Елена Юрьевна Шишлова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейные реликвии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейные реликвии»
Цель: Систематизировать имеющиеся знания детей о семье
Задачи:
познакомить детей с понятием «семейные реликвии»,
закреплять представления детей о составе своей семьи,
продолжать воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, желание проявлять о них заботу,
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Семейные реликвии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
обеспечивать атмосферу непринужденного общения, упражнять детей в использовании однокоренных существительных с разными суффиксами,
развивать творческие способности в создании творческой работы,
испытывать чувство удовлетворения от достижения результата.
Образовательные области: познавательное развитие;
социально коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.
Материал: колокольчик, шкатулка с семейными реликвиями, мультимедийная презентация с фотографиями реликвий и иллюстрациями к сказке, мягкий конструктор Г. Урадовских, мольберты, подарки детям.
Ход НОД:
Дети играют в группе.
Воспитатель как бы невзначай звенит колокольчиком
- Какой звонкий колокольчик! Маленький, да удаленький! Звенит как весенние ручейки тонко – тонко. А какой необычный, старинный!
- Колокольчик радуется ласковому, доброму, ясному утру и солнышко улыбается нам, шлет свои лучи, приветствует всех нас. Так и хочется потянуть к нему свои руки. А вам хочется, дети, протянуть к солнышку руки, улыбнутся ему? (дети тянутся к солнышку, улыбаются друг другу)
Я тоже приветствую вас, посылаю всем вам свою улыбку.
А вы знаете, откуда у меня этот звонкий колокольчик? Этот колокольчик подарила мне моя бабушка. (рассматривают колокольчик)
- Когда я была маленькая, мы жили большой семьей: бабушка, дедушка, мама, папа, я и моя сестра, жили мы дружно, любили друг друга, заботились друг о друге. В доме было тепло, светло, уютно. Бабушка каждую субботу пекла пирожки, ватрушки или булочки. Мы собирались вечерами пили чай, обсуждали наши дела. Бабушка любила нам рассказывать сказки, пела русские народные песенки, рассказывала сказки, играла с нами в старинные игры : «Колечко», «Булавочку», «Платочек». Я с теплотой вспоминаю свое детство.
- Дети, мне очень хочется узнать о ваших семьях. Расскажете мне? Присаживайтесь кто с кем хочет, кто начнет?
(Дети рассаживаются на заранее расставленные стульчики) Если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, чем занимаются
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Ты любишь своих близких? Почему? (Потому что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто, чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других членах семьи?
- Как интересно! Хорошо, что есть семья, где все друг друга любят, заботятся друг о друге. А вы ласково называете своих близких? А скажите мне, как?
Игра «Ласковый колокольчик».
Воспитатель достает колокольчик: к кому он попадет, тот называет ласково членов своей семьи
(По одному вопросу каждому ребенку. После ответа на вопрос, ребенок, передает колокольчик своему соседу) А как, ты обычно называешь свою маму (ласково? (мамочка, мамуля)
- А как, ты называешь своего папу? (папочка, папуля)
- Как называют твою маму, бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька)
- Как называют, бабушку и дедушку?
- Как называют их твои родители? (мама, папа)
- Как крепко вы любите своих близких, свою семью. Интересная игра с колокольчиком у нас получилась? (да) А это не просто колокольчик. Это реликвия моей семьи. А кто знает, что такое семейная реликвия? (старинные вещи, предметы….
В каждой семье есть старинные вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. А кто догадался, почему хранят в семьях старинные вещи? (чтобы помнить о близких, о родных)
Они дороги нам как память о наших дедушках, бабушках, о том, как они жили, что умели делать своими руками. Кто догадался,где можно хранить семейные реликвии, старинные вещи? (в шкафу, в ящике) А я храню реликвии в сундучке! Да вот он мой сундучок! А что же у меня тут лежит. (дети достают вещи из сундучка, воспитатель комментирует) Это - гребень, которым моя прабабушка расчесывала свои длинные волосы, а это - салфетка, ее вышивала моя тетя, вот старинный молитвенник моего дедушки – а буквы то в нем старинные, сейчас такими буквами уже не пишут, это - птица счастья – ее подвешивали к потолку и верили, что она приносит счастье в семью.
А в ваших семьях есть старинные вещи? Кто хочет рассказать?. А как вы думаете, что еще может быть семенной реликвией, какие предметы старины?.
(посуда, керамические изделия, часы, книги, письма, старые пожелтевшие фотографии, ордена и медали)
Рассматривают слайды с орденами и медалями.
- Это - Настя со своим дедушкой, на груди у него медали за отличный труд. Медали Ветерана труда.
Это – Лиза. Она держит в руках прабабушкину медаль материнства. У прабабушки было 10 детей.
А у Тимофея хранятся боевые награды прадедушки. Все они за подвиги в бою с фашистами.
Что же такое реликвия? (старинные вещи, которые бережно хранятся в семье).
О семейных реликвиях много легенд, сказок, различных историй. Вы хотите послушать сказку о Птице счастья. Присаживайтесь, где вам удобно.
«Жила на белом свете волшебная птица счастья. Была она необыкновенно красивой. Каждое перышко светилось волшебным светом, так и горит- переливается ее тело разными огнями.
Многие мечтали увидеть эту птицу, но она приходила только к добрым и приветливым людям и приносила им счастья. Кого одарит красотой необыкновенной кого здоровьем и силой богатырской, детьми любящими и заботливыми, а иногда и урожаем богатым наградит. Люди радовались такому подарку судьбы, только не приносило это радости черному Коршуну-злодею. Не любил он счастливых лиц, смеха, веселья. Всё старался накрыть своим черным крылом и поселить везде зависть, зло, коварство. Однажды задумал он свое черное и коварное дело. Подкрался незаметно к птице, накрыл ее черными крыльями и унес в свой замок, под землю, в заточение. Без дневного света она потеряла свою волшебную силу, и злодей разбил ее на мелкие части.
Затосковали люди, только злодею спокойно и радостно живется. Исполнилась его мечта – все живут в горе и страхе. Нужно спасти птицу, а она вернет радостный и счастливый мир. Самые сильные и отважные богатыри оправились в царство черного Коршуна-злодея. Долгим и тяжелым оказался путь, но желание выручить из беды волшебную птицу, которая принесет людям мир и спокойствие - было очень сильно.
Вызвали на бой богатыри Коршуна-злодея. Три дня и три ночи сражались они смертным боем. Силен был Коршун, но одолели его богатыри.
Нашли богатыри птицу, разбитую на мелкие части. Собрали ее из кусочков и рассеялись чары черного Коршуна-злодея. Ожила Птица счастья! И вновь прилетает в семьи: дарит мир, любовь и согласие»
Практическая работа
А хотите собрать свою Птицу счастья? Побывать сказочными богатырями?
Физкультминутка
Птица златая взмахнула крылом,
Наполнился радостью светлый наш дом.
По шире окно свое отворите,
Птицы счастья в дом свой впустите!
Вот лежат различные яркие детали конструктора. Какие здесь есть фигуры! Они словно перышки волшебной птицы! И мягкие и пушистые. Можно выложить птицу!
Волшебная птица бывала в разных царствах-государствах и наверняка летала по ночном, утреннему, вечернему небу. Выбирайте - по какому небу у вас полетит Птица счастья. У нее длинный хвост, красочные, яркие, сказочные перья.
(Во время работы детей воспитатель говорит, что цвет, форма перьев и украшение птицы – все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.)
(Дети выполняют работу самостоятельно, педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь).
- Какие яркие и красивые у Вас получились Птицы.
-У кого птица самая веселая, сказочная, изящная … птица?
-Что вам понравилось сегодня?
-Что нового вы узнали?
- И вы мне очень понравились,
мои воспитанники приготовили вам подарок ( видеоролик с пожеланиями воспитанников:
(- Здравствуйте, ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме – все самое хорошее. Чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Мы хотим подарить вам свою птицу, чтобы в ваших семьях всегда жило счастье)- слова детей в видеоролике