Надежда Рейм
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по карте России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в старшей группе
(итоговое)
Тема: Путешествие по карте России
«Где мы были — мы расскажем,
Все что видели - покажем» Программное содержание: развивать любознательность у детей, расширять кругозор, пополнять словарный запас. Закрепить знания о растительном и животном мире в разных частях света, о погодных условиях в разное время года.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие по карте России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Материал: карта физическая России «снежный» мячик, дидактическая игра «Узнай по описанию», 4 больших карточки : Север, Тундра, Лес, пустыня, картинки животных, мяч, птичка (игрушка, атрибуты к игре.
Ход: когда я шла сегодня в детский сад, то услышала, как в кустах кто-то попискивает, я подошла ближе и увидела маленькую птичку. Она вся замерзла, сидела и пищала. Я взяла ее и принесла в группу. Посмотрите, вот она. Оказалось, что это жаворонок.
- Откуда он к нам прилетел? (из теплых стран)
- Какие птицы весной возвращаются на Родину самые первые? (грачи, скворцы)
За ними прилетают водоплавающие птицы. А саамы последние возвращаются насекомоядные (стрижи, ласточки, соловьи, жаворонки,
кукушки) Видимо очень торопился жаворонок и прилетел рано, еще снег
не везде растаял и нет насекомых. Пусть он немножко поживет в нашей
группе. Мы будем заботиться о нем, а потом выпустим на улицу.
Птицы совершая перелет в теплые края и обратно, преодолевают огромные
расстояния, ведь они летят через всю нашу страну. Мы тоже много
путешествовали по нашей стране и не только по нашей, узнали много нового,
интересного. Давайте расскажем об этом нашему гостю-жаворонку, я думаю
он был не везде, где были мы с вами.
Посмотрим на карту. Что на карте обозначено белым цветом? Что означает
синий цвет, зеленый, желтый, коричневый?
Наше путешествие началось с севера.
Кто из вас бывал на Севере?
Что известно вам о нем?
На далеком белом Севере
Даже ночь бывает днем Север — это звон упряжек И под снегом - мерзлый мох
Север - это край, пляшет
Над ярангами дымок. Север - это в небе синем Тарахтящий вертолет
Север — это крик гусиный,
Это вьюга, это лед.
- Почему Северный полюс окрашен в белый цвет?
- Как-то по другому называют Север? (ледяная пустыня)
- Расскажите о погодных условиях Севера.
(холодно в течение всего года, половина года - ночь, половина-день, снег и лед никогда не тают)
- Живут ли животные на Северном полюсе? Расскажите о них, чем они
питаются?
(белые медведи, моржи, тюлени, котики)
Стихотворение «Северное сияние» На небе, где столпились звезды Возникло много ярких дуг, Как будто где-то вспыхнул воздух, Вдруг осветилось все вокруг. Как будто кто-то разноцветной Косынкой в небе замахал, И синий снег, холодный, бледный Внезапно стал румян и ал.
Только на Севере, в самые морозные ночи можно увидеть северное сияние, когда небо окрашивается всеми цветами радуги.
Дидактическая игра «Бывает ли это на Севере?» (дети стоят в кругу, воспитатель бросает снежный комочек)
- На Севере шумят леса?
- Лежат снега?
- Ночь бывает полгода?
- Белки живут на Севере?
- На Севере летом тает снег?
- Белые медведи живут в берлоге?
- Киты приплывают на Север?
- Летом люди купаются в океане?
- Птицы есть на Севере?
II Постепенно белый цвет на карте темнеет и мы попадаем в Тундру
- Что мы увидели в Тундре? (стадо оленей)
- А если есть олени, значит появилась растительность.
- Что может расти в Тундре? (мох, лишайники, карликовые березы)
- Почему в Тундре низкие растения?
- Раз есть растения, значит есть и животные, какие? (олени, полярная сова, зайцы, волки, птицы)
В Тундре, как и везде, тоже бывает лето, но какое оно? (короткое). Но за
короткое лето успевают поспеть ягоды клюква, морошка.
- Чем занимаются люди в Тундре?
(разводят оленей, охотятся, ловят рыбу, женщины шьют одежду из оленьих шкур, обувь, красиво украшают вышивкой)
Дидактическая игра «Соберем слова, живущие в тундре»
(дети открывают ладошки и говорят слово)
Физминутка Игра «Звери к нам играть пришли».
Схожу к оленю, скажу оленю (идут, поднимая ноги, руки
-Олень, куда бежишь? скрещены над головой)
Качу, качу, к вам в круг хочу.
Схожу к сове, скажу к сове (летят)
- Сова, куда летишь?
Качу, качу, к вам в круг хочу.
Схожу к моржу, скажу моржу (плывут)
- Морж, куда плывешь?
Качу, качу, к вам в круг хочу.
Схожу к медведю, скажу медведю (идут, как медведи)
- Медведь, куда бредешь?
Качу, качу, к вам в круг хочу.
III Кончилась тундра и мы с вами попали в тайгу. Что такое тайга? Это
хвойный лес.
- Как называется лес, где растут только ели? Ельник.
- Только сосны (сосновый бор)
- Почему в тайге не растут другие деревья? (холодно, а иголки защищены оболочкой)
- Мы заметили, что крона деревьев в тайге необычная, расскажите, какой она формы и почему?
- Много ли света в тайге? (нет, там сумрачно сквозь густые ветки свет не доходит до земли)
Постепенно лес начал светлеть, значит тайга закончилась и мы попали в смешанный лес.
- Какой лес называют смешанным?
(где растут хвойные и лиственные деревья)
В народе говорят «Лес наше богатство». Чем же богат наш лес? (грибами,
ягодами, животными, из леса строят, делают бумагу, дрова, мебель)
Дидактическая игра «Я знаю» (дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч)
1. Хвойные деревья
2. Лиственные деревья
3. Диких животных
4. Ягоды
5. Грибы
6. Птицы.
IV А еще мы были с вами в стране, где никогда не бывает снега, морозов?
Это Африка.
- Как называется самое жаркое место в Африке (Пустыня)
- В какой пустыне мы были? (В Сахаре)
- Расскажем о жизни в пустыне: какая погода, есть ли растения, животные, как одеваются люди, попавшие в пустыню?
- В Африке есть не только пустыни, но и места, где земля покрыта травой и часто встречаются озера. Как это называется? (Саванна)
- Какая погода в Саванне?
(летом жарко, вся трава засыхает, желтеет, а зимой идут дожди, и трава вырастает в рост человека)
- Только в Саванне растут необычные гигантские деревья, расскажите о них? (Баобабы)
- Какие еще деревья растут в Саванне?
(апельсиновые, лимоновые, финиковые пальмы, кокосовые, кофейные деревья)
- Когда мы гуляли по Саванне, то наблюдали за ее обитателями. Многие из
них спрятались в этих листочках. Вам задание, соедините точки и вы узнаете,
кто спрятался.
(дети соединяют точки и называют животное) Расскажем о некоторых из них.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
(один ребенок выходит к доске и встает спиной к детям. Воспитатель
показывает картинку, дети описывают животное)
(слон, жираф, страус, бегемот и т. д.)
Например: это птица у нее маленькие крылья, она не умеет летать, но быстро
бегает.
Физминутка «Качели»
Летучие качели - гибкие лианы
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь день качается да-да-да,
Тот не огорчается ни-ког-да.
(Дети берутся за руки, выполняют поочередные приседания).
Дидактическая игра «Путаница» - разложить животных по среде их обитания (работают в парах)
Четыре карточки : «Север», «Тундра», «Лкс», «Пустыня».
Жаворонок с интересом вас слушал, он был в некоторых местах, о которых вы рассказывали. А где он никогда не был? (на Севере, в Африке)
Грамзапись - пение жаворонка.
Он согрелся, ему нравиться у нас и запел свою весеннюю песню