Ирина Матвейчук
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования «Шахматная фигура слон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологий.
(Формирование системного мышления, экспериментирование)
Тема: Шахматная фигура -слон
Цель: Освоение у детей способа систематизации объекта. Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, экспериментировать с вторичным бросовым материалом. Развивать воображение, доказательную речь.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования „Шахматная фигура слон“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Слон. Все про слонов для детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Методы: Экспериментирование с вторичным материалом, системный оператор, игры (ТРИЗ) : «Волшебники (типовые приемы фантазирования, «Да-Нетка» (линейная, «1,2,3-ко мне беги», «Моя беда-моя радость», ; звуковой анализ слова, «мозговой штурм», пальчиковая гимнастика, психогимнастика «Эмоции», использование ИКТ (интерактивная игра «Динозавры учат шахматам»;, лепка.
Материал: «Волшебный телевизор» (системный оператор, фломастер, бумага, лотки от яиц, приготовленная масса для лепки, проектор, интерактивная доска, ноутбук, игра «Динозавры учат шахматам», картинки с изображением предметов, дощечки для лепки, кисточки, черная и белая гуашь.
Предварительная работа: работа с пособием (системный оператор, изготовление массы для лепки из вторичного материала, рассказ о создании шахмат.
Ход работы с детьми
Дети сидят полукругом перед интерактивной доской.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня опять будем учеными и будем исследовать один предмет. И мне понадобится ваша помощь. Но сначала приготовимся и поиграем.
Игра «Эмоции» (Дети по словам ведущего показывают то или иное эмоциональное состояние).
Воспитатель: Я загадала предмет. Давайте с помощью игры «Да-Нетка» попробуем определить этот предмет. Дети, зная правила игры, определяют середину и используя понятия справа, слева, между, задают вопросы педагогу. Воспитатель отвечает только «Да» или «Нет». Дети отгадывают шахматную фигуру (слон).
Дети меняют местоположение. Садятся на ковер перед пособием-системный оператор.
Воспитатель: - Рассмотрим нашу шахматную фигуру в нашем волшебном телевизоре. (Пособие представляет собой «телевизор», поделенный на девять экранов. В экраны впоследствии ставятся схематично изображенные в процессе беседы с детьми картинки)
Воспитатель: - Вспомним стихотворение о волшебном телевизоре.
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то было чем-то.
Это что-то будет чем-то.
Что-то это ты возьми.
На экране рассмотри!
Экраны: 1. (в центре) Система. Объект-шахматная фигура-слон
Воспитатель: -Что мы сегодня рассматриваем? –Фигуру-слон (Воспитатель ставит изображение на экран).
Воспитатель: - Какое же «дело» у фигуры (функция? – Ответы (совершать ход, сбивать фигуру неприятеля, быть сбитым, первоначально стоять между конем и ферзем или между конем и королем)
2. Подсистема (части)
Воспитатель: - Это что-то из чего-то. То, что есть у всех фигур Детидно, вершина). Ставится картинка с нарисованными частями.
3. Надсистема
Воспитатель: - Это что-то часть чего-то! Принадлежность к группе, имеющей общее «дело» (шахматные фигуры). Дети перечисляют названия шахматных фигур, воспитатель схематично рисует и ставит рисунок на соответствующий экран
4. Прошлое системы (линия развития объекта)
Воспитатель: - Чтобы узнать, что у нас телевизор покажет на следующем экране мы отправимся в далекое прошлое. Путешествие в пещеру древнего человека. На что посмотрел древний человек, чтобы придумать фигуры?
Ответы детей: армия падишаха: слоны, солдаты, ладьи. (Кратко вспоминаем историю создания шахмат-игра «чатураджа»)
Игра «Моя беда - моя радость» Находим вместе с детьми плюсы и минусы объекта.
Воспитатель: - Какая радость у фигуры «слон»? (когда может «ходить» по диагонали, сбивать фигуру противника.). Какая беда? (чернопольные слоны не могут ходить по белым полям и аналогично белопольные по черным, когда сбивает противник, когда шахматист не использует.)
Воспитатель: Давайте, позовем Волшебников и придумаем вместе свою фигуру, у которой такой беды не будет! Это будет какая-то новая фигура или у нее появится новая функция? Какая она может быть в будущем? (С помощью типовых приемов фантазирования преобразуем объект ( Волшебники: Деления, Времени, Объединения и др.). Например, Волшебник Объединения соединил фигуру с магнитофоном, и фигура шахматная поет песни, когда ею совершают ход на шахматной доске
5. Будущее системы: Фигура слона преобразованная, шахматная фигура, которой еще не существует. (самовостанавливающая, летающая, говорящая, (коментирующая свои ходы и т. д).
«Мозговой штурм» Воспитатель обсуждает с детьми фигуру будущего, чтобы она соответствовала правилам игры в шахматы.
Мы знаем, что шахматы изготавливают из разных материалов: дерева, пластмассы, железа и т. д. Какие недостатки имеются у данных материалов? Что можно придумать нам, чтобы наши шахматные фигуры не имели этих недостатков? Дети предлагают попробовать массу для лепки.
Воспитатель с детьми решаю провести эксперимент- слепить шахматные фигуры из созданной детьми массы и доказать предполагаемые преимущества массы: не бьется, дешевый материал (лотки из-под яиц, не марается, безвредна). В процессе лепки воспитатель с детьми обговаривают процесс изготовления массы: размоченный и измельченный картон (лотки) смешивают с клеем ПВА.
Подвижная игра «1,2,3, ко мне беги!»
Воспитатель: Раз, два, три, ко мне беги тот, кто назовет все шахматные фигуры)
В. Ребята, мы с вами рассмотрели фигуру слона в нашем волшебном телевизоре, узнали ее прошлое и будущее, из чего она состоит, вспомнили ее ходы, слепили ее и другие фигуры. Использовали, созданную нами массу для лепки.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
А сейчас я предлагаю поиграть в компьютерную игру «Динозавры учат шахматам» - «Атака слоном неприятельских фигур.». (Воспитатель обращается с вопросами как к группе детей, так и индивидуально).
Подведение итогов. Какое место у шахматного слона? Какое «дело»? Из какого материала изготавливают фигуры? (Воспитатель обращается с вопросами как к группе детей, так и индивидуально).
Воспитатель: - Молодцы! Вы помогли мне представить шахматные фигуры будущего! Может мы с вами когда-нибудь изобретем! Доказали преимущества нашей массы для лепки. Изучили ходы слона на шахматной доске. А сейчас я предлагаю раскрасить наши слепленные фигуры в черный и белый цвета.