ольга голубенко
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять и систематизировать представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, о роли человека в жизни птиц. Формировать умение узнавать птицу по повадкам, внешнему виду. Воспитывать желание помогать птицам зимой.
Ознакомление с миром природы.
Интерактивная игра «Чьи следы?»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: продолжать расширять знания о зимующих птицах.
Художественно – эстетическое развитие.
Изготовление пряников для птиц.
Цель. воспитывать любовь к птицам, аккуратность в работе.
РППС: ноутбук, аудиозапись зимующих птиц, презентация «Чьи следы?», шаблоны пряников, ниточки, семечки, пшеница, крошки, клестер, кисти, дерево с птичками.
Ход НОД
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем.
Воспитатель: ой, ребята я совсем забыла, сегодня утром к нам в окно постучались воробьи, но что им было нужно я не поняла.
Что же делать? Как же нам узнать чего они хотели от нас? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Нам нужно сходить к ним и всё узнать.
А где же мы их найдём?
Воспитатель: Но чтобы попасть в зимний лес, мы закроем глаза и представим его. (звучит музыка)
Воспитатель:
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
(Светлана Комогорцева)
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина.
А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Может с ними познакомимся.
какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
Почему они собрались стайкой?
Правильно, стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
-ну что, посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.
(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение). Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит (ставит иллюстрацию)
(Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый.)
Воспитатель: Верно. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
Где же они зимуют?
(В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.)
Воспитатель: Где они находят пищу?
(Во дворах, На свалках, в кормушках.)
Воспитатель: Вы слышали, какие они звуки издают? Хотите услышать? (включаю звуки воробья)
Воспитатель: Верно. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаёт звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.
А вот и следы этой птички.
Воспитатель:
- Как она выглядит?
(показываю иллюстрацию сороки)
(Сорока - крупная птица с красивым чёрно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда её прозвище «сорока- белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу.)
Воспитатель: Верно. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостиком, хвост держит веером. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом
Кто знает, почему её называют сорокой-воровкой?
(Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
Где же она устраивает своё гнездо?
(В густых ветвях деревьев или кустарников.)
Воспитатель: Правильно. Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается сбоку. Хотите послушать, какие звуки издаёт сорока? (аудиозапись) Напоминает треск, стрекот.
Воспитатель: Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнёздах селятся более мелкие птицы.
А в клюве сорока держит что-то? Интересно, что? (ответы детей)
Конечно – это её следы.
Подвижная игра «Сова и воробушки».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Воспитатель:
Она маленькая птичка, А зовут её. (синичка).
- Как они выглядят?
(На голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые.)
Воспитатель: Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв. Вот такие звуки она издает. (Запись) «Си-си- си». Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.
Воспитатель:
- Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Можете его описать?.
(Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный.)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв?
(Чтобы расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, а также чтобы справиться с семенами других деревьев.)
Воспитатель: Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая, птица малоподвижна, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Послушайте, как она поёт. (Запись) «Фью - фью».
Воспитатель: Какой красивый! Кто хочет описать его?
(Голова, шея, спина и крылья у него чёрные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идёт чёрная полоса, внизу тельце белое, подхвостье и темя красные.)
Воспитатель: Молодцы! Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве.
- А какой клюв у дятла?
- Зачем он такой ему нужен?
(У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под неё длинным и липким языком насекомых и их личинок.)
Воспитатель: Правильно. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Воспитатель:
Необычная птица, сможете её описать?
(Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая.)
Воспитатель: Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда. Как поют клесты? (Запись) «Кле-кле»
Воспитатель:
- Какая она?
(Чёрные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая)
Воспитатель: Верно. Днём вороны промышляют в городе, посёлке, а на ночь улетают в парк или в лес и ночуют на деревьях.
Игра «Да или нет».
Если утверждение правильно, то вы хлопаете а если утверждение неправильно, то вы топаете.
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
Воспитатель:
Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.
- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все пряник готов.
Воспитатель: стихотворение про птиц (у воробья)
Чтение стихотворения.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы у меня очень умные и сообразительные.
Воспитатель: Когда мы пойдем на прогулку, обязательно повесим свои пряники для птиц.
Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. А когда выйдете на прогулку, птички вам обязательно споют свои песенки.