Анна Нейштадт
Конспект НОД «Экскурсия в тундру» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру; учить определять названия деревьев по листьям; расширять знания детей о природе.
Программное содержание:
- Обобщать и конкретизировать представления детей о тундре.
- Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и приспособлением растений и птиц к этим изменениям.
- Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
- Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в тундре.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тундра. Природная зона
- Экскурсии с дошкольниками
- Темочки
- Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, положительных эмоций, возвращению ощущений приятных переживаний.
- Формировать представления детей о поведении в общественных местах.
- Упражнять детей в умении поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом.
- Активизация словаря: осень, листопад, ветер, птицы, золотая осень, тундра.
Оборудование: кукла Лунтика, гербарий из листьев различных деревьев, ведерки, большая корзинка для сбора природного материала.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о правилах поведения на улице, а также в тундре.
Воспитатель обращает внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Воспитатель сообщает детям, что они сегодня едут на экскурсию в тундру. Вместе с ними попросился Лунтик, который, сообщил детям, что очень любит гулять по тундре летом. Дети согласились взять его с собой, чтобы полюбоваться красотой осенней тундры и научить Лунтика отличать летнюю природу от осенней.
По дороге воспитатель предлагает детям обратить внимание на деревья, кустарники, которые дети увидят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы приехали?
Дети: в тундру.
Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел тундра летом?
Дети: было много травы, цветов, ягод, было тепло, светило солнце и т. п.
Воспитатель: Верно! Как изменилась тундра с приходом осени?
Дети: листья пожелтели, стали опадать, солнышко спряталось за тучу.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Стало холоднее, листья пожелтели и стали опадать.
Дальше воспитатель предлагает рассмотреть растительный мир тундры (Толокнянка обыкновенная, багульник, арктический мох, карликовая береза)
В тундре воспитатель обращает внимание детей на красоту природы, показывает гербарий из заготовленных заранее листочков от разных деревьев: тополя, клена, каштана, дуба. Дети рассматривают листья на солнышке, а воспитатель рассказывает о прожилках на листьях, зачем они нужны. Обращает внимание детей на то, что у листочков от разных деревьев по – разному расположены прожилки. И от этого зависит форма листочка. Задает вопросы:
- В какую геометрическую форму похож листочек? (Овал)
- Что еще бывает такой формы? (ответы детей)
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Листопад! Листопад!
Птицы жёлтые летят…
Может и не птицы это
Собрались в далёкий путь?
Может это просто лето
Улетает отдохнуть…
Отдохнёт, сил наберётся
И обратно к нам вернётся.
Ребята, как вы думаете, про каких жёлтых птиц говорится в стихотворении?
Дети: про листья.
Воспитатель: Правильно, листики летят по ветру и такое ощущение, что это птички.
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
Дети: ветер шелестит листиками.
Воспитатель: А кто знает, что такое ветер?
Дети: ветер – это воздух, который постоянно движется.
Воспитатель: Ребята, мы с вами гуляли по тундре, увидели, какие изменения в природе произошли с приходом осени.
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Возьмите, пожалуйста, в каждую руку по листочку.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки. (Дети стоят врассыпную, руки с
Мы на веточке сидели, листочками подняты вверх –
Ветер дунул – полетели. раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали. (Дети разбегаются в разные стороны,
Перестал дуть ветерок – помахивая листочками - приседают,
Мы присели все в кружок. поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул. (Вновь разбегаются, помахивая
Все листочки полетели листочками, подбрасывают их
И на землю тихо сели. вверх, изображая листопад).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в нашем детском саду проходит конкурс поделок из природного материала «Золотая осень». Я предлагаю вам сейчас набрать природный материал (листочки, мох, палочки, шишки) и дома вместе с родителями сделать поделку.
(Дети собирают в корзину природный материал).
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенней тундрой. Вам понравилась экскурсия в тундру и почему? (Ответы детей).
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и говорит, что они правильно вели себя в тундре : не ломали ветки, а собирали листья на земле, т. е. помнили те правила поведения на природе, которые обсуждали все вместе перед экскурсией.
Возвращение в детский сад.