Ирина Михалева
Конспект НОД в старшей группе детей с нарушением зрения «Пасха! Светлая Пасха!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе с нарушением зрения по теме :
«Пасха! Светлая Пасха!»
Цель: познакомить детей с праздником Пасха.
Задачи:
Формировать у дошкольников ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства, мира природы, используя музыкальные произведения, фольклор, поэзию, иллюстративный материал;
расширить представление детей о культуре, традициях и обычаях русского народа;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детей с нарушением зрения „Пасха! Светлая Пасха!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
уточнить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
совершенствовать навыки речевого общения: связно и последовательно излагать свои мысли, впечатления;
развивать умение детей создавать аппликацию, используя нетрадиционную технику скручивания жгутов из бумажных салфеток;
развивать умение планировать свои действия в определённой последовательности;
воспитывать патриотические чувства к традициям наших предков.
воспитывать самостоятельность, аккуратность при создании творческой поделки.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне, отгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций о весне; беседы с детьми о культуре, традициях и обычаях русского народа; изготовление аппликаций, используя нетрадиционную технику скручивания жгутов из бумажных салфеток; знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского.
Материал и оборудование: музыкальная фонограмма фрагмента произведения П. И. Чайковского «Времена года» – «Подснежник»; иллюстративный материал по теме занятия; образец открытки, заготовки для открыток-магнитов, полоски бумажных салфеток зелёного и жёлтого цветов, ножницы, клей ПВА с кисточкой, тряпочки, имитированные веточки вербы.
Ход НОД:
Вводно-организационный момент. (Дети стоят возле воспитателя)
Воспитатель: - Ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки. (Дети здороваются с гостями)
Открытый вход в деятельность.
Воспитатель: - Я предлагаю вам послушать волшебную музыку. Закройте глаза и представьте картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Звучит музыка.
- Это музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского. Что вы представили, когда слушали эту музыку? (Ответы детей) Чайковский посвятил своё произведение месяцу апрелю и назвал его «Подснежник», как первый весенний цветок. В этой музыке слышно и журчание ручья, и пение птиц, и дуновение весеннего ветерка, слышится уверенная поступь весны.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой. Что происходит весной в природе? ( Дети делятся своими наблюдениями: греет солнышко, тает снег, появляются проталины, возвращаются перелетные птицы, строят гнёзда, выводят птенцов и т. д.)
Воспитатель: - А давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба? (Ответы детей : голубой, нежный, чистый)
– А какой цвет солнечных лучей? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он? (Ответы детей)
- Дети, какие праздники отмечаются весной? (Ответы детей)
Расширение имеющихся знаний.
Воспитатель: Да, верно – Международный женский день, День космонавтики, День Земли, в мае празднуют День Победы, и совсем скоро мы будем отмечать красивый праздник - Пасху. А что, вы, знаете про этот праздник? (Ответы детей)
- А хотите, я вам расскажу об этом празднике? (Да) Пасха – самый большой и светлый праздник. В России Святая Пасха всегда занимала особое место, поскольку она представляла собой обновление жизни. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли семьи. Члены семьи, собирались вместе, занимались общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем, хороводами. И я приглашаю вас, ребята, и наших гостей в народный хоровод «Идет матушка Весна»
Динамическая пауза:
(Двое ребят встают напротив друг друга, берутся за руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова) :
Отворяйте ворота,
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
(С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы)
Воспитатель: - В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Это называется «христосоваться». На Пасху все накрывали праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца. (Воспитатель показывает фотографию). Ребята, а вы знаете, почему красят яйца? (Воспитатель внимательно выслушивает ответы детей)
Объяснение нового.
Воспитатель: - Присядьте на стульчики и послушайте. Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца – пришёл к нам из древности. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Для того чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые заготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи, свекольного отвара, зеленой ржи, крапивы и т. д. (Показ некоторых природных красителей)
У каждого цвета было свое значение (Воспитатель называет цвета и помещает картинки на доску) :
Красный цвет - знак счастья;
Желтый - знак солнца;
Зеленый цвет - знак жизни;
Голубой цвет - знак неба;
Синий цвет - цвет ночи и таинства;
Коричневый цвет - цвет земли.
- Такие яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые расписывались вручную. Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц. (Воспитатель показывает фотографию) Такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Теперь вы знаете, для чего красят яйца. А чем отличаются Крашенки от Писанок? (Ответы детей). Раскрашенные пасхальные яйца, по древним поверьям, оберегают от зла, поэтому так приятно подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни. Это очень красивый обычай на Пасху, которая бывает только весной: ликует природа и все вокруг оживает и цветет.
Глазная гимнастика "Весна" М. Пеньковская
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
Потягивание
Воспитатель: - Хорошей традицией на Пасху было дарить подарки. Давайте и мы сегодня сделаем вот такие замечательные открытки-магниты, выполненные в виде пасхальных яиц, и подарим их своим родным на праздник Пасхи, в это воскресенье.
(Воспитатель показывает образец работы)
- Ребята, скажите, каким способом выполнены эти работы? (Как можно их сделать) (Аппликация из салфеток.) Скажите, какой материал нам потребуется в работе? (Картон, цветные салфетки, клей). А сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас в творческую мастерскую. Наши гости тоже могут к нам присоединиться.
Практическая работа.
(Дети занимают места за столами.)
- Кто знает, как будем выполнять работу по украшению яйца-магнитика? (Дети отвечают. Воспитатель напоминает последовательность выполнения работы)
1. Полоску салфетки зелёного цвета приклеить в нижнюю часть нашей заготовки, это трава, лишние края срезать.
2. Из закрученных жгутиков сделать спиральки: большую — для тела цыплёнка и маленькую — для головы.
3. Вырезать из салфеток жёлтого цвета крылья и хвост цыпленка.
4. Из жёлтых квадратиков изготовить лапки, как показано на образце.
5. Детали аккуратно приклеить на основу.
6. Дополним работу мелкими деталями: приклеим цыплёнку клюв и глаз.
7. По краям приклеить веточки вербы.
Самостоятельная деятельность детей.
(Звучит музыка. Во время деятельности детей помогаю детям советами, обращаю внимание на последовательность выполнения, напоминаю об аккуратности).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие замечательные пасхальные магниты вы сделали! Все сегодня очень старались, и у каждого получилась уникальная открытка! Давайте сделаем выставку наших работ. (Воспитатель вместе с детьми выкладывает магниты на доску)
Открытый выход из деятельности.
Воспитатель: - Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили.
– Что вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям? (Ответы детей). Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.