Юлия Усанова
Конспект НОД по экологии «Жизненный цикл листочка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Экология» в старшей группе на тему : «Жизненный цикл листочка»
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с
детьми строиться на основе интеграции образовательных областей
"Познавательное развитие детей», «Речевое развитие
детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое
развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие
детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Жизненный цикл листочка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
Образовательные задачи: создавать условия для:
- развития познавательного интереса к миру природы;
- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного
и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
(Познавательное развитие); закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- развития умений проводить несложные эксперименты с листьями.
- активизация словаря: «черешок», «кромка», «хлорофилл»;
- предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»
- развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли. (Речевое
развитие);
-развития умения изображать природные объекты в цвете. (Художественно-эстетическое развитие)
- формирования навыков коллективного общения
- формирования партнерских отношений у детей в процессе
исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного,
эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к
миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения, создавать условия для развития воображения,
внимания, мышления, целостного восприятия предметов.
Предварительная работа: создание проекта «Жизненный цикл листочка».
Материалы и оборудование: Оборудование и материал:
Лупа, кубик, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья комнатных растений, гуашь, листья, бумага для рисования, кисточки, аудио запись звуки леса, компьютер для просмотра проекта.
Ход НОД:
Звучит музыка лёгкая тихая
В: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Ребята посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им
подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.
В: Молодцы, а теперь присаживайтесь на ковер.
-Ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в прошлое и вспомнить, чем вы заинтересовались, когда пришла весна? Я вам подскажу, если вы отгадаете загадку.
Весною появляется
Из почек распускается,
А в жаркий летний день
Даёт прохладу, тень.
Едва наступит осень,
Его на землю сбросят. (Лист)
- Правильно, вас заинтересовали листочки, а так же, что происходит с деревьями весной, что такое почки, и могут ли листочки там спрятаться, почему появляются листочки, как это происходит и, что с листиками происходит дальше.
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть, что у нас получилось, искав ответы на ваши вопросы!
Показ проекта «Жизненный цикл листочка»
-А теперь пришла пора продолжить наше исследование, для этого нам предстоит стать учеными. Будем проводить опыты. У вас на столах лежат листья. Рассмотрим их строение.
Опыт:№ 1: «Строение листьев»
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт № 2: «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
Опыт № 3: Возьмем лупу и рассмотрим основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Опыт№ 4:«Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Одинаковые ли листья на деревьях?
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.) Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате). Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями). Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.) Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
А теперь я вам предлагаю превратиться в волшебников и без карандаша, а с помощью фокуса нарисовать листья.
Нам необходимо, нанести на свой листок гуашевую краску таких же цветов, как и на листочке, а потом сделать отпечаток его на листе бумаги и мы увидим, какой фокус произойдёт.
(Дети выполняют задание, звучит легкая музыка)
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Выставка работ)
Давайте подведем итог, что нового и интересного мы сегодня узнали? (Ответы детей)