Елена Ильина
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Путешествие в королевство Математики»
Задачи:
- учить детей систематизировать предметы по выделенному признаку – по длине, выкладывать ряд из пяти предметов с разницей в длине 2,5 см, строя его в двух направлениях: от самого длинного к самому короткому и наоборот;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в королевство Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- формировать умение определять у себя правую и левую руку;
- учить детей считать звуки с закрытыми глазами (счёт на слух);
- показать количественный состав числа из отдельных единиц;
-учить составлять группу из одного и двух предметов и называть полученный результат соответствующим числительным, обозначать цифрой один и два.
Материалы, инструменты, оборудование, демонстрационный материал :
Пять полосок разных неповторяющихся цветов: красная, зелёная, желтая, синяя, белая. Каждая шириной 3 см последующая длиннее предыдущей на 2,5 см. Размер самой длиной полоски – 30x3 см.
Любые два детских инструмента (колокольчик, бубен, погремушка).
Счётная лесенка, у которой не меньше двух ступенек.
Карточки с цифрами 1 и 2.
Различные игрушки небольшого размера.
Пять конвертов разного цвета с заданиями.
Раздаточный материал :
Пять полосок разных неповторяющихся цветов: красная, зелёная, желтая, синяя, белая. Каждая шириной 3 см последующая длиннее предыдущей на 2,5 см. Размер самой длиной полоски – 30x3 см. на каждого ребёнка.
По четыре карточки для закрашивания на каждого ребё нка:
- 4 листочка, 3 гриба, 2 звёздочки, 5 шариков.
Процесс вовлечения детей в деятельность (мотивация)
Педагог: «Дети, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем (дети здороваются).
Сегодня я получила письмо от Королевы Математики. Вот оно: «Здравствуйте, ребята! У меня случилось несчастье. Над моим королевством пронёсся ураган. Он сломал забор вокруг моего замка. Прошу вашей помощи! С уважением, Королева Математики.
Педагог: «Ребята, хотите помочь Королеве Математики? (Да). Прежде чем попасть в Королевство нужно выполнить волшебное задание.
Игра «Считай правильно»
Воспитатель показывает детям предметы, которые будут издавать звуки: колокольчик, бубен, молоточек и прочие и договаривается с детьми, о том, что они будут считать с закрытыми глазами. Дети закрывают глаза, воспитатель ударяет в бубен, а дети открывают глаза и показывают столько пальчиков, сколько они услышали звуков, а потом называют число. Игра повторяется три – четыре раза.
Воспитатель не заметно выкладывает конверт с заданием. Когда дети его находят, предлагает его выполнить.
Процесс осуществления действий (основная часть НОД или организованной деятельности)
Педагог: Следующее задание в жёлтом конверте.
Задание «Построй забор».
Воспитатель показывает детям полоски бумаги разного цвета и разной длины, но одной и той же ширины. Раскладывает их. Говорит: «Будем строить, забор. Но забор у нас будет необыкновенный». Воспитатель проводит на доске яркую горизонтальную линию, обращает внимание детей на то, что полоски надо ставить на одну линию узкой стороной. Слева и чуть выше ставится «точка отсчёта». Говорит: «Точкой отсчёта мы обозначим место, от которого будем начинать строить забор, начиная с самой длинной дощечки, заканчивая самой короткой.
Воспитатель перебирает дощечки (полоски) на глазах у детей, ищет самую длинную, примеряя к ней несколько других, называет её : «Самая длинная». Затем ставит её на линию рядом с точкой отсчёта. Точно так же выбирает вторую дощечку (полоску) и ставит её к первой. Далее к столу подходят дети и выполняют задание.
Дети определяют словом положение каждой из дощечек по отношению к соседним. «Красная - самая длинная, рядом зелёная. Она ниже красной, но выше жёлтой». Затем продолжают дети: «Жёлтая короче зелёной, но длиннее синей» и т. д. Про последнюю дощечку дети говорят: «Она короче синей, белая самая короткая». Воспитатель: «Ребята. Но замок у Королевы Математики очень большой и этого забора на хватит, чтобы его поставить вокруг замка. Что же делать? (Построить ещё) Правильно!»
Далее дети садятся за столы и выстраивают забор, начиная с самой короткой дощечки и заканчивая самой длинной.
Педагог хвалит детей. Продолжает: «Следующее задание в красном конверте». Дети находят конверт с заданием.
Воспитатель: «А сейчас мы отдохнём и поиграем».
Динамическая пауза
Воспитатель: «А в этом конверте загадка!»
Две сестрицы – мастерицы-
Готовят, шьют и строят,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют (Руки)
Воспитатель: «Загадку отгадали, а теперь проверим, знаете ли вы, где у вас правая и левая рука?
Руку правую подняли, рукой правой помахали.
Руку левую подняли, в кулачок ладошку сжали.
Правой возьмёмся за левое ушко,
Левой рукой мы почешем макушку.
Правой рукой мы вперёд потянулись.
Левой, до левой пятки коснулись.
Правой, мы круг нарисуем хороший.
И дружно захлопаем громко в ладоши.
Педагог: «Ребята, забор вы построили. А теперь надо посчитать, сколько деревьев растёт около замка. Посмотрите сюда. Сколько ёлочек на нижней ступеньке? (Одна) Правильно. Сколько ёлочек на верхней ступеньке (Две). Как вы догадались, что на верхней ступеньке две ёлочки. (Мы посчитали) Правильно, молодцы! На нижней ступеньке количество предметов (ёлочек) равно одному – это количество обозначается цифрой 1. Количество предметов (ёлочек) на верхней ступеньке равно двум – это количество обозначают цифрой 2.
Я предлагаю вам присесть за столы и нарисовать подарки Королеве Математики».
Дети садятся за столы и выполняют задание на карточках.
По четыре карточки для закрашивания на каждого ребё нка:
- 2 гриба – закрасить 1 гриб;
- 4 листочка – закрасить 2 листочка;
- 3 шаров – закрасить 1 шара.
- 5 звёздочки – закрасить 2 звёздочку;
Педагог хвалит детей за сообразительность. Предлагает поиграть.
Результат деятельности, рефлексия.
Педагог: «Ребята, а вы помните, какие задания мы сегодня выполняли?»
Дети: «Строили заборчик, определяли где правая и левая рука, считали ёлочки, узнали цифры 1 и 2, считали на слух».
Педагог: «Вы, ребята, молодцы! Возвращаемся в детский сад». (дети закрывают глаза)
Педагог: «Раз, два, три, в детский сад пришли! Отдыхаем».
Используемая литература:
Развивающие занятия с детьми 5 -6 лет: Методическое пособие/Под. ред. Парамоновой Л. А. - ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Новикова В. П. «Математика в детском салу. Старший дошкольный возраст», М. ,Мозайка-Синтез,2016 год
Ерофеева Т. И., Павлова Т. Н., ,Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. 1997