Наталья Рудикова
Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
Плутарх: |
Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. |
Цель: расширение представлений детей об источнике тепла-огне с целью предотвращения несчастных случаев.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами огня, существованием огня в природе, его силой и неукротимостью.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Правила обращения с огнем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
2. Обратить внимание детей на значение огня в жизни человека, возможности его использования и правила обращения с огнём.
3. Опытным путем определить устойчивость к возгоранию таких материалов, как металл, резина, дерево, стекло, бумага, вата, ткань.
4. Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты) ; знать, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.
Оборудование: стеклянная банка, свеча, вода, песок, деревянные палочки, кусочек резины, ткань, ложки (по числу детей, вата, стеклянная колба, металлический поднос, спички.
Ход занятия.
Воспит. Какое сейчас время года? Какой воздух за окном? (холодный) А у нас в группе? Что такое тепло? Откуда оно берется?
Ответы детей.
Воспит. Правильно, ребята, для того, чтобы появилось тепло, нужен источник тепла. Разгадайте загадку об одном из источников тепла.
Пообедать он готов.
Видишь: сколько языков!
Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи.
Ты его рукой не тронь:
Может укусить.
Ответ детей: Огонь (картинка)
Воспит. На пламя костра можно смотреть без конца. Наверное, это осталось у нас от наших предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Ему поклонялись как божеству; о нём складывали легенды.
Позднее человек «приручил» и «поселил» огонь в своём жилище.
Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование.
Для чего он служит людям? (на огне варят пищу, он спасает от холода, отпугивает хищников, даёт нам свет).
Но огонь может таить в себе опасность. Какую?
Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, который уничтожает порой целые города. Чтобы подчинить себе огонь, надо знать его секреты.
Чтобы развести огонь, необходимы три вещи.
Первое – это горючее (дрова, газ, жир) рис. 2-3,
второе – кислород (чистый лист, который находится в воздухе. Горючее быстро начинает соединяться с кислородом. Когда в костре горят дрова или в плите горит газ, происходит взаимодействие между топливом и кислородом, появляется свет и тепло – это и есть огонь.
Поэтому третьей вещью, необходимой для разведения огня – является тепло.
Воспит. Чтобы посмотреть как это происходит, я предлагаю отправиться в лабораторию. Но попасть туда не так-то просто, для этого нужно открыть 6 дверей, у каждой двери свой шифр – загаданное слово. Поможет нам волшебный «Цветик-семи цветик».
Дети по просьбе воспитателя, отрывают лепестки с ромашки, отгадывают загадки (цифры на лепестках соответствуют нумерации дверей с ответами).
Первая загадка:
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
Ответ: Свеча
Вторая загадка:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
В жаркий день
Самой желанной бывает.
Ответ: Вода.
Третья загадка:
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает?
Ответ: Огонь.
Четвертая загадка:
Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно …
Ответ: Ложка.
Пятая загадка:
На дворе горой, а в избе водой …
Ответ: Снег.
Шестая загадка:
Чего в избе не видишь,
Да шубу снимешь?
Ответ: Тепла.
Воспит. Молодцы, ребята, все загадки разгадали, все двери открыли.
Дети проходят за столы.
Воспит. Теперь мы с вами исследователи. Будем выяснять, откуда берется тепло, и как ведут себя при нагревании различные предметы.
Проведё м опыты:
Опыт № 1.
Воспит. Зажжённую свечу накрываем стеклянной банкой, через некоторое время свеча гаснет. Почему? (Для проведения опыта приглашается ребенок).
Вывод: мы закрыли свечу банкой, прекратился доступ кислорода, а если нет кислорода, то огонь гаснет.
Опыт № 2.
Воспит. Бумага или дерево не могут загореться просто от одного воздействия на них воздуха. Чтобы их зажечь, нужен еще один предмет. Отгадайте загадку:
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими.
Ответ: Спичками
Воспит. Правильно для этого нужна зажжённая спичка или свеча. Когда бумага нагревается очень сильно, кислород активно вступает с ней в реакцию, - и бумагу охватывает пламя.
Зажечь бумагу. Залить водой. (Для проведения опыта приглашается ребенок).
Воспит. Что произошло? Огонь погас. Почему?
Вывод: Мы ликвидировали тепло жар, понизили температуру. Вода вбирает в себя тепло горящей бумаги и понижает температуру. Бумага перестаёт гореть.
Но в некоторых случаях огонь нельзя затушить водой, тогда применяют песок или специальный пенный раствор.
Физкультминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - работаем опять
(соответствующие движения).
Опыт № 3.
Воспит. А теперь посмотрим, что может гореть в огне, а что нет.
На подносе лежат предметы, стоит горящая свеча. Воспитатель проводит опыты. (Для проведения опыта в качестве помощников приглашаются дети).
Опыт с нагреванием металлической ложки проводят одновременно все дети.
Вывод.
Ответы детей: Горит – дерево, бумага, резина, ткань, вата.
Не горит – ложка, стекло, лед.
Воспит. Чтобы получить столько тепла, сколько надо людям, требуется громадное количество топлива. В глубоких шахтах и гигантских карьерах добывают горы каменного угля. (РИС. 4) Из нефтяных скважин выкачивают нефть, люди добывают газ. (РИС. 5) Всё это нужно не только для того, чтобы согреть нас. Огонь горит в топках электростанций, (РИС. 6) и мы получаем по проводам электрический ток, который служит для освещения домов, школ, детских садов и улиц (РИС. 7).
Топливо сгорает в моторах и реактивных двигателях. Значит, сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли. (РИС. 8)
Но огонь может принести вред и горе.
Ребенок. Мы без доброго огня
Не обходимся ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он ребятам греет ужин,
Гладит платье, хлеб печет
Вот за что ему почет.
Воспитатель: Чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться.
Просмотр мультипликационного фильма «Азбука безопасности. Пожар.»
После идет беседа:
• Какую очень большую ошибку сделали герои этого мультфильма?
• Что стало причиной пожара?
• Почему они не смогли потушить пожар? (Паника)
• Как бы вы поступили?
• Кто назовет номер пожарной службы?
• Как называется профессия людей, которые тушат пожары?
Дети: Пожарные.
1 Ребенок. Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.
Деревянные сестрички
В коробочке, это (спички) –(показывает).
2 Ребенок Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя,
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон 01.(на листе 01)
3 Ребенок Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
обходите стороной
Маленькие детки. (водопроводный кран)
4 Ребенок А чтоб не случилось в твоем доме беда,
Советы родителей
Слушай всегда.
Легче чем пожар тушить,
Нам его предупредить.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали. В начале занятия мы с вами говорили о холоде. Холод - это противоположное по значению слово к слову горячо. И в заключение предлагаю поиграть в игру «Горячо -холодно».
Проводится игра «Горячо -холодно». Сюрпризный момент.