Получи документы

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования «Шахматная фигура слон» (2 фото)

Ирина Матвейчук
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования «Шахматная фигура слон»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологий.

(Формирование системного мышления, экспериментирование)

Тема: Шахматная фигура -слон

Цель: Освоение у детей способа систематизации объекта. Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, экспериментировать с вторичным бросовым материалом. Развивать воображение, доказательную речь.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования „Шахматная фигура слон“» размещена в разделах

Методы: Экспериментирование с вторичным материалом, системный оператор, игры (ТРИЗ) : «Волшебники (типовые приемы фантазирования, «Да-Нетка» (линейная, «1,2,3-ко мне беги», «Моя беда-моя радость», ; звуковой анализ слова, «мозговой штурм», пальчиковая гимнастика, психогимнастика «Эмоции», использование ИКТ (интерактивная игра «Динозавры учат шахматам»;, лепка.

Материал: «Волшебный телевизор» (системный оператор, фломастер, бумага, лотки от яиц, приготовленная масса для лепки, проектор, интерактивная доска, ноутбук, игра «Динозавры учат шахматам», картинки с изображением предметов, дощечки для лепки, кисточки, черная и белая гуашь.

Предварительная работа: работа с пособием (системный оператор, изготовление массы для лепки из вторичного материала, рассказ о создании шахмат.

Ход работы с детьми

Дети сидят полукругом перед интерактивной доской.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня опять будем учеными и будем исследовать один предмет. И мне понадобится ваша помощь. Но сначала приготовимся и поиграем.

Игра «Эмоции» (Дети по словам ведущего показывают то или иное эмоциональное состояние).

Воспитатель: Я загадала предмет. Давайте с помощью игры «Да-Нетка» попробуем определить этот предмет. Дети, зная правила игры, определяют середину и используя понятия справа, слева, между, задают вопросы педагогу. Воспитатель отвечает только «Да» или «Нет». Дети отгадывают шахматную фигуру (слон).

Дети меняют местоположение. Садятся на ковер перед пособием-системный оператор.

Воспитатель: - Рассмотрим нашу шахматную фигуру в нашем волшебном телевизоре. (Пособие представляет собой «телевизор», поделенный на девять экранов. В экраны впоследствии ставятся схематично изображенные в процессе беседы с детьми картинки)

Воспитатель: - Вспомним стихотворение о волшебном телевизоре.

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то было чем-то.

Это что-то будет чем-то.

Что-то это ты возьми.

На экране рассмотри!

Экраны: 1. (в центре) Система. Объект-шахматная фигура-слон

Воспитатель: -Что мы сегодня рассматриваем? –Фигуру-слон (Воспитатель ставит изображение на экран).

Воспитатель: - Какое же «дело» у фигуры (функция? – Ответы (совершать ход, сбивать фигуру неприятеля, быть сбитым, первоначально стоять между конем и ферзем или между конем и королем)

2. Подсистема (части)

Воспитатель: - Это что-то из чего-то. То, что есть у всех фигур Детиsadдно, вершина). Ставится картинка с нарисованными частями.

3. Надсистема

Воспитатель: - Это что-то часть чего-то! Принадлежность к группе, имеющей общее «дело» (шахматные фигуры). Дети перечисляют названия шахматных фигур, воспитатель схематично рисует и ставит рисунок на соответствующий экран

4. Прошлое системы (линия развития объекта)

Воспитатель: - Чтобы узнать, что у нас телевизор покажет на следующем экране мы отправимся в далекое прошлое. Путешествие в пещеру древнего человека. На что посмотрел древний человек, чтобы придумать фигуры?

Ответы детей: армия падишаха: слоны, солдаты, ладьи. (Кратко вспоминаем историю создания шахмат-игра «чатураджа»)

Игра «Моя беда - моя радость» Находим вместе с детьми плюсы и минусы объекта.

Воспитатель: - Какая радость у фигуры «слон»? (когда может «ходить» по диагонали, сбивать фигуру противника.). Какая беда? (чернопольные слоны не могут ходить по белым полям и аналогично белопольные по черным, когда сбивает противник, когда шахматист не использует.)

Воспитатель: Давайте, позовем Волшебников и придумаем вместе свою фигуру, у которой такой беды не будет! Это будет какая-то новая фигура или у нее появится новая функция? Какая она может быть в будущем? (С помощью типовых приемов фантазирования преобразуем объект ( Волшебники: Деления, Времени, Объединения и др.). Например, Волшебник Объединения соединил фигуру с магнитофоном, и фигура шахматная поет песни, когда ею совершают ход на шахматной доске

5. Будущее системы: Фигура слона преобразованная, шахматная фигура, которой еще не существует. (самовостанавливающая, летающая, говорящая, (коментирующая свои ходы и т. д).

«Мозговой штурм» Воспитатель обсуждает с детьми фигуру будущего, чтобы она соответствовала правилам игры в шахматы.

Мы знаем, что шахматы изготавливают из разных материалов: дерева, пластмассы, железа и т. д. Какие недостатки имеются у данных материалов? Что можно придумать нам, чтобы наши шахматные фигуры не имели этих недостатков? Дети предлагают попробовать массу для лепки.

Воспитатель с детьми решаю провести эксперимент- слепить шахматные фигуры из созданной детьми массы и доказать предполагаемые преимущества массы: не бьется, дешевый материал (лотки из-под яиц, не марается, безвредна). В процессе лепки воспитатель с детьми обговаривают процесс изготовления массы: размоченный и измельченный картон (лотки) смешивают с клеем ПВА.

Подвижная игра «1,2,3, ко мне беги!»

Воспитатель: Раз, два, три, ко мне беги тот, кто назовет все шахматные фигуры)

В. Ребята, мы с вами рассмотрели фигуру слона в нашем волшебном телевизоре, узнали ее прошлое и будущее, из чего она состоит, вспомнили ее ходы, слепили ее и другие фигуры. Использовали, созданную нами массу для лепки.

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

А сейчас я предлагаю поиграть в компьютерную игру «Динозавры учат шахматам» - «Атака слоном неприятельских фигур. (Воспитатель обращается с вопросами как к группе детей, так и индивидуально).

Подведение итогов. Какое место у шахматного слона? Какое «дело»? Из какого материала изготавливают фигуры? (Воспитатель обращается с вопросами как к группе детей, так и индивидуально).

Воспитатель: - Молодцы! Вы помогли мне представить шахматные фигуры будущего! Может мы с вами когда-нибудь изобретем! Доказали преимущества нашей массы для лепки. Изучили ходы слона на шахматной доске. А сейчас я предлагаю раскрасить наши слепленные фигуры в черный и белый цвета.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования «Шахматная фигура слон»
Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования «Шахматная фигура слон»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 22:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ технологии и экспериментирования «Шахматная фигура слон»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Матвейчук (УИ 131141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД