Будникова Оксана Александровна
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами формирования основ безопасного поведения «Зимние развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данный конспект образовательной деятельности
оформлен в соответствии с современными требования Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образова-
ния, в ходе работы используются современные методы обучения, а
также особое внимание уделяется решению задачи формирования уни-
версальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: речевое развитие, компетентностный подход,
ФГОС ДО, формирование, универсальные учебные действие, социально-
коммуникативная компетентность, интеграция образовательных обла-
стей.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами формирования основ безопасного поведения „Зимние развлечения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- Зима. Безопасность детей зимой
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по безопасности
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Цель: совершенствование монологической формы речи, умения грам-
матически верно и содержательно формулировать предложение в про-
цессе коллективной беседы по сюжетной картине.
Задачи:
1) совершенствовать умение отчетливо произносить сходные по арти-
куляции и звучанию согласные звуки ([т’ - ш], [ч - т’] [ш - ж], закреплять
умение согласовывать прилагательные с существительными;
2) развивать умение рассматривать картину с целью выявления суще-
ственных признаков сюжета и самостоятельного составления предложе-
ний описательного характера, умение участвовать в коллективном разго-
воре в процессе рассматривания сюжетной картины, помогая содержа-
тельно строить высказывания;
3) воспитывать уважительное отношение к сверстникам, их мнению,
умение слушать других участников беседы, не перебивать;
4) закреплять представления детей о безопасном поведении в случаях
обнаружения оставленных без присмотра вещей и безопасного поведения
на льду.
Средства: посылка от героев мультфильма «Трое из Простоквашино»,
карта выполнения заданий, мяч, сюжетные картинки, сюжетная картина с
проблемным моментом, тематические сувениры-поошрения от героев
мультфильма.
Словарная работа: зимние, тюбинг, надувные санки, опасность, во-
доем, благополучно.
Центр научного сотрудничества "Интерактив Плюс"
обладает следующими предпосылками: коммуникативный - умение слушать и отвечать
на вопросы; участвовать в совместной деятельности; когнитивный -
умение ориентироваться по символам; определять существенные
признаки в сюжетной картине; регулятивный - умение выполнять
действия по шаблону и заданному правилу; умение слушать и следовать
инструкциям.
Методы (вовлечение ребенка в деятельность и организация):
- привлечение внимания детей: выяснение обстоятельств появления
из группы в группе воспитатель берет на себя роль члена группы
и не является инициатором заданий;
- мотивации: введение нового элемента в развивающую
предпространственную среду группы (посылка, карта с заданиями от
героев известного мультфильма, яркие дидактические пособия (сюжетные
картинки, сделанные детьми; сюжетная картинка для обсуждения,
перемещение по группе в процессе изменение видов деятельности;
- пояснения: наглядность (непосредственно объекты, картинки,
карта, коллективный разговор;
- Организации СДД: игра в мяч, работа в парах при розыгрыше
до предложений по сюжету картины;
- размышления: экспресс-опрос.
Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: выбор
правильного поведения в ситуации обнаружения чужого
бесхозного предмета (посылки, работа с картой, взаимодействие в парах,
участие в коллективной беседе, ситуация оценки успешности
собственной деятельности.
Создание мотивационного поля (организационный момент)
Цели:
1 Развитие навыков безопасного поведения при обнаружении неизвестного предмета.
2 Совершенствование звуковой культуры речи.
-Доброе утро ребята. Меня зовут Оксана Александровна, сегодня я пришла вам в гости, и очень рада с вами познакомиться. Как вас много! Какая у вас красивая группа! Ой, а что это? Это ваша посылка?
-Как же нам узнать что в ней? Ребята, но это же чужая коробка, это может быть опасно! Давайте дружно и четко скажем такие слова: «Тише-тише-тише-тише-тише, подойдём чуть-чуть поближе»
-Здесь что то написано, прочитаем?
-Куда: детский сад №80 города Дзержинска.
-Кому: ребятам старшей группы
-Ребята, это вам?
-От кого: от Д. Фёдора
-Ребята, от куда же посылка?
-Ну да конечноже, нам её принёс, кто! И что же нам с ней делать? Конечно же, открыть, эту посылку нам прислал хорошо знакомый нам Дядя Фёдор!
2) Основная часть
Форма работы: Обсуждение, поиск ответов.
Средства: Проблемный вопрос, карта-схема последовательности действий.
-Ребята, здесь что-то лежит, посмотрим. А как вы думаете что что такое? Молодцы, ребята, это карта и нам нужно в ней разобраться! Давайте найдем первый пункт на нашей карте (он обозначен цифрой 1) что здесь нарисовано?
Игра с мячом «Подбери признак»
Средства: игра, мяч, слово.
Форма работы: совместная игра с мячом малой подвижности.
Задача: Упражнение в согласовании и имении прилагательного с существительным, подбор признака к предмету.
-Значит, нам нужно найти мяч? Ребята, а здесь лежит какая то записка. Прочитаем? Да это же подсказка от Шарика с Матроскиным.
Игра с мячом (Текст подсказка: «Взрослый называет слово и бросает мяч кому-то из детей, а тот, кто поймал мяч, добавляет к нему подходящее по смыслу прилагательное и бросает мяч ведущему»)
-Давайте попробуем, например: Снег (какой) холодный (горка, метель, ёлка, лёд, варежки, сосулька, шарф, Дед Мороз, подарок, валенки, снеговик, мороз, звезда, санки).
-Молодцы! Справились! Поиграли.
Составление предложений по сюжетной картине (взаимодействие детей в парах)
Средства: сюжетные картинки, слово
Форма работы: рассматривание, взаимодействие в парах
Задача: Развитие умения составлять предложения описательного характера, в процессе рассматривание сюжетной картинки.
-Давайте посмотрим на карту что же ждёт нас дальше? Что мы должны найти в группе? Рассаживайтесь парами. Что же здесь? А здесь опять записка от Шарика и Мотроскина.
Текст записка: «Ребята, у вас на столах картинки с разными зимними развлечениями. Вы в парах их рассмотрите, и потом расскажите остальным ребятам, что нарисовано на вашей картинке (коньки, санки, снеговик, лыжи, снежки, снежные постройки)».
-Ещё чуть-чуть посмотрите. Кто готов? (Ребята посмотрите какая интересная картинка у Маши и Саши). Какие молодцы, сколько мы знаем о зимних забавах и как дружно и как весело можно играть зимой и заниматься спортом.
Физкульт минутка.
Цель: Формирование потребности в двигательной активности, снятие мышечного и умственного напряжения.
-Устали? Отдохнём немножко? Вставайте около стульев, слушайте игру и повторяйте движения.
Физ минутка
Мы на лыжах в лес идём,словно (Дети машут руками)
Мы взбераемся на холм. (Работают лыжными палками)
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер (Вращение туловищем)
Он деревья крутит, вертит (Вправо и лево)
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушки зайка скачет (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
-Молодцы! Какие вы внимательные!
-А теперь вернемся к карте и узнаем, что ждёт нас дальше.
Беседа по сюжетной картине «Прогулка на лыжах»
Средства: сюжетная картина, вопросы, проблемные вопросы.
Форма работы: беседа, коллективный разговор.
Цели: Развивать умения рассматривать картину с целью выявления существенных признаков сюжета и самостоятельного составления предложений описательного характера, умение участвовать в коллективном разговоре в процессе рассматривания сюжетной картины, помогая содержательно строить высказывания. Закреплять представления детей о безопасном поведении на льду.
-Где же следующий шаг? Что здесь нарисовано? А где же они в группе? Давайте пойдем и присядем на стульчики. Смотрите, и снова подсказка! «Ребята, дядя Фёдор прислал вам картину. Рассмотрите её внимательно и попробуйте рассказать, что на ней изображено».
-Ребята, справимся? Только давайте договоримся, что отвечать будем полным предложением.
Вопросы:
1)Какое время года изображено на картине? А по каким признакам вы определили, что это зима?
2)Кого мы видем на картине?
3)Что делает мальчик?
4)Посмотрите ребята, а какое у мальчика настроение? Он веселый? А почему мальчик не веселый? Какое у него лицо? Чем перепуган мальчик?
5)Какую опасность вы здесь заметили?Что делает ворона на льду около мальчика?
6)Так где же мальчик катается на лыжах? (На катке? На стадионе) На водоёме На реке или на озере.
7)Как вы думаете, как он здесь оказался?
8)Чем может закончиться такое развлечение?
9)Какие советы мы можем дать другим людям, чтобы зимние развлечение не закончилось бедой?
-Всё правильно ребята! Рассмотрев картину, мы поняли, что кататься на льду - это опасно!
10)Как вы думаете чем закончилась эта история? Хорошо, я очень рада, что всё благополучно закончилось.
-Мы молодцы, хорошо рассмотрели картину, и рассказали о ней.
Заключительная часть
Средства: слово, карта
Форма работы: беседа, экспресс опрос
Цели: развивать умения, проводить элементарный анализ своей деятельности, самоанализ собственных успехов и затруднений.
-Ребята, вам понравилось выполнять задания от героев мультфильма Простоквашино?
-Какое задание вам понравилось больше? С каким заданием вам было легко справитсья?
-А что было выполнить сложно?
-И мне очень понравилось с вами вывпролнять задания от дяди Фёдора.
Рефлексия (сюрпризный момент, оценка деятельности детей)
Цель: воспитывать ощущение радости и удовлетворенности, от успеха совей деятельности по средством поощрения.
-Все знаки и символы на карте мы разгадали! Подарок? А где же нам его искать? Ну, конечно, в посылке.
-Давайте откроем посылку, и посмотрим!
-Д. Фёдору и его друзьям и его друзьям очень понравилось, что вы много знаете о зимних развлечениях, умеете о них рассказать и что зима проходит у вас так же весело как у них в Простаквашино.
-И я благодарю вас, ребята, что взяли меня с собой в такое увлекательное путешествие. Мне было с вами очень весело и интересно!
-До свидания!
Список литературы
Веракса Н. Е. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет): Методическое пособие / Н. Е. Веракса, О. П. Галимов. – М. :Мозаика-Синтез 2014.-80с.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. ФГОС. - М. :Мозаика-Синтез 2014. 144.-с.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметами и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М. :Мозаика-Синтез 2014.-80с.