Ольга Ивановна Лебедева
Конспект НОД в старшей группе «Волшебная ниточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Волшебная ниточка»
Программное содержание:
• создать условия ознакомления с русским народным творчеством, вышивкой её символикой, историей её возникновения, назначением.
• знакомить детей с приёмами работы иголкой и ниткой, учить бережно, обращаться с ними,
• правильно хранить иголку, познакомить с новыми пословицами об иголке и нитке, о труде.
• воспитывать в детях любовь к русскому народу творчеству и обычаям, уважительное отношение к труду товарищей.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Волшебная ниточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• воспитывать в детях чувство радости от выполненной работы и желание довести начатое дело до конца.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок «Рукодельница и ленивица»
2. Просмотр мультфильма «Фартучек для друга».
3. Рассматривание иллюстраций и книг по рукоделии.
4. Знакомство с бытом, обычаями и творчеством русского народа.
5. Занятие: «Знакомство со свойствами ткани».
6. Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
7. Дидактическая игра «Кукольное ателье»
8. Русская народная игра «Плывёт, плывёт лебёдушка».
9. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
10. Составление коллекций цветных ниток
Оборудование:
Деревянные иголки, декоративные катушки с нитками, ножницы, игольницы, Матрёшка, кукла «Мастерица», большой клубок ниток, поделки из ниток и тесьмы, поделки из различного материала, детские вышивки, вышитые полотенца, салфетки, картины.
ХОД
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите в окно какое сейчас время года?
- Что на окнах рисует мороз?
- На что похожи эти узоры?
- На кружева похожи?
- Из чего плетут кружева?
Ответы детей.
- Что можно сделать ещё нитками? (шить, вязать, вышивать)
Воспитатель:
— А сказки вы любите?
— Ну, тогда слушайте.
Рассказ воспитателя:
— В некотором царстве, в некотором государстве есть удивительный город, со златыми куполами, резными окнами, в этом городе росту цветы и деревья необычной красоты, живут диковинные птицы и животные, а ещё в этом городе живёт маленькая Мастерица.
— Подскажите — почему её так зовут?
Ответы детей.
Воспитатель:
— А хотите с ней познакомиться?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Вот вам волшебный клубочек и стоит только прикоснуться к нему добрым и умелым рукам и сказать:
Клубок повернись,
клубок покатись,
в городе Мастеров окажись!
— И мы с вами попадём в город Мастеров
(дети, произносят слова, появляется Мастерица).
Мастерица:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Мастерица. Я приглашаю вас в свой город, но прежде хочу узнать — любите, ли вы трудится, так как в мой город приходят только трудолюбивые люди.
Воспитатель:
.- В России есть обычай встречать гостей хлебом- солью. Подносящие хлеб — соль одевались в самую лучшую одежду. В руках поднос с хлебом — солью на красивом вышитом полотенце. На нём чаще всего вышивали оранжево-красного петуха. Как солнышко он сияет, стоит на длинных, тонких ножках. На голове корона с деревьями.
Воспитатель:
-Мастерица, наши дети любят трудиться и знают много пословиц о труде, а ещё они приготовили тебе подарки.
«Семь раз отмерь, один отрежь»,
«Дело наспех — делано на смех»,
«Дело мастера боится»,
Мастерица:
Молодцы, много пословиц знаете и спасибо за подарки. В нашем городе живут удивительные люди — народные умельцы, они создают настоящие чудеса, про таких говорят: «Кто умеет трудиться, тому есть, чем гордиться». Хотите посмотреть, чем же гордятся наши мастера? Тогда я приглашаю вас на выставку!
На шелка легли узоры всей земли,
небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой и цветом и каймой,
ткань соперничает с летом и зимой.
Воспитатель:
–Посмотрите сколько чудесных и необыкновенных вещей на этой выставке. Но одним из чудес города Мастеров является вышивка.
Воспитатель:
— Для чего люди вышивали? Ответы детей — для того чтобы уберечь себя от злых духов и чтобы украсить одежду.
Мастерица:
— А теперь я вам покажу настоящее чудо. Посмотрите, вот этому полотенцу 120 лет. Оно вышито из льняной ткани, которую соткали в ручную, полюбуйтесь его узорами.
Воспитатель: Скажите, а что чаще всего изображали вышивальщицы в своих вышивках?
Ответы детей — лошадей, солнце, птиц, сказочные деревья землю в виде женщины
Мастерица:
— Чтобы узор был красивым и ярким надо правильно подбирать цвета.
Мастерица:
— Растворы красок на Руси готовили на хлебном квасе, добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску.
Воспитатель:
— А вот здесь работы, которые принесли ребята из дома. Их сделали их родственники.
— Вы, знаете, ребята, когда я была маленькой и впервые пришла в этот чудесный город, Мастерица научила меня шить, вышивать, вязать, плести и многому другому, теперь я хочу вас научить всему тому, что умею сама.
Мастерица:
— Но прежде я хочу загадать вам загадку — это ключ в нашу мастерскую:
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной,
Хвосточек льняной,
Сколько полюшко проходит,
Конец себе находит.
Воспитатель:
— Теперь я пришлю вас в мастерскую «Волшебная иголочка» А Мастерица посмотрит на вас.
Дидактическая игра «Шнуровочка»
— На столе лежат иголочки, но не простые, а волшебные, они научат ваши руки пользоваться аккуратно иголкой, так как она хитрая и непослушная, так норовит убежать и спрятаться.
— А что может случиться, если иголочка потеряется?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Говорят: «иголочка маленькая, да больно колет».
— Иголка должна быть всегда с ниткой, её нельзя брать в рот.
— Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Чтобы иголка не потерялась, у неё есть домик-игольница, в котором она живёт и никому и никогда не мешает и не приносит неприятности.
— Проходите и садитесь за столы.
Воспитатель:
— Посмотрите, ребята, как надо отмерять нитку — надо обернуть нитку вокруг согнутого локтя, проверьте несколько раз, прежде чем отрезать, говорят не зря: «Семь раз отмерь, один отрежь».
— Если нитка короткая, то она быстро кончится и на изделии будет много узлов, а если нитка длинная, то она будет путаться, мешать, говорят: «Длинная ниточка — ленивая девочка».
— Скажите, а как ваши мамы отрывают нитку?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Отмеренную нитку лучше отрезать ножницами, а не отрывать и не откусывать зубами. После ножниц остаётся ровный срез — такую нитку легче вдеть в иголку. (Показать, как вдеть нитку в иголку). Затем нитку складывают пополам и соединяют два конца. (Объяснить, как завязывают узелок). Конец нитки надо не туго накрутить на указательный палец, полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её снимают и натягивают нитку.
Дети упражняются в завязывании узелка.
Воспитатель:
«Не будь тороплив, а будь терпелив».
Мастерица:
А теперь, я вас приглашаю на хороводную игру «Волшебный клубок».
Клубок ниток нашла.
Клубок катится перекатиться
Нитка тянется, перетянется
Нитка дале, дале, дале
Клубок боле, боле, боле
Я за ниточку бралась
Тонка нитка, порвалась.
Воспитатель:
— Ребята, вы очень понравились Мастерице, и она вас благодарит за помощь и прощается с вами.