Лидия Кравцова
Конспект НОД «Вернём природе чистоту»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
(для подготовительной группы)
«ВЕРНЁМ ПРИРОДЕ ЧИСТОТУ»
Составила: Кравцова Л. Г.
Цель занятия: формирование у детей экологически грамотной позиции по отношению к проблеме бытового мусора.
Главная задача педагогов — добиться того, чтобы каждый ребенок ощутил свою причастность к возникновению проблемы и уже на занятии начал планировать некоторые изменения в своем образе жизни.
Публикация «Конспект НОД „Вернём природе чистоту“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Занятие проводят два педагога: один исполняет роль ведущей, другой — роль Природы.
Оборудование:
• четыре стола и стулья для детей (стоят полукругом);
• четыре подарка Природы на подносе : чаши с почвой, песком и с углем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью (нефти на донышке);
• продукты и изделия из природных ресурсов на столе : овощи, фрукты, хлеб или их муляжи. Карандаши, линейки, тетрадь, альбом, газеты; стеклянные бутылки, банки, стакан. Изделия из пластика (стол расположен в центре);
• костюм Природы (косынка солнечного цвета, одежда зеленых и коричневых тонов, большой передник с объемистым карманом, задрапированный стул для Природы (стоит перед доской);
• отходы на столе: пищевые в пакете; сломанная линейка, старые карандаши, исписанные тетрадные листки, рекламные газеты; банка из-под майонеза; разнообразная пластиковая упаковка (стол располагается в центре, в начале занятия накрыт бумагой);два маленьких столика или два стула с табличками «Прием стекла» и «Прием макулатуры»;
• схема или плакат с рисунками по использованию нефти, видеоматериал на 2-4 минуты о внешнем виде городской свалки (например, из видеофильмов «На свалке», «Очистим планету от мусора»); видеомагнитофон, доска, мел;
• для Экомагазина: карамель в бумажной обертке и конфеты в пластиковой упаковке, домашний компот в стеклянной бутылке, лимонад в стеклянной и в пластиковой бутылках, разовые пластиковые стаканы и стеклянная или фарфоровая посуда для напитков, печенье в бумажной и пластиковой упаковке; можно использовать другие угощения в опасной и безопасной для Природы упаковке (по парам). Цены на товары в Экомагазине тем выше, чем больший вред наносят Природе отходы от этих товаров. Экомагмагазин размещается в стороне, на отдельном столе и до конца занятия накрыт бумагой.
Ход занятия:
В начале занятия дети входят в музыкальный зал и с помощью ведущей делятся на 4 группы и садятся по группам за столы.
Ведущая: У нас сегодня гостья. (Входит Природа с подарками).
Угадайте — кто это? Она большая и красивая. У нее есть и Солнце, и воздух, и вода. У нее есть и деревья, и цветы, и травы. У нее есть и рыбы, и звери, и птицы, и еще много другого. Без нее человек жить не может. — К нам пришла Матушка Природа.
Природа : Здравствуйте, ребята. Я рада побывать здесь сегодня, и пришла я к вам с подарками. Каждая из групп получит по одному подарку.
Первой группе, я дарю вам свою плодородную почву. Обращайтесь с ней бережно (дети ставят подарок на свой стол).
Второй группе, я дарю вам часть моего дерева — крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.
Третьей группе, я дарю вам свой драгоценный песок.
Четвертой группе, я дарю вам свое сокровище — уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться. Правда, нефти осталось совсем немного (Природа садится на стул).
Ведущая: Дети, а как человек использует эти многочисленные подарки Природы? Давайте найдем на столе то, что выращивают на почве (приглашает детей из 1 группы). Молодцы!
А что делают из дерева (приглашаются дети из 2 группы).
Молодцы!
А из песка (приглашаются дети из 3 группы).
Молодцы!
А из нефти (приглашаются дети из 4 группы).
Молодцы!
Члены каждой группы показывают выбранные вещи всем остальным.
Если дети, ошибаются или затрудняются с выбором, ведущая подсказывает им.
Ведущая: Зачем нужна человеку древесина? Из нее изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в т. ч. бумагу.
А из песка делают стекло. Зачем нужны человеку нефть и уголь? Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло (демонстрация картинок). Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку (демонстрация).
Физкультминутка:
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли, (маршируем на месте)
За природой наблюдали. (руки к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (голова к верху)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели на корточки)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали)
Бабочки летали,
Крыльями махали. (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли, Маршируют на месте)
И немножечко устали! (садятся на стулья)
Ведущая: Молодцы дети присаживайтесь!
Ведущая: Спасибо Матушке Природе за ее дары. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использования? Вы любите сок? (демонстрация упаковки). Куда девается бутылка после того, как сок выпит? На свалку, т. е. упаковка возвращается Природе. Давайте посмотрим, что мы возвращаем Природе в ответ на ее дары? (демонстрация стола с мусором).
Ведущая: Дети 1 группы найдите на столе то, что остается после еды — пищевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она их?
Природа : Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. У меня есть маленькие существа— микробы, которые превратят пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Крошки хлеба будут клевать мои птицы и радовать всех красивыми песнями (складывает в карман передника).
Ведущая: Дети 2 группы найдите на столе отходы древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.
Природа : Я принимаю отходы древесины и со временем их переработаю, однако учтите, что мои деревья растут медленно, а рубят их слишком много для ваших нужд. (Принимает мелкие вещи, остальное ребята складывают у ее ног на газету).
Ведущая: Действительно, если мы вырубим все деревья, не станет кислорода, нечем будет дышать.
Ведущая: Дети 3 группы найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.
Природа : Я не могу принять стекло. Зачем вы возвращаете такие хорошие вещи. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся (кладут у ног Природы).
Ведущая: Дети 4 группы найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.
Природа : Нет! Нет! Только не это! У меня нет таких микробов, которые перерабатывают пластиковые отходы. Я не могу сделать из них почву. Поэтому пластиковые пакеты будут лежать на земле 200 лет, а пластиковые бутылки — 500 лет. Они засоряют меня, не дают расти моим деревьям и травам. И тогда я начинаю болеть. Нет, я не могу принять пластиковые отходы (кладут, у ног Природы).
Игра «Что исчезло» (проводит Природа).
Разложить на ковре несколько разных камешек, шишек, сухие листья и другой природный материал. Предложить ребенку запомнить их а затем отвернуть ребенка и убрать один из предметов или поменять их местами. Задача ребенка определить что изменилось или что именно убрано. (Чем больше похожих предметов, тем сложнее задача).
Ведущая: Посмотрите, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась свалка. Ведущая дополняет схему:
Природа--- нефть--- пластиковая бутылка--- отходы--- > свалка.
Природа
Нефть Почва
Ведущая: Давайте посмотрим видео про свалки наших отходов которые не може переработать Природа.
Просмотр видео про городскую свалку (3 мин).
Ведущая: Кто же устраивает это безобразие? Мы.
Можем ли мы мусорить меньше? Давайте приглядимся к этой куме мусора.
Первая группа — самая «чистая», все пищевые отходы Природа приняла.
Вторая группа, как же нам поступать с ненужной бумагой, чтобы она не засоряла Природу, и чтобы не рубить много деревьев? (Обсуждение, предложения ребят, Природа хвалит детей за удачные идеи). Сдать в макулатуру, чтобы сделали новую бумагу (ребята относят пачку газет на стол «Приём макулатуры»). Каждый может использовать вторую сторону исписанного листка на черновик, а прочитанные книги можно предложить друзьям (убирают из кучи и складывают на стол из-под мусора, чтобы использовать повторно).
Третья группа, что можно сделать с бутылками и банками? (Обсуждение, предложения ребят). Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использовать до 40 раз (относим стеклянную бутылку в «Приём стекла»). Банки с крышками можно использовать для домашних заготовок (ставят на свой стол для повторного использования).
Четвертая группа, природа не может принять пластик. Куда же его девать? (Обсуждение, предложения ребят). Пластик не принимают, как стекло и бумагу. Когда пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Поскольку с пластиком столько проблем, что бы такое придумать, чтобы пластиковых отходов вообще не было? А если не покупать товары в пластиковой упаковке? — Тогда пластик не будет попадать на свалку. Можно купить сок не в пластиковой бутылке, а в стеклянной — он такой же вкусный (ребята меняют пластиковую бутылку на стеклянную, сдают её; печенье в пластиковой упаковке меняют на печенье в бумажной упаковке, которую принимает Природа, и т. д.).
По мере обмена Ведущая убирает пластиковые отходы и прячет их в коробку, как не попавшие на свалку. Обходы должны быть подобраны так, чтобы дети могли осуществлять подобный «обмен» в повседневной жизни.
Ведущая: Смотрите, мы убрали почти всю мусорную кучу от ног Природы.
Природа : Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить.
Окончание занятия.
Природа : В благодарность прошу угостить вас конфетами.
Ведущая: Эти конфеты? (показывает коробку в пластике).
Природа : Только, пожалуйста, не в пластиковой упаковке!
Ведущая: (берет конфеты в бумажный упаковке). Угоститесь после обеда. Спасибо Природе за ее дары. До свидания.