Наталья Назарова
НОД «Воздух-невидимка» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представление детей о способах обнаружения воздуха;
Задачи:
Закреплять знания о воздухе и его свойствах : прозрачный, невидимый, не имеет запаха, люди дышат воздухом;
Научить детей проводить экспериментальную деятельность с воздухом;
Закреплять умение детей анализировать, делать выводы;
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый.
Публикация «НОД „Воздух-невидимка“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материалы и оборудование: письмо, фартуки, банка, емкость с водой, банки желтыми и красными крышками, полиэтиленовые пакеты, прозрачные баночки, трубочки для коктейля, веера, резиновые груши (по количеству детей, мыльные пузыри, воздушный шарик, полиэтиленовая плёнка.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к вам в детский сад пришло письмо.
(демонстрация письма)
Давайте прочитаем его (открываем письмо).
«Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка. Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно воздух.
Я знаю, что мы с вами дышим воздухом, но никто не видел этот воздух, может, его и нет вовсе. Ребята, помогите мне, расскажите мне о воздухе, докажите что он все-таки есть, и почему его называют невидимкой».
Воспитатель: Поможем Незнайке? Хотите поискать этого невидимку? Приглашаю вас в лабораторию. Лаборатория – это место, где проводят, опыты. Здесь созданы условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты. А вы превратитесь в ученых, попытаетесь увидеть, услышать и ощутить воздух. Давайте поищем его прямо здесь. (Надеваем фартуки).
Но, прежде чем начнём работу, хочу напомнить о правилах работы за столами:
-работать аккуратно;
-не разбрасывать предметы по всему столу, а класть на свои места: на поднос;
-вытирать тряпочками мокрое место на столе, чтобы не намочить одежду;
Дети подходят к воспитателю и встают полукругом около стола.
Воспитатель: Возьмем первый предмет, это пустая банка. Может воздух притаился в этой банке?
Основная часть.
Опыт №1 «Воздух занимает место»
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в банке?
Дети: Да.
Воспитатель: Можно ли это доказать?
Дети: Да, нет, не знаю.
Для этого опускаю в воду вверх дном прозрачную банку. Входит ли вода в банку?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что ей мешает туда попасть?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Видим ли мы что-нибудь в банке? Почему?
Дети: Нет. В банке находится воздух, он прозрачный.
Вывод: Воздух прозрачный и невидимый, но он есть в банке, поэтому вода в нее не попадает.
Опыт №2 «Обнаружение воздуха»
Воспитатель: Мы знаем, что воздух в банке есть, а можно ли заставить воздух показаться? Как это сделать, знаете?
Дети: Не знаем.
Для этого снова опущу банку в воду, затем постепенно наклоню её до появления пузырьков в воде.
Воспитатель: Что происходит, когда я наклоняю банку на бок?
Дети: Появляются пузыри.
Воспитатель: Что находится в пузырьках?
Дети: Воздух.
Вывод: Воздух, находящийся в банке, можно увидеть в виде пузырьков, которые сразу исчезают. Вот мы и обнаружили невидимку.
Опыт № 2а
Воспитатель: Уважаемые коллеги, хотите, я расскажу вам, как можно поймать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите пустой полиэтиленовый пакет. Скажите, есть ли воздух в пакете?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как нам можно его обнаружить?
Дети: (предполагаемые ответы детей) Надо подуть в пакет.
Воспитатель: Попробуем подуть. Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не с дулся. Какой стал пакет?
Дети: Толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он стал таким?
Дети: В него попал воздух.
Воспитатель: А откуда попал воздух в пакет?
Дети: Изо рта.
Воспитатель: Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.
Вывод: Это доказывает, что человек дышит воздухом. Мы дуем в пакет, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух.
. Опыт №3 «Поймаем воздух»
Воспитатель: А я знаю еще один способ обнаружения воздуха без надувания. Хотите посмотреть?
Дети: Да.
Воспитатель: Надо взять пакет, набрать в него воздух и закрутить открытый конец. Посмотрите, что получилось?
Дети: Пакет надулся. В нем есть воздух.
Воспитатель: Вот нам с вами удалось поймать воздух – невидимку.
Вывод: Воздух невидимый, прозрачный, занимает место, воздух есть везде. Люди дышат воздухом. Воздух можно обнаружить разными способами.
Опыт №4 «Воздух легкий»
Воспитатель: Я пускаю мыльные пузыри. Что внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что делают пузыри?
Дети: Летят.
Воспитатель: Почему они летят, как вы думаете?
Дети: Воздух лёгкий.
Воспитатель: Что у меня в руке?
Дети: Воздушный шар.
Воспитатель: Ещё раз проверим, воздух легкий или нет. Что внутри шара?
Дети: Внутри шара воздух.
Воспитатель: Я развязываю шар, он, что делает?
Дети: Сдувается, улетает.
Воспитатель: А почему?
Дети: Из него выходит воздух.
Вывод: Без воздуха он падает, значит, ещё раз доказали, что воздух лёгкий, а шарик сам тяжелый.
Физкультминутка. Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая?
Дети: Легкая, прозрачная.
Воспитатель: Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Да воздух легкий. Здорово мы с ним поиграли. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.
Опыт №5 «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Уважаемые коллеги, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Почувствуйте, чем пахнет воздух?
Дети: Ничем. Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
Чем может пахнуть воздух?
Дети: Любым веществом, которое имеет запах.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. Возьмите баночки, с желтой и красной крышками. Посмотрите, что вы видите в этих баночках?
Дети: Ничего - там воздух.
Воспитатель: Да, действительно там воздух, но не простой, а с запахом вещества которое там находилось. Откройте и угадайте, какой запах распространяет воздух.
Дети: В банке с желтой крышкой, был лук. В банке с красной крышкой - апельсин.
Вывод: Воздух не имеет запаха. Воздух распространяет и переносит другие запахи.
Опыт №6 «Что звучит?»
Воспитатель: Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать. Вы знаете, как это можно сделать?
Возьмите бутылочки приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что происходит с воздухом?
Дети: Он свистит.
Сделать совместный вывод с воспитателем: струя воздуха, которую, мы выдыхаем, попадает на стенки бутылки, ударяется о них и издает звук.
Воспитатель: А ещё воздух можно услышать другим способом. Возьмите резиновую грушу, сожмите её и отпустите. Что слышно?
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
Вывод: Воздух можно услышать.
Опыт №7 «Человек дышит воздухом»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
Вывод: Воздух есть у нас внутри. Человек дышит воздухом.
Опыт №8 «Как же воздух передвигается?»
Воспитатель: Возьмите веер, легонько им помашите, а теперь посильнее. Что вы чувствуете?
Дети: Воздух движется, ветерок. Движение воздуха – это ветер.
Воспитатель: Чем больше прилагаем силу, тем быстрее движется воздух. Назовите, какие вы знаете явления, где воздух движется по-разному?
Дети: Ветерок, ураган, буря.
Вывод: Воздух может двигаться. Движение воздуха мы можем ощущать.
Воздух может быть помощником человека. От ветра работают ветряные мельницы, ветряные электростанции вырабатывают ток. Но воздух может быть и опасным. Сильный ветер ломает деревья, а очень сильный ветер – ураган – даже разрушает дома (показываю иллюстрации).
А еще воздух может быть игрой, забавой (мыльные пузыри, воздушные шары).
Заключительная часть:
Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы сегодня в нашей лаборатории много поработали, и справились с нелегкой задачей Незнайки, узнали, как разными способами обнаружить воздух, какими свойствами он обладает.
Наше исследование окончено, в благодарность за помощь Незнайка прислал вам маленькие подарки. (Воздушные шары). А теперь нам пора возвращаться в детский сад.