Альфия Тихонова
Конспект НОД в старшей логопедической группе по речевому развитию «Рябиновая веточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рябиновая веточка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя Общеобразовательная школа «Образовательный центр имени В. Н. Татищева» села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области структурное подразделение детский сад «Колобок»
План-конспект
образовательной деятельности
с дошкольниками старшей
по речевому развитию
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе по речевому развитию „Рябиновая веточка“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
на тему: «Рябиновая веточка»
на районное методобъединение педагогов
Составила:
Тихонова Альфия Ахтямовна,
воспитатель
с. Челно-Вершины, 2019 год
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-Эстетическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
2. Учить называть признаки осени, используя образные слова и предложения.
3. Учить детей рисовать ягоды рябины, используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем).
Развивающие :
1. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, для создания выразительного образа грозди рябины.
Воспитательные:
Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Методы и приемы:
Практические: отгадывание загадки, составление по картинкам предложений про осень, подвижная игра с листочками, рисование ягод на веточках.
Наглядные: рассматривание картинок с осенними явлениями в природе, осенних листочков, рябины в парке.
Словесные: приветствие, загадывание загадки, беседа, вопрос-ответ, проговаривание слов подвижной игры с листочками, показ приемов рисования.
Материалы и оборудование: картинки с изображением осенних явлений в природе, гроздь рябины, гуашь красного цвета, салфетка на каждого ребенка, альбомные листы, заготовленные заранее, иллюстрация дерева рябины, аудиозапись (Чайковский «Времена года»).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Ход занятия
Дети с воспитателем рассматривают у доски сюжетные картинки, затем она собирает их в круг.
Воспитатель: «Все ребята, встанем в круг.
Ты – мой друг, и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети: «Здравствуйте».
В: «Пока мы с вами рассматривали картинки, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся, посмотрим, какие они красивые. А теперь, внимание.
В: Ребята, сейчас вы услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь?
Загадка.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»- спросим.
Нам ответят: «Это (осень) - (дети)
В: - Посмотрите и найдите картинки, на которых изображена осень.
- Объясните, почему вы выбрали эти картинки.
( Дети: «Осенью птицы улетают на юг. Осенью медведь впадает в спячку. Осенью часто идут дожди. Осенью небо хмурое. Осенью дует холодный ветер. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.»
Каждый ребенок составляет свое предложение по выбранной картинке.
В:- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Раздается стук в дверь и стрекотание сороки.
- Кто это, ребята?
Дети: Сорока.
В: Давайте спросим сороку, зачем и откуда она к нам прилетела.
Сорока: «Ребята, я прилетела к вам из парка. И принесла плохую весть. Налетел сильный ветер и сорвал все ягодки с рябинки. А скоро ударят морозы, будет холодно, да еще и голодно. И зимующим птицам нечего будет клевать. Надо бы помочь птицам. Вы готовы им помочь?
В-ль: Для этого нам надо отправиться в парк к рябинке и спросить, что мы можем сделать для птиц?
В-ль: Сначала одеваемся. Надеваем брючки, кофту, куртку, шапку, завязываем шарфики, обуваемся и идем.
В-ль: Вот мы и пришли в парк. Посмотрите, как здесь красиво. Как вы думаете, почему? А что это на земле лежит? ( дети: листочки).
- А почему они на земле лежат?
Дети: Потому что осень. Листья опадают. Это время называется листопад.
В-ль: Листочков на земле много, а давайте с ними поиграем. Я предлагаю вам взять по 2 листочка и поиграть с ними.
Дети берут по 2 листочка и встают в круг.
Подвижная игра «Осенние листочки»
Дует, дует ветер,
Дует – задувает. Качаются вправо – влево, руки вверху.
Желтые листочки
С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке,
Кружатся на месте. Кружатся.
Падают листочки
Прямо нам под ножки! Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
В-ль: Какие вы молодцы, сколько листочков собрали! А листочки все одинаковые?
Дети: Нет.
В-ль: А чем они отличаются?
Дети: Разного цвета, размера и с разных деревьев.
В-ль: А почему они разного цвета?
Дети: Потому что осень наступила, листики меняют свою окраску.
В-ль: Да, ребята, вы правы: листочки разноцветные, с разных деревьев. А вот с какого дерева листочек, мы сейчас узнаем.
Но сначала надо будет назвать с какого дерева листочек, а потом положить его в кузовок.
Игра «Осенний листочек лети в кузовочек»
Ребенок: «Этот листик с дуба – дубовый».
Другой ребенок называет: «Этот листик с березы, он - березовый» и т. д.
В-ль: Какие молодцы, все листочки назвали правильно. Возьмем кузовок в садик, на память об осени. Листочки собрали в кузовок, а у рябинки то не спросили, можем ли мы чем-то помочь птицам?
Рябинка : «Зачем вы пришли ко мне?»
Воспитатель: Кто это с нами разговаривает?
Дети: «Мы узнали, что ветер сорвал ягоды и птицам нечего будет клевать. Мы хотим помочь птицам.
Рябинка : «Долго на моих веточках ягодки висят, птицы их клюют, и это помогает им пережить сильные морозы. Но ветер – проказник, сорвал все ягодки раньше времени, скоро занесет их снегом на земле. Как птицы перезимуют зиму, не знаю.
Воспитатель: «Ребятки, а вы что можете посоветовать?»
Дети: Можно повесить кормушки.
Восп: Кормушки – это хорошо. Их можно повесить около дома. А в парке не всегда люди вешают кормушки и насыпают в них корм.
А давайте нарисуем рябине ягоды. Она приготовила вам волшебные краски, которые превратят нарисованные ягодки в настоящие.
Рябинка : На моих ветках висят листочки с рисунком, которые не закончены. Возьмите, ребята, листочки и дорисуйте ягоды.
В-ль: Смотрите, ребята, на листочках что нарисовано?
Дети: Ветка рябины.
В-ль: Чего не хватает на ней?
Дети: Ягод.
В-ль: Сегодня мы с вами будем волшебными художниками и поможем рябинке. Сейчас вы выберете листочки с понравившейся вам веточкой и нарисуете ягоды. Скажите, а какого цвета ягоды у рябинки? А какой формы? Ягоды рябины очень дружные и собраны вместе и называются гроздями.
Как мы можем нарисовать? Чем? (красками, карандашами, фломастерами).
Но в парке нет кисточек, карандашей. Чем еще можно рисовать? (пальчикам) Посмотрите, как я это делаю: беру пальчик и обмакиваю его в краску и прикладываю его к грозди. Дети выбирают листочки, место, где будут рисовать и приступают к рисованию. Воспитатель помогает.
В группе установлены несколько мольбертов, детские столики.
Во время рисования звучит музыка Чайковского «Времена года». Кто-то прицепляет ягоды на рябину.
В-ль: Вот мы и закончили рисовать. Какие вы молодцы. Теперь прикрепим наши гроздья рябины на веточки. Пока вы рисовали, волшебные краски ожили и на рябинке снова заалели ягоды.
- Посмотрите, ребята, какое красивое стало дерево! Помогли мы птицам? Как помогли? Птицы будут клевать и смогут пережить холод.
А чтобы еще приятнее стало нашей рябине, давайте скажем про нее ласково.
Д/у «Скажи ласково про рябину»
Дети называют ласковые слова: рябинушка, рябинка, рябиночка.
В: Ребята, рябина считается символом русской красоты. В плодах рябины содержится много витаминов.
-Что делают из ягод рябины? ( дети: из ягод варят варенье, сироп, отжимают сок. Зимой ягодки рябины могут накормить голодных птичек - синиц, дроздов, снегирей. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери - белки, кабаны, куницы.
Рябинка : Спасибо, ребята. Теперь птицам в парке будет, что поесть. А за помощь я хочу вас угостить вкусными грибочками, которые выросли под моим деревом.
Дети благодарят рябинку и отправляются в детский сад.
В-ль: Где мы были? Что делали? Молодцы! Вы сегодня сделали большое дело- помогли птицам в лесу.