Елена Головко
Конспект НОД «Воздух — невидимка» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные:
Уточнить и расширить представления детей о воздухе; установить причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, обогащать представление детей о свойствах воздуха.
2. Развивающие:
Учить делать выводы, - устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.
Развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность, интерес к экспериментированию, любознательность, мелкую и общую моторику.
3. Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества; умение работать в подгруппе,
Публикация «Конспект НОД „Воздух — невидимка“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
воспитывать экологическую культуру, формировать основы безопасности детей при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
Весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара, пустой стакан, прозрачная емкость с водой; 2 свечи, банка; спички, песочные часы, карточки обозначения свойств воздуха
Форма (нарукавники, фартуки, колпаки). Целлофановые пакеты, острые палочки, стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мыльные пузыри (на каждого ребенка).
Предварительная работа:
Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии, наблюдения на прогулке за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов, вееров.
Методы и приемы:
Игровой прием (перемещение в лабораторию). Наглядный метод (карточки- символы). Практический метод (проведение опытов). Словесный. Художественное слово (загадка, стихотворение). Сюрпризные моменты (игры, подарки).
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (люди, животные, растения)
А что относится к не живой природе? (камни, вода, воздух, почва, звезды)
Вот сейчас я проверю, как хорошо вы это знаете.
Поиграем в игру: «Ответь правильно».
Если предмет живой природы – хлопаем в ладоши, не живой – не хлопаем. (Человек, солнце, кошка, дождь, снежинка, снегирь, воздух).
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем,
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, на земле, в воде и даже внутри нас.
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию, где исследуют воздух. В лаборатории работают – ученые. И мы тоже на один день превратимся в ученых. Но для начала давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.
ПРАВИЛА:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Приступать к выполнению опыта, только после объяснения.
3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.
А еще нам необходимо надеть форму научных работников.
(дети надевают фартуки, нарукавники и колпаки)
Вот теперь мы готовы, пройдемте в лабораторию.
(детей встречает лаборант в белом халате)
Лаборант:
Здравствуйте, ребята, я вас приветствую в нашей лаборатории. Здесь вы можете проводить опыты как настоящие ученые.
Сегодня мы поговорим с вами о воздухе.
Что такое воздух?
Где же он? Куда спрятался?
Чтобы подтвердить ваши ответы, давайте проведем опыты.
Опыт №1. «Как поймать воздух»
Лаборант:
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Что в них находится? (воздух)
Какой он? (прозрачный, бесцветный, невидимый)
Вы его видите? (нет)
Воспитатель:
А я думаю, что там ничего нет.
Лаборант:
Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете?
Дети: Шипение, так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Лаборант:
Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель:
Поставьте на доску карточку-обозначение свойства воздуха:
«Воздух не имеет цвета». Он прозрачный.
Опыт №2 «Что в стакане?»
Лаборант:
Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Воспитатель:
Это же всем понятно, что в нем ничего нет.
Лаборант:
Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(Лаборант предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Дети:
В стакане находился воздух.
Лаборант:
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда взялся воздух?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Воспитатель:
Ребята, вы доказали, что воздух есть в предметах. Как вы думаете, есть ли он в человеке? (варианты ответов детей)
Давайте проверим это!
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель:
Пройдите и займите свои рабочие места в лаборатории.
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Лаборант:
Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как вы думаете, почему появились пузырьки? (выходит воздух)
Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети:
Потому, что воздух легче воды.
Воспитатель:
Давайте поставим на доску еще одну карточку - обозначение свойства воздуха: «Воздух легче воды».
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Шарик»
Пальчиковая гимнастика: «Шарик»
Надуваем быстро шарик
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Воспитатель:
А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Лаборант:
Ребята, как вы думаете, воздух имеет вес?
Воспитатель:
Я думаю, что нет.
Лаборант:
Хотите проверить?
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»
(Лаборант берет в руки воздушный шарик)
Лаборант:
Что у меня в руках?
Почему он так называется? (внутри шарика воздух)
Молодцы!
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
(показывает)
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло?
Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх.
Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Воспитатель:
Поставьте на доску новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».
Лаборант:
А имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? (нет)
Какой запах у воздуха? (нет запаха).
Какой можно сделать вывод? (воздух не имеет запаха)
Воспитатель:
Поставьте следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
(дети выставляют карточку на доску)
Лаборант:
У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в какой банке, что находилось.
Игра: «Угадай по запаху»
Дети по запаху определяют, какие вещества находились в банках (чеснок, лимон, чистый воздух).
Воспитатель:
Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №5 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух – движется.
Поставьте новую карточку-обозначение свойства воздуха: «Воздух движется»
Лаборант:
Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
Как вы думаете, сможет ли человек жить без воздуха?
Давайте это проверим.
Опыт № 6 «Не дышу»
Лаборант:
Сейчас я предлагаю вам проверить, сколько времени может человек обойтись без воздуха. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами, а я засеку время с помощью песочных часов.
Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Чего вам не хватало? (воздуха)
Хорошо вам было без воздуха? (нет)
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт№7 «Почему гаснет пламя?»
Лаборант:
Возьмем 2 свечи, зажжем их.
Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.
Почему свеча в банке погасла?
В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, воздух важен и нужен для всего живого: людям, растениям, животным и даже рыбам. Поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его выхлопными газами и дымом.
Поставьте на доску новую карточку-обозначение свойства воздуха «Мы дышим воздухом. Он часть природы. Мы должны его беречь!»
Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».
(Стихотворение читает заранее подготовленный ребенок)
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Воспитатель:
На сегодня наши исследования закончены, и я предлагаю пройти к нашей доске и вспомнить по нашим карточкам – символам все, что мы знаем о воздухе.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух имеет вес.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом. Он часть природы. Мы должны его беречь!
Лаборант:
Ребята, у меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Лаборант достает мыльные пузыри).
Что это?
Как вы думаете, что находится внутри пузырей? (воздух)
Давайте немножко поиграем.
Дыхательная гимнастика: «У кого пузырь больше»
Уважаемые ученые! Вы хорошо потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе.
На прощанье я дарю вам эти мыльные пузыри.