Ирина Пшеничная
Конспект НОД «Вежливость»
▼ Скачать + Заказать документы
Пшеничная Ирина Викторовна
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕЖЛИВОСТЬ»
Задачи:
1. Познакомить детей с общественным этикетом, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения.
2. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
3. Развивать самосознание и навыки саморегуляции.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД „Вежливость“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Лепестки с пословицами
Ход занятия
Игра-приветствие «Клубочек имен».
Педагог: Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, своего соседа надо приветствовать, называя его по имени.
-Ребята, вы хотите отправиться со мной в путешествие? Сегодня мы отправимся с вами в Страну Вежливости, но попасть в нее не так-то просто. Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова, которые спрятаны в стихотворных строка, найдите и назовите их.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться (доброе утро)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
Из вежливости, а не из жалости почаще говори (пожалуйста)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем мамам мы (спасибо)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания)
Педагог: Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Страну Вежливости.
Проблемная ситуация «Помоги Петрушке».
Педагог: Ой, ребята, я забыла вам передать привет от нашего хорошего знакомого Петрушки. Он позвонил мне и был очень огорчен. Хотите узнать почему? Тогда присаживайтесь и послушайте, что с ним произошло! Он хотел путешествовать с нами по Стране Вежливости, а добраться до нас не смог.
Петрушка со своими друзьями дождались автобуса, на котором они должны были приехать к нам. Петрушка хотел пропустить выходящих из автобуса, как тут Пёс – Барбос всех растолкал, наступил нашему Петрушке на ногу и закричал:
- Дайте пройти, столпились тут! Я сяду вперед старого Гнома.
- Эй, Пёс – Барбос, привет! – слышалось с другого конца автобуса – Ты заплатил за проезд?
- Я, нет! Хи-хи-хи…
Петрушка, старый Гном и другие пассажиры зашли в автобус, оплатили проезд, а Пёс – Барбос с другом так и продолжали громко разговаривать, смеяться и не замечали вокруг себя никого. И тогда старый Гном сказал…
- Ребята, как выдумаете, что сказал старый гном? (Ответы детей.)
(Перед тем как войти в дверь, надо сначала пропустить тех, кто выходит;
надо уступать место пожилым людям; нельзя бегать по автобусу, надо держаться за поручни; в транспорте надо разговаривать тихо.)
ИГРА «ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО»
Педагог: Ребята, а теперь давайте поиграем и вспомним, как нужно поступать, чтобы быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете руками, а если нельзя – топаете ногами:
Мыть руки
Обижать друзей, родителей, животных
Чавкать за столом
Надевать грязную одежду
Есть руками
Уступать место пожилым людям
Не подстригать ногти
Приходить в гости без приглашения
Здороваться
Носить носовой платок
Бегать по автобусу
Брать без спроса чужие вещи
Умываться только вечером
Смеяться над другом
Чистить зубы
В общественных местах разговаривать тихо
Не подстригаться
Помогать пожилым людям
Приходить вовремя на спектакль
Быть вежливым
Ссориться.
Педагог: Ребята, а вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Давайте посмотрим, как это бывает?
Инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Поссорились».
1 реб. Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
2 реб. Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
1 реб. Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
2 реб. Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
-Ребята, как же могут помириться девочки? (Ответы детей)
-А автор стихотворения предлагает такой путь примирения:
1 реб. Дам ей мишку, извинюсь,
2 реб. Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
Педагог: Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить или обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Предлагаю вам проверить, можете ли вы быть вежливыми каждый день и поддержать добрым словом своих близких. Я расскажу вам начало истории, а вы расскажите нам, как бы вы поступили дальше.
1. Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему?
2. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша? Почему?
3. Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему?
4. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?
5. Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша? Почему?
Педагог: Ребята, а какими добрыми поступками вы можете порадовать своих близких и друзей? (Ответы детей.)
- Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?
Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами составим цветик – семицветик, который будет помогать нам совершать хорошие поступки. Каждая пословица о вежливости добавит цветку 1 лепесток.
Игра «Цветик – семицветик»
1. Вежливости открываются все двери.
2. Доброе слово лечит, а злое калечит.
3. Ласковым словом и мёд растопишь.
4. Про доброе дело говори смело.
5. Не одежда красит человека, а добрые дела.
6. Добрые слова дороже богатства.
7. Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Педагог: Ребята, этот цветик – семицветик мы повесим в группе, чтобы он напоминал вам о том, что нужно быть всегда вежливыми и совершать хорошие поступки.