрический чайник?
Можно предложить собрать электрические приборы (разрезные картинки) для Кузи (если остается время).
Используемая литература
О. Поваляев. "Наураша в стране Наурандии". Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников, 2014 г.
О. Е. Тумакова. Открытия дошкольников в стране Наурандии, 2016 г.
Г. П. Тугушева. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2009 г.