Казакова Валентина
Программа занятий по изонити «Волшебная ниточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Содержание…. …
Введение…
Глава I. Развитие мелкой моторики рук…. ….
1.1. Основные методы и технологии….….
1.2. Задания для определения мелкой моторики….
Глава II. Нетрадиционная техника – изонить…. …
2.1 Описание системы занятий…
Глава III. Имитационная игра.
«Грибок»…. …
«Мячик»…. ….
Заключение….…
Список литературы…. ….
Приложение…
Введение
Публикация «Программа занятий по изонити „Волшебная ниточка“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Изонить- техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца и т. д.); художественных способностей и эстетического вкуса,
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Занятие по изонити способствуют длительной систематической коррекционной работе по развитию зрительно - двигательной координации рук.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
- овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов;
- изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Результаты использования техники изонити в детском саду показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонити проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.
Чтобы научить детей владеть техникой изонити. воспитатель сам должен хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.
Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, как можно изобразить грибок? Грибок можно просто нарисовать, слепить сделать аппликацию, сконструировать и его можно выполнить в технике изонити.
Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью, показать, как ими пользоваться. Рассказать, какой иглой лучше работать – с большим ушком или маленьким, чем рисовать (фломастером или карандашом, как правильно работать шилом, чтобы обезопасить себя, почему надо обязательно подкладывать пенопласт под рисунок перед тем. Как начать протыкать дырочки шилом. Рассказав обо всем этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий, выбор хорды, счет отверстий, направление нити и т. д. Следует показать детям, как отсчитывать отверстия, провести линию по линейке, как подобрать нить, вдеть нить в иглу.
Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков.
Обучение технике изонити может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппой (5-6 человек, индивидуально, в кружках и т. д.
Методы работы можно выбирать в зависимости от темы и поставленной цели. В основном занятия ориентированы на словесные методы обучения – рассказ, беседа, инструктаж; демонстрационные – показ изделий народных мастеров, репродукций картин мастеров прошлого и современности, показ образцов работ прикладного творчества; практический; аналитический – наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ. Наиболее эффективны для объяснения трудных для детского восприятия знаний игровые методы.
Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. Для этого устраиваются творческие выставки с демонстрацией работ, участие в конкурсах, фотоальбомы и т. д.
Развитие мелкой моторики рук
1.1. Основные методы и технологии
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
• Органов движения;
• Органов познания;
• Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (И. П. Павлов)
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити.
Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.
Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).
1.2 Задания для определения развития мелкой моторики
Встал вопрос, какие задания дать детям, чтобы определить их уровень развития мелкой моторики и координации движений рук.
При выполнении сложных фигурок первый раз оказывается помощь ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
1. Упражнения на дорисовывание:
• дорисуй прямую линию;
• дорисуй волнистую линию;
• дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, обратить внимание, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т. п.
2. Работа с бумагой:
• вырезание ножницами (выявить, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
• сгибание листа бумаги пополам (выявить содружество обеих рук в работе).
3. «Застегни пуговку, кнопку».
Понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре) 3 кнопки разного размера. Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли, нашиты вторая часть кнопки.
Задание: застегнуть пуговицы, кнопки. Сначала показать ребенку, как надо застегивать пуговицы, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговицу - в среднюю петельку, а маленькую - в маленькую».
4. «Золушка».
Перед дошкольником выставляется тарелка с зерном (например, рисом, горохом, фасолью).
Задание: разложить всё по отдельности, за определенное количество времени. Можно искать как одной, так и обеими руками.
Таким образом, можно определить как развита мелкая моторика рук.
Нетрадиционная техника – изонить
2.1 Описание системы занятий
В процессе работы выявить необходимые условия для достижения поставленной цели и задачи данной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу и опыт по исследуемой проблеме;
• обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по развитию ручной умелости детей;
• систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, методическую литературу, конспекты занятий, консультации для родителей, детские работы и т. д.);
• провести диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий.
Цель: развитие мелкой моторики рук ребенка средством нетрадиционной техники – изонить.
Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи
1. Научить детей:
• владению иглой, шилом, ножницами, треугольником;
• двум основным приемам:
• заполнение угла;
• заполнение окружности.
2. Закрепить ранее полученные знания:
• геометрические фигуры;
• счет.
3. Развитие у детей:
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
4. Воспитание у детей:
• волевых качеств:
• усидчивости,
• терпения,
• умения доводить работу до конца
• художественных способностей и эстетического вкуса.
Значение занятий многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.
Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы развитию мелкой моторики рук и ручной ловкости в целом у детей.
Методы обучения:
• репродуктивный (воспроизводящий);
• объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
• практический
• метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
• предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
• правила заполнения угла, круга, завиток;
• правила нанесения проколов для вышивания;
• историю возникновения техники Изонить.
Дети должны уметь:
• заполнять угол, круг, завиток,
• подбирать нитки нужного цвета,
• выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
• делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
• аккуратно выполнять вышивку,
• оформлять свои изделия,
• анализировать свою работу
Длительность занятия зависит от возраста детей. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.
Развивая интерес к занятию, предоставьте детям, как можно больше самостоятельности. Не ставьте задачу точно повторить образец, а старайтесь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Принципы:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
Технология:
1. «На все руки мастер».
Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами будут работать.
2. «Наблюдение»
Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.
3. «Открытие»
Одним из важнейших моментов в творческой работе детей дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.
4. Прием «Варианты»
Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.
Имитационные игры
Тема: Грибок
Задачи:
• познакомить с техникой изонити;
• научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки);
• закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла;
• упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок;
• научить дорисовывать изображение после вышивки угла.
Материал: Для педагога — образец (можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета — желтыми, коричневыми, красными).
Для каждого ребенка — лист цветного картона (желтого или зеленого, на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками - 1 см); иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (желтого, коричневого или красного цвета).
Ход занятия:
педагог: - Дети, как можно изобразить предмет? (Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.)
Я получила вчера письмо и посылкой от своей подруги, которая живет в Англии.
- И вот о чем мне рассказала. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который называется изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки берутся различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные).
- А я изобразила его вот так. (Показывает образец.)
- Какой предмет я изобразила? (Грибок.)
- Почему вы так быстро догадались? (Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава.)
- Этот гриб я изобразила в незнакомой для вас технике, про которую мне написала подруга. Кто помнит, как она называется? (техника «Изонить»).
- Как вы думаете, почему она так называется? (Предмет изображен нитками.)
- Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы. ( Выставляю другие образцы: домик, зонтик и т. д.)
- Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле. (Раздает каждому заготовки.)
Дети рассматривают образец воспитателя.
Педагог: - У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона?
- А что такое изнаночная сторона?
- Где на этом изделии лицевая и изнаночная стороны? Как вы определили? (Ответы детей.)
- Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах? (На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)
- Как про это можно сказать по-другому? (След в след, чередой, вереницей. На лицевой рисунок всего грибка, а на изнаночной только нарисован угол.)
Рассматривание заготовки.
- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета? (Зеленого, желтого.) Картон выкрашен только с одной стороны.
- Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Посмотрите внимательно на свои картонки с лицевой и изнаночной сторон. Чем они отличаются? (На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.)
Рассматривание угла на изнанке.
- Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук. (Разные ответы.)
- А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.
- Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (6.)
- Откуда начинается счет?
- Какой вывод можно сделать? (Откуда бы вы ни начали отсчет, все равно будет 6. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их 6.)
- Чтобы облегчить вам работ, я заранее изобразила угол на изнаночной стороне и проколола отверстия. Вам нужно будет самим вышить этот угол.
- А теперь внимание! Работ будете выполнять вместе со мной.
- Сначала вденем нитку в иголку. Цвет нитки подберите сами.
- Какой цвет лучше будет выделяться на фоне вашей картонки и подойдет к цвету шляпки гриба?
- Объясните, как вы будете затягивать узелок.
- А теперь начнем вместе: картонку нужно поворачивать так, чтобы можно было следить затем, как ложится нить на лицевой и изнаночной сторонах картонки. (Показывает это очень медленно, чтобы все дети успели рассмотреть.)
- Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне.
- С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла (показывает каждому ребенку).
- С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.
- С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. (Заметим, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой — снизу вверх.)
- И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла.
- Каждый раз надо смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла, ложится поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.
- На изнаночной стороне стежки идут в таком направлении. (Воспитатель работает в медленном темпе, чтобы все дети смогли довести свою работу до конца.)
- Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне ножку к шляпке гриба, траву.
По окончании работы воспитатель хвалит детей за долготерпение и старательность, предлагает показать рисунки мамам. Можно прочесть стишок:
На картоне нитью шили.
Нить пересекалась.
Ну а что же получилось?
Мама догадалась. Что? (Грибок)
Тема 2. «Мячик»
Задачи:
• научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами;
• познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.
Материал:
• для воспитателя — образец.
• для каждого ребенка — цветной картон (10 X 15 см, конверт с трафаретами окружностей, простой карандаш, шило, нитки, игла, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Дети, вы научились выполнять изонитью углы, сегодня мы
будем учиться изображать окружности.
Показывает образец.
- На что это похоже? (На мячик, обруч, колесо.)
- Пусть это будет мяч. На лицевой стороне картонки нитки выходят из одного отверстия и входят в другое, на изнаночной стороне (поворачивает образец) нитки образуют стежки.
- Выньте из конвертов картонные кружки, рассмотрите их. Теперь определим вместе последовательность работы с трафаретами.
- Положите цветной картон на пенопластовую подкладку изнаночной стороной вверх. Рисовать окружность будем на изнаночной стороне. Рисунок всегда наносится на изнанку.
- Возьмите кружок нужной величины и наложите его на картон, плотно прижмите его пальчиками. Обведите окружность карандашом и проколите на картоне отверстия шилом по делениям на трафарете. (Свое объяснение воспитатель сопровождает показом.)
- Введем с изнанки иглу с нитью в отверстие 1. Нить идет по лицевой стороне и уходит в отверстие 6. Число 6 запоминаем. Это очень важно для дальнейшей работы. На изнаночной стороне вводим иглу в отверстие 7. На лицевой стороне иглу вводим в отверстие 2. С изнанки иглу вводим в отверстие 3. На лицевой стороне иглу вводим в отверстие 8 и т. д.
- На изнаночной стороне стежки идут по кругу в одну сторону, они могут совпадать или не совпадать друг с другом. На изнаночной стороне не должно быть пересечения нитей. Верхняя нить на лицевой стороне всегда последняя. Самая первая нить — самая нижняя.
По ходу работы воспитатель помогает детям. Когда нити на лицевой стороне образуют уголок около отверстия, это облегчает работу: можно ориентироваться на них, они должны быть по всей окружности. Торопить детей не нужно. Важно, чтобы они поняли принцип вышивания: туда и обратно по кругу, продвигаясь по изнаночной стороне на одно отверстие вперед.
На лицевой стороне нити, пересекаясь друг с другом, образуют круг. Чем длиннее хорда, тем шире полоса вышивки. В конце работы можно спросить у детей, как они вышивали, проанализировать готовые работы, отметить ошибки, похвалить хорошее исполнение.
Заключение
Известно, что около треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать кисть руки как ещё один "орган речи", такой же, как и артикуляционный аппарат.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
От того, насколько проворными будут пальчики ребёнка к 5 - 6 годам, зависит в дальнейшем успех в обучении.
Волшебные нити. Изонить как средство подготовки руки ребенка к практическим действиям направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно - личностной сферы.
Список литературы.
1. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. - М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 2009г. – 88с.
2. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007. – 50с.
3. Леонова О. В. Рисуем нитью. Ажурные картинки. – СПб. : Литера. – 2005. – 126с.
4. Строгова В. А. Программа дополнительного образования (для детей с ДЦП, ЗПР и легкой умственной отсталостью). Студия художественно – эстетической направленности «Волшебная ниточка». Коррекционная педагогика: - 2008. - №6. С. 60