Наталья Плахтеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Встречи в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать имеющиеся знания детей об осенних изменениях в природе, о значении леса в жизни человека, о грибах.
Программные задачи
-Закрепить и обобщить знания детей о грибах, учить детей отгадывать загадки, формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
- Развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Встречи в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- Воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать сверстников.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций и мультимедийной презентации о лесе, его обитателях и растениях различных природно-климатических зон.
Разучивание стихов о грибах, чтение произведений о природе.
Знакомство с устным народным творчеством (пословицами, поговорками, считалками, со старинными народными играми.
Материал к непосредственно образовательной деятельности:
- фотовыставка по теме «Лес», «Грибы»;
- коллекция гербариев из листьев и цветов;
- мультимедийная презентация «Колобок – Грибничок», созданная на
основе личного фотоматериала;
- музыкальное оформление - аудиозапись «Звуки леса» и произведений
П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Раздаточный материал:
- картон;
- природный материал: кусочки берёзовой и сосновой коры;
- салфетки бумажные цветные;
- клей, кисточки.
Интегрируемые образовательные области:
«Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Ход деятельности
Ребята, сегодня я расскажу Вам интересную историю, которая произошла со мной. А вот где она произошла, вы поймёте, отгадав загадку:
«Встал стеною до небес
Перед нами чудо … (лес)
(Звучит аудиозапись звуков леса: пение птиц, журчание родника, кваканье лягушек, шум листвы от ветра)
Молодцы ребята, вы правильно отгадали - это лес! Ребята, послушайте стихи русского поэта И. А. Бунина, они посвящены красоте осеннего леса.
Мы отправились в гости к лесу.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
(Звучит аудиозапись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Наступила осень. Прошёл слух, что в лесу полным-полно грибов. Вот я и отправилась в лес. Прибыв на место, я, в нерешительности, остановилась - в какую же сторону пойти, где растут грибы? Вдруг меня кто-то окликнул.
Я оглянулась по сторонам и увидела самого настоящего Колобка! Подошла, поздоровалась. Он поинтересовался, кто я, откуда и зачем в лес пожаловала. Мы разговорились, и он предложил пойти вместе, а по дороге стал рассказывать мне о лесе. Лес знает много интересного про его обитателей. Но сначала Колобок рассказал мне о правилах поведения в лесу – «Лесных правилах»:
- ветки не ломать, деревья не калечить, ни травинку, ни цветок, ни листик зря не рвать;
- в лесу можно и поиграть, и поаукать, и посмеяться, но главное – никому не мешать;
- стараться не слишком шуметь, а то лес может испугаться, и не увидишь ничего интересного и не узнаешь ни одной интересной лесной истории.
И вот катится Колобок, катится по красивой лесной тропинке, я едва успеваю за ним. Выйдя на небольшую полянку, мы увидели яркую семейку грибов, маленьких и больших.
Колобок тут же с предостережением мне сказал:
Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Ядовит грибочек!
Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Надо сторониться.
Мы полюбовались на эти красивые грибочки, я сфотографировала их на память, и мы отправились дальше. Вскоре Колобок показал мне что-то в траве, чего я поначалу и не заметила и, чуть было, не наступила. Приглядевшись, я увидели невзрачные на вид грибы.
Колобок со знанием дела пояснил мне:
Если неказист на вид,
Прячется умело,
Это самый вкусный гриб
Под названьем «Белый»!
Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!
Как много знает этот Колобок – Грибничок о лесе, о грибах! Как он любит лес и заботится о нём. Мне с Колобком было очень интересно беседовать. Мы присели отдохнуть на пенёчки. Разговорчивый и общительный Колобок предложил игру – кто больше пословиц о грибах знает.
В начале игры, как и полагается, мы посчитались:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Под горою вырос гриб,
Гриб увидел дед Архип.
День пилил, два – рубил,
Гриб на землю не свалил.
Крикнул старый бабку,
Бабка гриб – в охапку!
Насолила, наварила,
В гости звать ТЕБЯ просила!
Начинать игру выпало мне. Я сказала:
«Всякий грибок знает свой срок».
Колобок: «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Хочешь грибок - лезь под кусток».
Так мы сидели и по очереди вспоминали пословицы о грибах.
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
Любят грибы за нос водить.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Под большим деревом и гриб вольготней живёт.
Поиграли мы на славу! Столько пословиц вспомнили.
Немного отдохнув, мы отправились дальше. Идём, по сторонам смотрим, любуемся красивыми деревьями с жёлтой, красной, оранжевой листвой. А Колобок тут как тут: «Смотри, смотри, какая замечательная семейка!
А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Всей семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.
Колобок сказал мне, что знает много загадок о грибах, и так как я работаю в детском саду, то, может быть, они мне пригодятся?
«Конечно, пригодятся!» - воскликнула я.
Загадки о грибах
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
Незаметно прошёл день. Я собрала полное лукошко грибов. Колобок короткой тропинкой вывел меня из леса. Поблагодарив Колобка за прекрасную лесную прогулку, на прощание я сказала ему, что когда приду на работу, обязательно расскажу детям о нашей встрече и загадаю им загадки и задачи о грибах. А когда я приехала домой, то развесила грибы, чтобы они сохли.
Вот такая сказочная история произошла со мной в лесу.
Ребята, а сейчас я вам задам задачи Колобка-Грибничка, а вы слушайте внимательно, чтобы правильно ответить на вопросы.
Дидактическая игра: «Знаешь ли ты грибы?»
Цель
Развитие интереса к объектам природы, логического мышления и смекалки.
1. Наступил долгожданный январь, и в лесу выросло много грибов – опята, мухоморы, сыроежки. Кто скажет, какие грибы ещё появились в лесу?
(Никакие, потому что в январе грибы не растут)
2. У животных две пары ног, две ноги сзади, две ноги спереди. Сколько пар ног у грибов?
(У грибов только одна ножка, а пара – это значит два)
3. Кто скажет, где в лесу растут грибы?
(На земле, на пеньках, на деревьях)
Молодцы ребята, вы правильно все задачи Колобка - Грибничка решили!
Ребята, кто знает ещё пословицы о лесе, грибах?
Ответы детей:
Где один гриб, там и другой.
В лесу шуметь - только грибы распугивать.
Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
Молодцы, ребята. А может, кто-то из вас ещё загадки о грибах знает?
Ответы детей:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
Молодцы, ребята, и задачи Колобка – Грибничка решили, и пословицы вспомнили и загадки правильно разгадали.
Познавательная игра «Береги природу»
Цель
Систематизировать представление детей о лесе, как сообществе растений, животных, насекомых, птиц и их тесной взаимосвязи друг с другом.
Описание игры
Детям предложены картинки, изображающие лесных обитателей – растений, животных, птиц, насекомых. Педагог убирает одну из картинок, например, грибы, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися обитателями леса, если не будет грибов.
Итог занятия
Вопросы детям.
- Что нового вы узнали о лесе, о грибах?
- Расскажите, что вам понравилось, что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?
Обобщая ответы на вопросы и рассуждения детей, мы совместно приходим к выводу:
- окружающая нас природа очень красивая;
- в лесу нельзя просто так рвать цветы, топтать грибы, траву, ломать ветки
деревьев, обижать животных, жечь костры, оставлять мусор;
- надо бережно относиться к лесу и его обитателям.
Художественно-творческая деятельность
Поделка из природного материала и бумажных салфеток «Грибы на лесной полянке»