Алла Куник
Конспект НОД в старшей группе «Символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Звёздочка»
Конспект НОД в старшей группе «Символы России»
Куник Алла Валентиновна
2023г.
Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству;
- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, развитие гражданского самосознания.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.
Материалы и оборудование: слайды о символике России, ноутбук, карточки с символикой: флаг, герб, фонограмма гимна, карандаши для самостоятельной деятельности, альбомный лист, флажки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель.
Ребята, послушайте загадку.
Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из…
Дети: России.
Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
2. Основная часть.
Воспитатель. Россия – страна очень большая и красивая. Наша Родина огромная, просторная и необъятная. Ни одно государство не имеет такой территории, как Россия. Когда в одном конце России люди ложатся спать, то на другом конце встают на работу.
Воспитатель.
А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране?
Ответ детей: Граждане, жители, россияне.
Воспитатель. Значит мы кто?
Дети: Россияне.
Воспитатель. Россия – величественная и прекрасная страна! Мы с вами живём в ней и называют нас, правильно – россиянами. И этим нужно гордиться!
Послушайте стихотворение «Родина»
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Родина)
Вед. А какое место мы можем назвать родиной? Место, где ты родился, растёшь, радуешься, где живёт твоя семья. Где твой уютный и любимый дом. Это место называется Родина!
Наша Родина — это город в котором мы проживаем. Как он называется? Рассказово.
Вед. Глобус, я кручу верчу путешествие к народным символам хочу!
Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и маленьких. И у каждого их этих государств есть свои государственные символы.
Воспитатель. Правильно, это– гимн, флаг и герб.
Воспитатель. Музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особых, важных случаях. Это,.каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины.
Внимание, сейчас прозвучит гимн российской Федерации.
Воспитатель. Слова гимна – особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, её просторами, народом, достижениями.
Воспитатель. Кто же создатели Государственного гимна России?
Ответ детей.
Воспитатель. Это поэт Сергей Михалков и композитор Александр Александров.
Поэт написал слова, композитор – музыку.
Вед. Следующим символом является Флаг России. Что мы можем про него сказать ….
Флаг у нас прекрасный —
Белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота,
Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
Воспитатель. Молодцы! Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Каждая полоса несет свой определенный смысл:
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Поэтому его и называют триколор, три цвета. В конце августа в России отмечают День российского флага.
Воспитатель. Герб нашей страны. Кто может сказать, что на нём изображено? Золотой орел с двумя головами его так и называют двуглавый орел. посмотрите одной головой он смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете для чего?
(Ответ детей) А на Груди орла изображен воин Георгий победоносец, он борется со злом и охраняет покой нашей страны.
Вед. Напомните мне, а как называется город столица России?
Вед. У каждого города есть свой герб, который показывает, чем славится город. А вы знаете как выглядит герб нашего города? Красный щит, на нём изображены золотые колосья, как символ плодородия земли. Наш город для страны выращивает много тонн пшеницы и других зерновых. А по середине герба Клубок шерстяных ниток. Наш завод в годы великой отечественной войны производил из шерсти сукно. Из которого шили шинель для военнослужащих. А в мирное время делали шерстяные одеяла и вязали тёплые вещи. Поднимите руки у кого бабушки и мамы умеют вязать? Нородным символом нашего города стал шерстяной носок! Люди из других городов приезжали, чтобы купить в Рассказово носки.
Вед. Физминутка «Земля – наш общий дом»
Вот Земля – наш общий дом,
Много есть соседей в нём: в соответствии с текстом.
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Воспитатель. Есть у России и другие символы, их называют народными…
Какие символы вы можете назвать?.
Это предметы народного творчества и музыкальные инструменты и песни (Катюша, Калинка-Малинка) плясками (Хороводы) и даже еда (блины).
Вед. Глобус, я кручу верчу путешествие к народным символам хочу!
И так, посмотрите, что в этом уголке находится? Здесь мы видим предметы народного творчества, Хохлома, Гжель, Дымковские игрушки, Матрёшки, Деревянная посуда и даже музыкальные инструменты.
Как вы думаете из чего все эти предметы выполнены, из каких материалов?
Правильно из материалов, которые были доступны простым людям, это глина, и дерево.
Есть и не обычные символы такие как медведь! Да-да медведь. А как вы думаете почему медведь стал символом России? Потому что на многих гербах русских городов действительно был нарисован медведь как сильный, домовитый хозяин города. А также Россия - это самая зелёная страна где много лесов, в которых и обитают медведи. Иностранцы так и думают, что медведи ходят у нас по улице.
Ещё одним символом России является береза неизменно ассоциируется с Россией. Она считалась женским оберегом, ей поклонялись ей и до сих пор наделяют дерево такими качествами, как мудрость, любовь и плодородие. Она широко применялась в быту и медицине. Отвары из почек и коры лечили болезни. А из древесины делали игрушки и посуду.
Я хочу проверить как вы внимательно меня слушали, загадаю вам загадки про народные символы. Слушайте внимательно.
1. Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева…
(МАТРЁШКА)
На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это…
(САМОВАР)
Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский…
(КАРАВАЙ)
Есть на свете – ночь и день,
Есть – лицо, и есть – изнанка;
Шляпа летом дарит тень,
В зиму греет нас – …
(Ушанка)
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь –
Запоёт легко …
(Гармонь)
1. В озорные три струны
Все в России влюблены.
(БАЛАЛАЙКА)
По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
(БЕРЁЗА)
Вед. Молодцы! А теперь я предлагаю, поиграть в игру «Символы Росии»
Здесь мы видим два контура нашей страны России и города Рассказово. Вам необходимо выбрать из большого количества карточек подходящие символы и прикрипить их к одному из контуров. Но, надо постараться обьяснить, почему вы выбрали эту карточку? Разделение символов будет условным, так как многуе подходят и стране инашему городу.
А теперь, я предлагаю потрудиться и самим создать символ России – Русскую берёзу
Воспитатель. - Ребята, занимайте рабочие места. Идёт работа.
2. Заключительная часть.
Задание «Моя мечта»
Давай мы подумаем, чтобы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны?
3. Итог занятия.
Воспитатель. Вы - маленькие россияне. Вы вырастите и сделаете нашу страну крепкой и могучей, для этого надо любить своих друзей и близких. Учиться и узнавать много нового и интересного, мечтать и стремиться к цели.
Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны. Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть они гордятся своим юными россиянами.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»